Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе юношеский возраст является одним из наиболее сложных периодов развития личности, когда молодые люди сталкиваются с множеством вызовов и изменений в своей жизни. В этом возрасте формируется самоопределение, происходит переоценка ценностей и установок, а также развивается самооценка – ключевой аспект самосознания личности. Одним из факторов, сильно влияющих на самооценку в юношеском возрасте, являются переживания страхов.
Страхи играют значительную роль в психологическом развитии человека и могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на самооценку и психологическое равновесие молодых людей [17].
Сфера исследования, связанная с влиянием переживания страхов на самооценку личности в юношеском возрасте, является активной исследовательской областью в психологии.
Множество отечественных и зарубежных ученых, включая Э. Эриксона, И. С. Кона, А. Е. Личко, Ф. Райе, Х. Ремшмидта и других, приходят к выводу о том, что увеличение числа страхов у старшеклассников негативно сказывается на их уверенности в себе. Без достаточной уверенности в себе становится сложно достичь адекватной самооценки, личностной интеграции, принятия себя, осуществления задуманных планов и полноценного общения со сверстниками.
Исследования показывают, что страхи могут ограничивать возможности старшеклассников и мешать им раскрыть свой потенциал. Они могут вызывать тревожность, нерешительность и избегание определенных ситуаций, что препятствует развитию социальных навыков и общению со сверстниками. Кроме того, повышенная тревожность может влиять на учебные достижения и профессиональную ориентацию старшеклассников.
В связи с этим исследование влияния переживания страхов в юношеском возрасте на самооценку личности является актуальной проблемой современной психологии. Юношеский возраст характеризуется значительными изменениями во внутреннем мире молодого человека, а также в его взаимодействии с окружающим миром. Страхи, возникающие в этом периоде, могут существенно повлиять на формирование самооценки и психологическое благополучие юношей и девушек.
Понимание механизмов, связанных с переживанием страхов и их влиянием на самооценку в юношеском возрасте, имеет практическое значение для психологов, педагогов и других специалистов, работающих с молодежью. Разработка эффективных методов саморегуляции страхов и поддержки развития положительной самооценки может способствовать улучшению психологического состояния и адаптации молодых людей в современном обществе.
Однако, несмотря на важность изучения данной темы, существует относительно немного исследований, посвященных взаимосвязи между переживанием страхов и самооценкой в юношеском возрасте [19].
Объектом исследования данной курсовой работы является переживание страхов в юношеском возрасте.
Предметом исследования является влияние переживания страхов на самооценку личности в юношеском возрасте.
Целью данной курсовой работы является анализ влияния переживания страхов на самооценку личности в юношеском возрасте и выявление психологических особенностей, связанных с этим периодом.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи исследования:
1. Изучить основные теоретические аспекты эмоций и их роли в жизнедеятельности человека.
2. Классифицировать различные виды страхов и исследовать условия, в которых они возникают.
3. Раскрыть феномен самооценки и выявить факторы, способствующие формированию разных уровней самооценки.
4. Рассмотреть психологические особенности юношеского возраста и их влияние на переживание страхов и самооценку.
Исходя из данных задач, данная работа направлена на более глубокое понимание взаимосвязи между переживанием страхов и самооценкой в юношеском возрасте, что позволит разработать эффективные практические рекомендации для поддержки психологического благополучия молодых людей в этом периоде их жизни.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ научных трудов и исследований по проблемам переживания страхов в юношеском возрасте в контексте самооценки личности. Реализован комплексный исследовательский подход к изучению материала по теме работы.
Работа состоит из введения, 1 главы и 4 параграфов, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТРАХОВ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ В КОНТЕКСТЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Эмоции: определение; стенические и астенические эмоции и их роль в жизнедеятельности человека
Эмоции являются важной составляющей человеческого опыта и играют значительную роль в нашей жизнедеятельности. Однако точное определение эмоций является сложной задачей, поскольку они обладают множеством аспектов и проявлений.
В самом общем виде эмоции можно определить, как комплексные психофизиологические реакции на внутренние или внешние стимулы, которые включают субъективный опыт, физиологические изменения и выражаются через телесные движения, мимику, жесты и голос. Эмоции охватывают широкий спектр состояний, включая положительные (например, радость, удовлетворение, любовь) и отрицательные (например, грусть, страх, гнев) эмоциональные реакции.
Субъективный опыт эмоций отражает сознательное восприятие человеком внешнего и внутреннего мира и его ощущение своего эмоционального состояния. Каждая эмоция имеет свой уникальный характер и качественную оценку, которые могут быть субъективно восприняты. Например, радость может быть описана как приятное и волнующее чувство, а грусть – как неприятная печаль или потеря.
Физиологические проявления эмоций связаны с активацией нервной системы и изменениями в организме. Они могут включать учащенное сердцебиение, повышенное дыхание, изменения кровяного давления, потливость, а также изменения в гормональном фоне. Эти физиологические изменения являются естественными реакциями организма на эмоциональные возбуждения .
Выражение эмоций через мимику, жесты и голос является важным аспектом коммуникации и передачи эмоциональной информации. Например, улыбка может выразить радость, а морщины на лбу – гнев или озабоченность. Выражение эмоций может быть культурно обусловленным и различаться в разных социокультурных контекстах.
Определение эмоций и их классификация являются предметом активных дискуссий и исследований в психологии. Различные теории и подходы предлагают свои концепции и системы классификации эмоций, учитывая разные аспекты, такие как эволюционный подход, культурные различия, универсальность и т.д.
Рассмотрим классификации эмоциональных процессов по разным критериям.
1. Различаются активные или стенические, и пассивные или астенические эмоции, в зависимости от их влияния на жизненные процессы организма и поведение человека. Стенические эмоции оживляют организм, в то время как астенические эмоции подавляют и затормаживают его функции.
Примером стенической эмоции является радость, которая оказывает положительное воздействие на организм человека. Когда мы испытываем радость, происходит расширение мелких кровеносных сосудов, что способствует улучшению питания всех важных органов, особенно мозга. Это состояние придает нам энергию и воодушевление, и мы чувствуем себя бодрыми и готовыми к действию.
В состоянии радости мы проявляем физическую активность и энтузиазм. Мы можем жестикулировать, прыгать, танцевать, хлопать в ладоши, выражать свою радость громкими восклицаниями и смехом. Повышенная физическая активность связана с ощущением силы и легкости, и мы чувствуем, что можем достичь больших результатов.
Радость также стимулирует умственную активность. Увеличение кровотока в мозгу способствует более продуктивной мыслительной деятельности. Мы становимся более остроумными, креативными и способными к оригинальным мыслям и ярким образам. Это состояние вдохновляет нас к общению, и мы говорим много, быстро и энергично.
Физиологически радость проявляется также во множестве изменений в нашем организме. Кровь активно циркулирует в периферических органах, что делает кожу красной, гладкой и блестящей. Температура тела повышается, глаза светятся, а лицо выглядит оживленным и сияющим. Увеличивается выделение слез и слюны, что связано с активностью органов внешней секреции. Улучшается работа органов пищеварения. Человек, регулярно испытывающий чувство радости, приобретает энергичный, молодой и здоровый вид.
Таким образом, радость является примером стенической эмоции, которая оказывает положительное влияние на физиологические и психологические процессы организма, придавая человеку энергию, активность и жизнерадостность.
Примером астенической эмоции может служить глубокая печаль, которая оказывает негативное влияние на физическое состояние человека. В состоянии печали вазомоторный аппарат организма стимулирует сокращение кровеносных сосудов, что приводит к снижению притока крови к коже, внутренним органам и, в особенности, к мозгу. Это воздействие имеет ряд видимых проявлений.
Внешне лицо приобретает бледный оттенок и вытянутую форму, лишаясь своей обычной живости и сияния. Черты становятся более резкими и заостренными. Температура кожи снижается, вызывая ощущение холода и порой озноба. Замедление кровообращения приводит к затрудненному дыханию и одышке.
Физические проявления печали также затрагивают двигательные функции организма. Уровень питания мозга снижается, что приводит к уменьшению активности мышц. Движения становятся медленными, вялыми и исполняются с трудом и неохотой, что сказывается на продуктивности работы. Походка замедляется, словно человек "плетется". Мышечный тонус резко снижается, вызывая ощущение вялости и расслабленности. Голова и руки опускаются, иногда нижняя челюсть обвисает. Голос становится слабым и едва слышным. Человек испытывает сильную усталость и ощущение нужды опираться на что-либо.
Помимо физических проявлений, печаль также влияет на умственные процессы. Анемия мозга, вызванная пониженным кровотоком, сопровождается замедлением мыслительных процессов. Человек испытывает заторможенность и отвращение к умственной деятельности. Длительное и систематическое состояние печали приводит к общему замедлению жизненных процессов в организме, а также нарушению питания внутренних органов и кожи. В результате человек теряет вес, кожа сморщивается, волосы быстро седеют, и он выглядит старше своего возраста, преждевременно постаревшим . [3].
2. Другой подход к классификации эмоций предполагает их разделение на несколько категорий, в зависимости от их характера: положительные, отрицательные и амбивалентные.
Положительные эмоции, включая радость, удовольствие, восторг и многие другие, возникают в результате удовлетворения глубоких потребностей личности. Они являются результатом приятных событий, достижения желаемых результатов или нахождения в благоприятной обстановке. Положительные эмоции привносят в нашу жизнь яркость и счастье, они поддерживают наше психологическое равновесие и способствуют нашему благополучию.
С другой стороны, отрицательные эмоции, такие как печаль, огорчение и гнев, связаны с неудовлетворенностью наших потребностей. Они возникают, когда мы сталкиваемся с неприятными событиями, не достигаем желаемых результатов или находимся в неблагоприятной ситуации. Отрицательные эмоции могут вызывать дискомфорт и стресс, они являются сигналами
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдиева, Г. И. Некоторые психологические особенности юношеского возраста // Кронос. – 2021. – №11 (61). – С. 41-43.
2. Амиржанова, А. М. Определение и виды страхов / А. М. Амиржанова, Н. В. Иванкова // Вестник Омского регионального института. – 2018. – № 2. – С. 80-84.
3. Анохин, П. К. Эмоции. Психология эмоций: хрестоматия. Автор-составитель В. Вилюнас. Санкт-Петербург: Питер, 2004. – № 268 – С. 275.
4. Бобоева, М. М. Понятие эмоции и виды эмоциональных состояний / М. М. Бобоева // Вестник Таджикского национального университета. Серия филологических наук. – 2016. – № 4-4(206). – С. 44-50.
5. Бранден, Н. Шесть столпов самооценки. – М.: «МИФ». – 2018. – С. 78.
6. Гайфулин, А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки. // Вестник ТГПУ. – 2009. – №1. – С. 73-76.
7. Дорофеева, Г. А. Страхи: определение, виды, причины // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2002. – №5. – С. 177-184.
8. Иванов, Н. С. Личностные особенности юношеского возраста / Н. С. Иванов, А. Б. Михалева // Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2015. – № T26. – С. 71-75.
9. Иванова, Н. В., Ваднева, В. Д. Причины и характеристика тревожных состояний личности в юношеском возрасте // Форум молодых ученых. – 2019. – №2 (30). – С. 721-725.
10. Карабанова, Е. А. Исследование самооценки личности / Е. А. Карабанова // ПРОБЛЕМЫ и ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ науки в РОССИИ и МИРЕ: сборник статей международной научно-практической конференции, Киров, 05 июня 2016 года. Vol. Часть 3. – Киров: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2016. – P. 179-181.
11. Когтева, Д. В. Проблемы самооценки / Д. В. Когтева, Н. Ф. Дианова // Вестник современных исследований. – 2018. – № 12.8 (27). – С. 202-204.
12. Кулиев, Ё. К. Социально-психологичесие особенности юношеского возраста // Science and Education. – 2022. – №4. – С. 1392-1397.
13. Лимонова, О. О. Особенности эмоциональных процессов / О. О. Лимонова, А. В. Вихляева // Современные ТЕХНОЛОГИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ и ИННОВАЦИИ: сборник статей XV Международной научно-практической конференции: в 2 ч., Пенза, 27 марта 2018 года. Том Часть 1. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2018. – С. 192-194.
14. Малютина, Т. В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте // Омский научный вестник. – Омск, – 2013. – С. 129.
15. Никифоров, Г. С., Шингаев, С. М. Виды психической саморегуляции // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2014. – №1. – С. 92-101.
16. Ноздрина, Н. А. Понятие об эмоциях, их функциях и видах / Н. А. Ноздрина // EUROPEAN SCIENCE FORUM: сборник статей III международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 12 марта 2020 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2020. – С. 51-56.
17. Прислопская, Н. В. Тревожность и ее влияние на самооценку в подростковом возрасте // Science Time. – 2019. – №12 (72). – С. 33-38.
18. Ревазов, В. Ч. Психологические аспекты заниженной самооценки личности / В. Ч. Ревазов, Г. И. Дамбегов // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: Сборник научных трудов по материалам Межвузовского научно-практического семинара, Владикавказ, 05–06 декабря 2019 года. – Владикавказ: ООО "Научно-производственно-коммерческое предприятие "Мавр", 2019. – С. 19-24.
19. Рушина, М. А., Орлова, А. В. Особенности самооценки и самоотношения в юношеском возрасте // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2015. – №4. – С. 35-40.
20. Скорова, Д. П. К вопросу об изучении видов страха в подростковом и юношеском возрасте / Д. П. Скорова // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: Материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях, Новосибирск, 04–06 декабря 2019 года / Под ред. А.В. Осинцевой. Том Часть 1. – Новосибирск: Новосибирский гос. пед. университет, 2019. – С. 108-110.
21. Тихонова, С. В. Значение эмоций в жизни человека // Вестник магистратуры. – 2019. – №3-2 (90). – С. 91-92.
22. Ульябаева, Г. Ш., Шакирова, Д. М. Самооценка – что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки // Скиф. – 2019. –№5-1 (33). – С. 389-392.
23. Фесенко, С. Н. Психологические особенности юношеского возраста // Инновационная наука. – 2023. – №2-1. – С. 129-133.
24. Чайка Д. С. Страхи в современном обществе: обзор литературы // Инновационная наука. – 2023. – №1-1. – С. 97-100.
25. Щербатых Ю. В. Психология страха: популярная энциклопедия / Юрий Щербатых. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва: Эксмо, 2007. – С. 504.
26. Якубовская К. И. Страх: понятие, виды и способы преодоления / К. И. Якубовская // Социальные, гуманитарно-экономические и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире: Материалы международной научно-практ. конференции, Ставрополь, 24 апреля 2014 года / Под ред. Чувиловой. – Ставрополь: ИП Шкуро С. Н., 2014. – С. 190-193.