Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Современное обучение должно охватывать всю школьную систему, потому что только единая система может обеспечить единство действий всех звеньев процесса обучения. Целостность развивающего обучения в первую очередь гарантируется благодаря уникальной концепции преподавания: обеспечить максимальную эффективность преподавания для развития учащихся.
Одной из самых серьезных проблем в школах сегодня является резкое снижение интереса учащихся к обучению. Результатом является снижение уровня грамотности, культуры и языка. Они не могут правильно выражать свои мысли и не имеют подходящих аргументов.
Ученикам трудно выделить основную информацию в учебном тексте и свести информацию к ключевым словам или отобразить ее всю целиком. На уроках учащиеся неактивны и отвлекаются при поиске решений проблем. Когда им нужно морально перенервничать и преодолеть трудности, они не могут оценить свою работу и своих сверстников.
Принимая во внимание личные навыки и умения каждого ученика, в учебном процессе могут быть достигнуты положительные результаты. Поскольку уровень знаний и когнитивных навыков у всех детей разный, в учебной программе необходим специальный метод обучения - дифференциация. Дифференцированные методы обучения применяются вместе с позитивным обучением, которое помогает всем учащимся глубоко усваивать учебные материалы и развивать свои умственные способности в соответствии с их способностями.
Научная новизна. Специфика работы в современных начальных школах требует особого подхода к детям со средним уровнем интеллекта, поэтому применение дифференцированных методов обучения для формирования самостоятельности, активности как в учебной деятельности учащихся, так и в их труде, считается необходимым условием. В конце концов, молодые люди с идеологической подготовкой и культурой не смогут принимать самостоятельные решения без воспитания у младших учащихся любви к родному языку и интереса к нему как к одному из школьных предметов.
Дифференциация - это форма организации образовательной деятельности детей, которая учитывает их проявленные склонности, интересы и способности. В переводе с латыни дифференциация означает разделение, расслоение целого на различные части, формы и стадии. Дифференцированные методы обучения играют важную роль в усвоении знаний.
Термин «дифференцированное обучение» в преподавательской среде далек от четкого объяснения. Он связан с принципиально разными идеологическими установками педагогов, которые привели к появлению двух методов дифференциации: объектного и субъектного.
Идеологической основой объективного метода является отношение к людям как к объектам, что приводит к упрощенному отношению к самой дифференциации: выявлению сути дифференциации и ее последствий (разделение детей на группы сильных и слабых).
Если рассматривать объективный метод, то дифференциация в конечном итоге создает все условия для раздора, конфронтации, неприязненных отношений среди детей. С помощью методов объективной дифференциации можно четко наблюдать тенденцию унижать одних (группа отстающих) и возвышать других (группа отличников и хорошистов).
Идеологической основой метода субъективной дифференциация является отношение к человеку как к субъекту. Субъективный метод основан на понимании природы дифференцированного образования и воспитания. Данный аспект должен включать в себя оказание учащимся психологической и методической помощи, чтобы сделать их успешными в учебной и познавательной деятельности.
Объект исследования: виды обучения.
Предмет исследования: технология дифференцированного обучения.
Цель исследования: провести анализ технологии дифференцированного обучения среди младших школьников в современных условиях.
Цель предопределяет задачи исследования, которые предстоит решить:
1.Раскрыть дифференцированный подход в процессе обучения: основные положения и понятия;
2. Рассмотреть психологические особенности в реализации дифференцированного обучения;
3. Провести анализ необходимости внедрения дифференцированного обучения в школах;
4. Дать общую характеристику и методы исследования;
5. Провести анализ результатов исследования.
Источниковая база исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику: Агошкова О.В., Бондаревская Е.В., Кларин М.В., Кобец И.В., Парамошина И.А.
Методы исследования: сравнительный метод, метод наблюдения, метод оценки, метод анализа, дедукция.
Структура. Курсовая работа включает введение, три главы, заключение и список литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1 Дифференцированный подход в процессе обучения: основные положения и понятия
В переводе с латыни «дифференциация» означает разделение целого на различные части, формы и стадии [13].
Дифференцированное обучение - это:
- организационная форма образовательного процесса, при которой преподаватели работают с группой учащихся и учитывают наличие общих качеств (однородных групп), значимых для образовательного процесса;
- часть общей системы обучения, обеспечивающей специализацию образовательного процесса для различных групп учащихся.
Дифференцированный метод в обучении включает в себя:
- различные условия обучения для разных школ, классов и групп с учетом особенностей их целевых групп;
- комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в однородных группах.
Технология дифференцированного обучения - это набор организационных решений, инструментов и методов дифференцированного обучения, которые охватывают определенные этапы учебного процесса.
Целью дифференцированного обучения является:
- учащиеся обучаются в соответствии со своими способностями и уровнем умений;
- учащиеся приспосабливаются к особенностям различных групп учащихся (адаптация).
Любая теория обучения предполагает использование методов дифференциации обучения. Принцип дифференциации обучения заключается в том, что процесс обучения строится как дифференциация. Одним из основных видов дифференциации является индивидуальное обучение.
Технология дифференцированного обучения - это набор организационных решений, инструментов и методов дифференцированного обучения, которые охватывают определенные этапы учебного процесса.
Исследования и анализ литературы по педагогической психологии показывают, что концепция среднего образования решительно отказывается от традиционного уравнения, признавая, что разнообразие форм преподавания и среднего образования зависит от склонностей и интересов учащихся. Однако, к сожалению, принцип общей корректности по-прежнему остается лишь утверждением [19].
Из анализа практики видно, что, например, ученики, склонные к естественным предметам, не имеют достаточной базы для духовного развития, а ученики, не интересующиеся предметами естественно-математического цикла, не могут развить в себе гуманистические наклонности. Но для тех, кто ориентирован на практическую деятельность, освоение навыков особенно сложно.
Современные массовые школы не могут обучать всех школьников одинаково. Это также одна из причин, по которой учащиеся теряют интерес к учебе и чувствуют себя очень некомфортно в школе.
В процессе дифференцированного обучения используются различные методы, приемы, формы обучения и специальные учебные материалы, позволяющие учащимся развиваться в соответствии с их собственными способностями.
Дифференцированные варианты обучения - это индивидуальное обучение, в которых учитывается следующее:
- учитель работает только с одним учеником;
- учащиеся взаимодействуют только с учебными средствами (учебными пособиями, компьютерами и т.д.).
Главное преимущество дифференцированного обучения заключается в том, что оно позволяет полностью адаптироваться к содержанию, методу и ритму учебной деятельности ребенка в соответствии с его особенностями; следить за его продвижением от незнания к знаниям и своевременно корректировать эту «чистую» форму индивидуального обучения учащихся и учителей. Применяется ограниченным образом [8].
Основной формой дифференцированного обучения является учебная программа (традиционная и нетрадиционная). В процессе применения дифференцированных методов учителя изучают, анализируют и классифицируют различные качества личности и их проявление у учащихся.
Наиболее распространенным методом дифференцированного обучения является выполнение учащимися заданий различной сложности. Кроме того, различия между этими заданиями заключаются в степени самостоятельности, уровне креативности, количестве учебных материалов и характере помощи учащимся.
Дифференцированное обучение возможно только в контексте развития и личностно-ориентированного обучения. Этим эффективным методом обучения является проблемно-ориентированный метод обучения, активный метод обучения, который включает в себя обсуждение, методы выполнения заданий, методы стимулирования интереса к обучению, создания успешных ситуаций, креативности и другие.
Дифференциальное обучение в настоящее время считается эффективным методом обучения. Коррекционная работа с задерживающимися подростками должна начинаться с диагностики их когнитивных способностей (наблюдение, диалог, тестирование, исследование результатов учебной деятельности и другие методы).
Вообще говоря, при выполнении возможных индивидуальных заданий выбираются дополнительные материалы, конкретизируются учебные задания, указываются методы работы для предотвращения ошибок, совместно выполняя задания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агошкова О.В. Дифференцированный подход в контексте личностно-ориентированного образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. - 2019. - Вып. 3. — С. 7-18.
2. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. — 2021. - № 1. — С. 17-24.
3. Дифференциация обучения: Педагогическая и физиолого-гигиеническая оценка / М.В. Антропова, Г.Г. Манке, Л.М. Кузнецова. — 2020. — № 9-10. - С. 25-31.
4. Кларин М.В. Инновационные модели обучеНйя в зарубежных педагогических поисках. М.: Вита, 2019. — 304 с.
5. Кобец И.В., Парамошина И.А. Дифференцированное обучение в школах России и Китая (на примере физики) // Трансграничье в изменяющемся мире. - 2019. — № 1. - С. 198-203.
6. Кузнецова Н.Ю. Система управления дифференцированным обучением английскому языку учеников неязыкового вуза в условиях неоднородности учебных групп: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб.: Вита, 2019. — 154 с.
7. Ларионова Т.В., Новак Г.Н. Дифференцированный подход к обучению младших школьников: опыт реализации // Гаудеамус. - 2019. — № 1 (21). - С. 134-137.
8. Осмоловская И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе: учеб. пособие. М.: Наука, 2020. - 175 с.
9. Осмоловская И М. Практика дифференцированного обучения: попытка систематизации // Научная школа. — 2019. - № 6. — С. 55-78.
10. Перевозный А.В. Условия эффективности дифференциации современного школьного образования // Проблемы педагогики и психологии. — 2019. - № 1. — С. 205- 212.
11.Резер Т. Профильное обучение и здоровье школьников // Народное образование. — 2019. - № 8. — С. 148-152.
12. Рогановский И. Дифференцированное обучение - как его осуществить? // Народное образование. — 2021. - № 3. - С. 44-56.
13. Рональд де Гроот. Дифференциация в образовании. — М.: Наука, 2019. — 356 с.
14. Сейтасанов Ф.С. Реализация индивидуального дифференцированного обучения на основе применения разноуровневых дидактических средств обучения // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. - № 46-4. - С. 228-233.
15. Стерелюхин А.И., Старцева Н.И., Михайлов В.М. Дифференцированный подход в обучении учеников естественно-научных специальностей университета на занятиях физического практикума // Вестник Тамбовского университета. Сер. Естественные и технические науки. — 2019. - Т. 10, № 1. — С. 94-95.
16. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 2020. - 192 с.
17. Шахмаев Н.М. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе // Дидактика средней школы. — 2020. — С. 88-97.
18. Шевякова К.В. Методика обучения физике: в старших классах средней &колы с учетом уровневой дифференциации. — М.: Наука, 2020. — 435 с.
19. Шишмаренко В.К. Дифференциация обучения как педагогическая проблема. Челябинск, 2020. - 88 с.
20. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (Теоретические основы и практическая реализация). М.: Логос, 2019. — 345 с.
21.Hamza H., Hernandez de Hahn L. Practicing Constructivist and Culturally Responsive Methods through Differentiated Instruction // International Journal of Humanities and Social Science. — 2019. - Vol. 2, N 5. — P. 75-82.