Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2. Эмпирическое исследование смысложизненных ори-ентаций студентов и магистрантов
2.1. Организация исследования
Цель эмпирического исследования – выявить особенности смысложиз-ненных ориентаций студентов и магистрантов.
Гипотеза исследования: предполагается, что смысложизненные ориен-тации у студентов и магистрантов имеют значимые различия.
В эмпирическом исследовании принимали участие 50 человек в воз-расте от 18 до 25 лет, которые составили две группы:
- 1-я группа: студенты 1 – го курса – 25 человек в возрасте 18 – 21 года, из них 22 девушки и 3 юноши;
- 2-я группа: магистранты – 25 человек в возрасте 23 – 25 лет, из них 20 девушек и 5 юношей.
В эмпирическом исследовании был использован тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. Крамбо и Л. Махолика, в адаптации Д.А. Леонтьева, направленный на изучение смысложизненных ориентаций личности, состав-ляющих основу образа Я.
Методика представляет собой 20 симметричных шкал-вопросов, состо-ящих из пары целостных альтернативных предложений с одинаковым нача-лом. Показатели теста включают в себя общий показатель осмысленности жизни (ОЖ) - соответствует сумме баллов по всем 20-ти пунктам.
Также подсчитываются пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля:
1. Цели в жизни – целеустремленность, наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность.
2. Процесс жизни – удовлетворенность своей жизнью в настоящем, вос-приятие процесса своей жизни как наполненного смыслом.
3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией – удовлетворенность прожитой частью жизни.
4. Локус контроля – Я – представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь.
5. Локус контроля – жизнь или управляемость жизни – убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь.
Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех шкал.
Математико-статистическая обработка данных проводилась с использо-ванием статистического пакета программы SPSS 26.0. Вычислялись:
1. Среднее арифметическое (М) – мера центральной тенденции, отра-жающее наиболее ожидаемое значение из ряда.
2. Стандартное отклонение (σ) – показатель нормального распределе-ния, являющийся стандартизированным средним арифметическим отклонений каждого значения из ряда от среднего.
3. Частотный анализ. Частота – это количество объектов в выборке, имеющих данное значение признака. Частотный анализ позволяет увидеть со-отношение данных групп респондентов.
4. Для проверки нормальности распределений использовался критерий Колмогорова-Смирнова, который применяется для сравнения выборки с эта-лонным распределением вероятностей.
5. Сравнительный анализ данных проводился с помощью t-критерия Стьюдента для независимых выборок, который направлен на оценку различий величин средних значений двух выборок, которые распределены по нормаль-ному закону.
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе была сформирована выборка, определены методики, подготовлены бланки, определено время и место диагностики.
На втором этапе проводилась психодиагностика респондентов в соот-ветствии с выбранной методикой в двух группах испытуемых.
На третьем этапе проводился анализ результатов исследования, их ста-тистическая обработка, были сделаны выводы по исследованию.