Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Понятие «внутришкольного контроля» как системы управления качеством образования
Министерство просвещения Российской Федерации реализует деятельность по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности федеральными государственными образовательными организациями, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Согласно приказу Минпросвещения России от 03 апреля 2023 г. № 230 «О внесении изменений в пункт 1 приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 15 февраля 2022 г. № 78 «Об ответственных должностных лицах за размещение информации о результатах независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности федеральными государственными образовательными организациями, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам, на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»[20]. Таким образом, согласно приказу, на официальном сайте ООУ п периодически должна появляться информация по итогам качественной проверки внутри образовательной организации, подготовку которой должны осуществлять назначенные ответственные сотрудники.
Развитию системы образования в России в настоящий момент присущи поиск новых форм и методов функционирования системы, рост вариативности видов школ и образовательных программ. Положительные процессы в развитии российского образования были отражены в процессе децентрализации управления общеобразовательными учреждениями и предоставления им ощутимой автономии, многообразии сети общеобразовательных учреждений, новом содержании и технологиях общего образования; предоставлении учащимся, их родителям возможности выбрать образовательные предметы, учреждения; развитии рынка образовательных услуг; возможности многоканального и многоуровневого финансирования образовательных учреждений.
Сегодня общеобразовательная школа представляет собой диалектически развивающуюся открытую систему, созданную обществом для реализации социально обозначенных функций, и не может функционировать независимо от общества. Законом РФ «Об образовании» ставятся перед школой конечные цели, регламентируется ее деятельность. Отметим, что способы достижения этих целей школой выбираются самостоятельно на базе многоуровневого анализа государственного и социального заказа на образовательные услуги, готовности педагогического коллектива решать эти задачи, способности администрации управлять саморазвитием школы в рамках современных условий, наличием материальной и технической базы. [Добрякова, Юрченко, Новикова, с. 7].
Улучшение образовательной системы определяется организацией ее управления. Именно то, как будет решаться проблема управления, определяет судьбу образования и развития российского общества в целом. Старая система управления образованием во многих аспектах разрушена, новая находится на стадии создания, при этом централизованное управление уступает самостоятельности регионов, районов, учебных заведений.
Согласно концепции модернизации российского образования, главная задача российской образовательной политики - это «обеспечение современного качества образования на базе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».
Проблема качества образования актуальна не только для Российской действительности, но и для всего мирового сообщества. Большинство развитых стран обеспокоено современным состоянием образования и пытаются повысить его качество. Злободневность вопроса обусловлена, в первую очередь, глобальными проблемами человечества, которые влияют на условия жизни, определяют современные требования. Чтобы не растерять достижения российской школы при всех модификациях в общем образовании, важно создать особые условия для самореализации и развития личности, обеспечить многоуровневое управление качеством образования.
В качестве субъектов образовательного процесса выступают руководители школы, учителя, ученики, родители. Для того, чтобы их действия были согласованы и образовательные цели успешно достигались важно найти оптимальные пути для правомерной постановки вопроса об управлении образовательным процессом. Управление базируется на системном знании субъектом, о том, как реализуется управляемый процесс.
Итак, проблема исследования обусловлена социально значимыми противоречиями между неудовлетворенностью качеством современного общего образования и потребностью в стабильном его повышении согласно запросам личности, общества, государства и реальным потенциалом традиционной системы образования разрешения этих противоречий. [Казин, Лукъянова].
Сегодня отмечаются разные направления повышения эффективности управления качеством образования в образовательном учреждении. В их числе: аккредитация образовательного учреждения, школьная система оценки качества образования, мониторинг образовательного процесса, внутришкольный контроль и др. В рамках исследования целесообразно рассмотреть систему внутришкольного контроля, как значимое направление повышения эффективности управления качеством образования.
Чтобы определить задачи развития современного образования и его реформирования первоочередно следует рассмотреть вопросы обеспечения его качества.
Сегодня проблема качества образования получила исключительную актуальность. Проблема качества образования как научно-теоретическая проблема представляет собой сложный комплекс вопросов.
В рамках педагогической науки понятие образование интерпретируется весьма широко и неопределенно. Оно включает в себя ценностные, процессуальные, результативные, системные стороны функционирования социальных институтов общества, которые дополнены многообразным содержанием. Образование рассматривается и на различных уровнях его организации - личностном, институциональном, региональном, государственном. Исходя из Закона РФ «Об образовании», образование рассматривается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Сергеева В.П.. определяет образование как социальный институт, который следует рассмотреть в виде четырех основных систем:
1 - система управления образованием (решает задачи создания благоприятных условий финансовых, организационных, информационных, нормативно-правовых, материально-технических для эффективного функционирования и развития остальных трех систем);
2 - система формирования содержания образования (чему учим?);
3 - система организации учебной деятельности (как учим?);
4 - система оценки качества образования (что в результате получаем?) [Сергеева, с. 33].
Если обобщить различные трактовки понятия, целесообразно сделать вывод, что образование являет собой вполне самостоятельную форму общественной практики (систему деятельностей, структур организации и механизмов управления), особая социальная инфраструктура, пронизывающая все другие социальные сферы, а тем самым обеспечивающая целостность общественного организма.
С учетом преобразований в социальной среде, которые также были отражены в новых образовательных стандартах, следует говорить о кризисе институционального образования. Педагогической общественности необходимо в этих условиях проявить высокую ответственность, инициативу, избежать формализма и косности. В особом смысле это касается оценки качества образования (ОКО), как одного из важнейших компонента социальной сферы. Среди актуальных инструментов измерения следует назвать три:
1. Внутришкольная система оценки качества образования (ВСОКО). Система мероприятий и процедур, которые необходимы для реализации контроля состояния качества образовательной деятельности посредством обеспечения своевременной, полной и объективной информации о качестве образовательных программ, которые осуществляет ОО, и результатах освоения программ обучающимися. Совокупность процедур ВСОКО представляет собой Внутришкольный контроль (ВШК). Результаты ВСОКО фиксируются в ежегодном отчете о самообследовании образовательной организации.
2. Региональные и федеральные измерения, в которых входят Всероссийские проверочные работы (ВПР), региональные диагностические работы (РДР). На протяжении определенного периода к этим измерениям относилась и Государственная итоговая аттестация, показатели которой определяли как качество работы педагога (в ряде регионов они серьезно отражались на присвоении учителю квалификационной категории), так и эффективность педагогической системы школы, что сказывалась на полуофициальных рейтингах школ по среднему баллу ЕГЭ.
3. Независимая оценка качества образования (НИКО). Имеем в виду деятельность официально уполномоченных структур и организаций, которая направлена на выявление уровня удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых образовательных услуг и соответствие качества этих услуг федеральным требованиям.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алашеев С, Рафор С. ЕГЭ: технология достижения успеха обучения //Директор школы. 2004. № 6. С. 11-21.
2. Гребенкина Л.К. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы /Л.К.Гребенкина, Н.С.Анциперова. - М.: Педагогический поиск, 2000. - 220 с.
3. Иващенко, Л. Е. Школьная система независимой оценки качества образования как условие повышения качества образования / Л. Е. Иващенко, А. С. Ефимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 25 (211). — С. 297-299. — URL: https://moluch.ru/archive/211/51519/ (дата обращения: 07.07.2023).
4. Казин Ф.А, Лукьянова Н.Г. Школа сегодня и завтра глазами старшеклассников // Вопросы образования. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkola-segodnya-i-zavtra-glazami-starsheklassnikov (дата обращения: 07.07.2023).
5. КлячкоТ.Л., Семионова Е.А. Токарева Г.С. Кадровая ситуация в школе: мнение учителей // Вопросы образования. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kadrovaya-situatsiya-v-shkole-mnenie-uchiteley (дата обращения: 07.07.2023).
6. Ланина Е. В., Бочавер А. А., Антипкина И. В. (2021) Измерение родительского контроля и его связь с когнитивными результатами учащихся младших классов // Вопросы образования/Educational Studies Moscow. № 2. С. 152-171. https:// doi.org/10.17323/1814-9545-2021-2-152-171
7. Макарова Т.Н. Учебный процесс: планирование, организация и контроль /Т.Н.Макарова. - М.: Глобус, 2001. - 160 с.
8. Добрякова М. С., Юрченко О. В., Новикова Е. Г. Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей /; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2018. — 72 с. — 200 экз. — (Современная аналитика образования. № 4 (21))
9. Портнов М.П. Азбука школьного управления /М.П. Портнов, - М.: Педагогический поиск, 1991. - 167 с.
10. Резер Т. М. Государственное управление качеством образования : учебное пособие / Т. М. Резер, Т. Ю. Ольшевская ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 115 с. – Библиогр. : с. 110–113
11. Сергеева В.П. Управление образовательными системами /В.П.Сергеева. - М.: ЦГЛ “Народное образование", 2002. - 172 с. студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2001. 176 с. (2)
12. Скрипак, Е. И. К вопросу о понятии «образовательная услуга» [Электронный ресурс] / Е. И. Скрипак // Интеллектуальный и индустриальный потенциал регионов России : материалы Всерос. науч. чтений, Кемерово, 26–28 окт. 1999 г. / КемГУ ; редуол.: А.М. Адаменко [и др.]. – Кемерово : КемГУ, 1999. – 228 с. – Режим доступа : www.history.kemsu.ru. – Дата обращения 06.07.2023
13. Сорокин П.С., Фрумин И.Д. Образование как источник действия, совершенствующего структуры: теоретические подходы и практические задачи // Вопросы образования. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-kak-istochnik-deystviya-sovershenstvuyuschego-struktury-teoreticheskie-podhody-i-prakticheskie-zadachi (дата обращения: 07.07.2023).
14. Субетто А.И. Технология сбора и обработки информации о процессе мониторинга качества образования. -СПб. - М., 2000.
15. Ульянова Т.Д. Внутришкольный контроль как средство повышения педагогического мастерства учителя /Т.Д.Ульянова //Завуч начальной школы. 2004. - № 1. - С.79-82.
16. Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. 320 с
17. Управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. С.Д.Ильенковой.-М., 1999.
18. Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников К.А., Реморенко И.М. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / Институт образования НИУ ВШЭ. Серия «Современная аналитика образования. 2018. Вып. 19 [Электронный ресурс]: URL: https://ioe.hse.ru/sovaobr
19. Юсупова Э. М. На что ориентируются учителя начальных классов в своих ожиданиях относительно академической успешности учащихся // Вопросы образования. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/na-chto-orientiruyutsya-uchitelya-nachalnyh-klassov-v-svoih-ozhidaniyah-otnositelno-akademicheskoy-uspeshnosti-uchaschihsya (дата обращения: 07.07.2023).
20. Официальный сайт «Приморский краевой институт развития образования» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://pkiro.ru/education-quality/monitoringovye-issledovaniya/ (дата обращения 07.07.2023)
21. Официальный сайт «Министерство просвещения РФ» Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности [Электронный ресурс] Режим доступа: https://open.edu.gov.ru/quality-of-education/ (дата обращения 07.07.2023)