Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная жизнь и система образовательно-воспитательной деятельности ориентированы на достижение высоких образовательных результатов, интенсивное развитие ребенка, расширение объёма знаний. При этом, общество не всегда способно соотнести высокий уровень достижений с социальным запросом на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Уровень здоровье детей России снижается, отмечается и недостаточность внедрения принципов валеологии в массовую практику образовательных учреждений. При этом, в Федеральном государственном стандарте образования (ФГОС НОО в частности), современная школа рассматривает здоровье как необходимый компонент образования, а здоровьесбережение подрастающего поколения в практике работы школы –
одно из приоритетных направлений гуманизации образования в целом. Формируется новая стратегия современной общеобразовательной школы, в которой здоровье рассматривается как необходимый компонент образования.
Своевременное формирование устойчивых ценностных ориентаций на здоровье, физическую культуру позволит избежать детям приобретения отрицательного опыта вредных привычек, сохранить потребность в двигательной активности, укрепить растущий организм.
Актуальность проблемы подтверждается недостаточной изученностью механизма формирования здоровьесбережения в теории и практике, что затрудняет перевод здоровьесберегающей педагогики на принципиально новый качественный уровень.
Анализ философской, психолого-педагогической литературы, исследований по данной проблеме, а также имеющегося опыта работы образовательных учреждений подтверждает необходимость преодоления противоречия между потребностями общества в воспитании здорового молодого поколения и отсутствием достаточных педагогических условий для формирования здоровья в семье и школе, что и обусловливает актуальность и выбор тему данного исследования «Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе».
Объект исследования: здоровьесберегающие технологии.
Предмет исследования: здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе.
Цель исследования: изучить здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе.
Задачи исследования:
1. Отразить ценностный смысл идеи здоровьесбережения в образовании.
2. Описать применение здоровьесберегающих технологий в процессе учебной и внеучебной деятельности.
3. Провести экспериментальное исследование по изучению применения здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе.
4. Подготовить выводы по теме исследования.
Гипотеза исследования: применение здоровьесберегающих технологий в современном образовательном процессе положительным образом сказывается на развитии мировоззренческих, когнитивных, мотивационных, организационных компонентов здорового образа жизни школьников.
Методы исследования: обзор литературы по теме исследования, наблюдение, моделирование, анализ результатов деятельности.
Структурно, работа включает введение, две главы, разделённые на параграфы, заключение, список использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1.Ценностный смысл идеи здоровьесбережения в образовании
Здоровый образ жизни как продукт духовный и физических усилий человека – ценное новообразование, которое рождается в процессе умственного, эмоционального и физического напряжения. Сам ребенок без помощи взрослого, без руководства педагогов не в состоянии подняться на высокую ступень осмысления цели, содержания, способов развития личности. Родители и педагоги обязаны содействовать духовным и физическим усилиям ребенка в формировании образа достойной жизни. В формировании этого образа основная роль принадлежит школьнику и окружающей реальности.
Ребенку недостаточно сообщить какое-либо знание о здоровье и сказать, что делать так правильно, а иначе – неправильно, поскольку у ребенка может возникать и часто возникает внутренний протест. Основы мировоззренческих реакций и отношения детей, по мнению ученых, необходимо сформировать к 5-12 годам (Н. Е. Щуркова, Е. А. Осипова) . М.Л. Лазарев создал оригинальную и весьма ценную программу формирования здоровья на разных стадиях онтогенеза. Автор делает заключение о том, что любая оздоровительная методика может быть дана ребенку не иначе, как через осознание им ее необходимости, через участие его мотивационно-потребностной сферы. Иными словами, магистральный путь формирования физического здоровья ребенка лежит через психическое совершенствование, через личностный рост .
В настоящее время большая доля ответственности за здоровье школьников перемещается на грамотного учителя, который должен учить школьников быть созидателем своего здоровья
В России, как свидетельствуют историко-педагогические источники, проблеме формирования здоровья школьников особое значение придавалось в ключевые, поворотные моменты развития страны.
В конце 1940-х и начале 1950-х гг. новая установка на гигиенический аспект здорового образа жизни была вызвана суровой необходимостью послевоенного времени. Во многих публикациях тогда подчеркивалась роль семьи в привитии детям навыков здорового образа жизни, но не предлагались ни концепции, ни механизмы формирования здорового образа жизни школьников. Исследования этого периода акцентировали внимание на необходимости создания оздоровительной атмосферы в учреждениях образования.
Конец 60-х и 70-х гг. XX века отмечен большим количеством работ по охране здоровья детей. Особое внимание уделялось проблеме ориентации учителя на понимание природы заболеваний ребенка, обучающегося в школе.
Начало 80-х гг. характеризуется быстрым ростом числа исследований по вопросам гигиенического воспитания и охраны здоровья школьников.
В 90-е гг. поиск оптимальных путей здоровьесберегающих технологий привлекает повышенное внимание не только ученых-педагогов, но и психологов, социологов. Обращение к человеческим ценностям требует совершенно иной ориентации: биологическое здоровье рассматривается как условие и базис для создания и совершенствования духовных и интеллектуальных достижений человека. Иное понимание проблемы требует и иных путей ее реализации. Именно поэтому все ключевые вопросы сконцентрированы на детском периоде жизни ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акимова Н.В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе // Эффективность здоровьесберегающих технологий в образовательной среде : Материалы III региональной научно-практической конференции. – Орехово-Зуево : МГОГИ, 2012. – 160 с. С.6-8.
2. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа. – 2005. - № 11. – С. 73-76.
3. Латохина М.Н. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе // Эффективность здоровьесберегающих технологий в образовательной среде : Материалы III региональной научно-практической конференции. – Орехово-Зуево : МГОГИ, 2012. – 160 с. – С.74-76.
4. Лисицын Ю. П. Социология – наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни // Здравоохранение РФ. – № 6. – 2009.
5. Лазарев М. Л. Здравствуй! Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста. – М. : Академия здоровья, 2007. – 320 с.
6. Морозов В. О. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школы (теоретико-практические аспекты) : монография. – Орск : Издательство ОГТИ (филиала) ОГУ, 2014. – 188 с.