Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы самооценки и успешности обучения
1.1 Основные термины и содержание самооценки
1.2 Структура успешности обучения и ее оценка
1.3 Способы диагностики самооценки и ее влияние на успешность обучения
Выводы по первой главе
2 Экспериментальное исследование уровня самооценки учащихся младших школьников
2.1 Общая характеристика методов, этапов и выборки исследования
2.2 Проведение исследования и его интерпретация
2.3 Анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Самооценка является важным атрибутом личности, поскольку она играет роль в регулировании деятельности, обеспечивающей ее оптимальную адаптацию к изменяющимся условиям жизни. В этом смысле большинство авторов, изучающих этот психологический феномен, относятся к нему как к наиболее важной части самосознания (как «Я»-концепции).
Самооценка проявляется как способность человека выносить определенные суждения о ценности, значении или качестве своего поведения, повадки и личности. Самооценка - это процесс сравнения себя с идеализированной моделью.
Нет никаких сомнений в том, что самооценка оказывает влияние на эффективность человеческой деятельности и развитие личности. Это субъективное личностное формирование человеческого разума.
Самооценка выполняет регулирующие и защитные функции, влияет на поведение, деятельность и развитие личности, и их взаимодействие с другими людьми также напрямую связано с уровнем личностных притязаний. Существуют разные типы самооценки: адекватная и недостаточная, низкая, средняя, высокая, преувеличенная и заниженная и так далее.
При изучении психологии также активно изучается роль самооценки в достижении поставленных целей. Умственная усталость, связанная с большими нагрузками во время тренировок, преодолевается волей к упорному труду, мотивацией и желанием достичь краткосрочных и будущих целей.
В этом процессе самооценка способностей человека имеет основное значение связи между целями, претенциозностью и мотивацией. Если быть точным, самооценка является наиболее хрупким компонентом процесса обучения, поскольку на нее влияют как личность, так и внешняя оценка достижений другими учащимися.
Противоречие. В то же время учебная деятельность, как и другие виды деятельности, создает благоприятные условия для формирования достаточной самооценки.
Объект исследования: самооценка как способ представления человека о самом себе.
Предмет исследования: влияние самооценки учащихся на успешность обучения.
Цель исследования: проанализировать особенности влияния самооценки на учебную деятельность учащихся в современных условиях. В соответствии с целями работы выделим ключевые задачи, которые необходимо решить:
1.Рассмотреть содержание понятия «самооценка»;
2. Изучить способы диагностики самооценки;
3. Ознакомиться с общими характеристиками методов исследования, стадий и образцов;
4. Провести исследование и объясните;
5. Проанализировать результаты исследования.
Гипотеза. В работе выносится предположение о том, что существенное влияние на успешность обучения учащихся влияет их самооценка.
Практическая значимость этого исследования заключается в том, что оно направлено на улучшение применения активных методов обучения для развития самооценки учащихся. Результаты исследования могут быть использованы в образовании и практической работе педагогов.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, дедукция, исторические методы, наблюдение.
База исследования: 50 обучающихся 4 «А» и 4 «Б» МОУ СОШ с.Шишкино .
Структура. Работа включает в себя введение, две главы, выводы и список литературы. Во введении раскрываются актуальность, цель, задача, предмет, объект, теоретическая и методологическая основа.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты развития самооценки.
Во второй главе проводится эмпирическое исследование активной педагогики как средства повышения самооценки учащихся.
В заключении приведены основные выводы и рекомендации.
Список использованных источников содержит 20 наименований.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова-Славская, К.А. Психология и сознание личности: Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности / К.А. Абульханова-Славская - М.: Воронеж, 2019. – 243 с.
2. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов — М.: Просвещение, 2020. – 501 с.
3. Божович, Л.И. Личность и формирование самооценки в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2019. - 464 с.
4. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные труды / Л.С. Выготский. − М.: Юрайт, 2019. − 302 с.
5. Гинзбург, М.Ф. Личностная самооценка как психологическая проблема // Вопросы психологии. – 2018. - № 2. – С. 19-26.
6. Горский, В.А., Журкина А.Я. Педагогические принципы развития самооценки учащихся // Доп. образование. - 2018. - № 2. - С. 4 – 6.
7. Егорова, А.В. Социально-педагогические условия развития самооценки / А.В. Егорова. - М.: Наука, 2020. – 578 с.
8. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов / Е.А. Климов. − 4-е изд. стер.− М.: Академия, 2019.− 301 с.
9. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 47 с.
10. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. - М.: Наука, 2021. – 95 с.
11. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2019. – 199 с.
12. Нечаев, М.П. Теоретико-методологические основы развития воспитывающего потенциала образовательной среды / М.П. Нечаев. – М.: Наука, 2019. – 370 с.
13. Подпасный, И.П. Педагогика: 100 вопросов-100 ответов: уч. пособие для высш. уч. Заведений / И.П. Подпасный – М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2019. - 368 с.
14. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.Ю. Пряжникова.− 5-е изд. испр. и доп.− М.: Академия, 2019. − 488 с.
15. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение и самооценка личности. Теория и практика / Н.С. Пряжников – М.: Академия, 2019. –320 с.
16. Реан, А.А. Психология личности: учеб. пособие/ А.А. Реан. — СПб: Питер, 2019 –288 с.
17. Родичев, Н.Ф. Формирование профессионального самоопределения и самооценки школьников в условиях непрерывного образования // Педагогика: науч. - теорет. журн. Рос. Акад. образования. – 2012. – №9.– с.16 – 24 .
18. Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. – М.: ТАНДЕМ, 2020. – 258 с.
19. Фролова, С.В. Психолого - педагогическое сопровождение современных старшеклассников // Профильная школа. – 2019. – № 5. – с. 25-28.
20. Чистякова, С. Н. Проблемы становления самооценки студенческой молодежи в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – С. 52-67.