Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования инновационного развития предприятий является следствием всеобщего осознания, что обновление производства невозможно без нововведений в производство, управление и финансы. Инновации ведут к совершенствованию не только производства, но и рыночных технологий, появлению новых методов сбыта продукции, повышению эффективности управления.
Перспективы развития цементной отрасли в период социально-экономического кризиса могли бы быть гораздо плачевнее, если бы до 2014 г. холдингами не была бы реализована инновационная программа на отдельных заводах по производству цемента. Тем не менее, в условиях падения темпов строительства жилья, нужно обращать внимание не только на внутренний, но и на внешний рынок, а для этого необходимо усиленно развивать инновационную составляющую деятельности цементных предприятий.
Основной целью работы является разработка плана инновационного развития современного высокотехнологичного предприятия и оценка экономической эффективности предлагаемых инноваций.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
1) Изучить инновационный процесс и его содержание;
2) Изучить характеристику предприятия и его инновационный потенциал;
3) Разработать инновационную стратегия предприятия в рамках планирования инновационной деятельности.
Объект исследования – инновационная деятельность. Предмет исследования АО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп».
1. Теоретическая часть. Понятие и сущность инновационного процесса
1.1. Инновационный процесс как предмет экономического исследования
Инновационный процесс представляет собой процесс исследования, разработки, создания, производства и коммерциализации инноваций (новшества).
Реализация инновационных процессов включает изучение инновационных потребностей рынка, поиск новых идей, проведение научных исследований, разработку рационализаторских предложений, усовершенствование продуктов и технологий, промышленное освоение и внедрение, производство новых продукций, их рекламу и коммерциализацию. Очень важным является обеспечение продвижения и сбыта инноваций, поскольку результаты работы предприятий, их конкурентоспособность и уровень доходов зависят именно от рыночной реализации новых продукций. Обеспечение данного процесса можно достичь путем эффективного управления и совершенствования его методов.
Рассмотрим основные составляющие элементы структуры инновационного процесса можно представлять в следующем образе (рис. 1).
Инновационный процесс формируется из этапов инновационной деятельности, включая творческую научно-техническую (фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские работы), финансовую, управленческую, информационную, маркетинговую составляющие. От реализации данных этапов зависит характеристика степени и границы осуществимых или осуществленных инновационных процессов в том или ином предприятии.
Инновационный процесс на промышленных предприятиях, как средство их развития, требует применения целостного подхода к его управлению. Поскольку инновация позволяет представить инновационный процесс как стадии возникновения, становления, освоения и коммерциализации, управление инновационными процессами отличается целями и результатами, а также особенностями процессов производства.
Рисунок 1. Элементы, составляющие структуру инновационного процесса
Инновация, выступая как конечный результат инновационного процесса, является товаром и получает реализацию в виде нового сырья, продукта, техники или технологического процесса. Следует отметить, что, когда мы говорим о конечном результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), который реализуется в виде совершенно нового предмета (сырья, продукта, техники и технологии), ее приобретение для покупателя служить не только как товар или вещь, но и сопровождается совокупностью знаний, информации и сведений об этом продукте. По-другому, инновация - это интеллектуальный товар, сочетающий в себе новые знания (научные и практические), производственную себестоимость, потребительскую и рыночную стоимость, и что этими свойствами во многом характеризует проблемы управления инновационными процессами на разных уровнях (предприятий, отраслей, регионов, и государства).
1.2. Экономическое содержание инновационного процесса и его основные элементы
Разные виды инноваций имеют специфические особенности разработки, внедрения, коммерциализации, требующие от менеджеров инноваций промышленных предприятий выбор и использование оптимальных подходов к управлению, определение направления инновационной деятельности и ее методов, которые могут способствовать эффективному осуществлению инновационного процесса.
В классификаторе имеются два уровня:
1. Базовые признаки объектов классификации.
2. Группировка инноваций по базовым признакам.
Существуют два подхода в классификации инноваций:
1. Специфический (ограниченный) подход, основу которого составляет использование одного квалификационного признака.
2. Расширенный подход, предполагающий использование разных классификационных признаков для типологии инноваций.
В таблице 1 рассмотрим этапы реализации инновационного проекта.
Основные этапы инновационного процесса
Создание инноваций Диффузия инноваций
Фазы жизненного цикла инноваций
Исследование Производство Потребление
Этап Инновационный маркетинг Фундаментальные исследования Прикладные исследования и разработки Подготовка производства и серийный
выпуск
Коммерциализация инноваций Использование
(Эксплуатация)
Спад
Поэтапная реализация Исследование влияния технологического прогресса и потребности потребителей на рынок, выявление свободных рыночных ниш.
Поиск и анализ потенциальных зон устойчивой прибыли. Теоретические и экспериментальные работы.
Разработка концепции, оценка технической осуществимости. Проектирование, конструкторская проработка.
Разработка опытного образца (прототипа).
Конструкторско- технологическая, материально- техническая и организационная подготовка производства, Предсерийное производство, доработка, производственные испытания.
Серийное производство. Управление текущим производством. Индивидуализация товара (товарный знак).
Организация продвижения и сбыта нового
продукта. Реклама, изучение и формирование спроса потребителей, сбыт инновационной продукции. Использование (эксплуатация) продукции потребителем, сервис, дополнительные услуги по обслуживанию и ремонту продукции (технологии). Падение спроса, снижение объемов продаж, снятие с производства.
Утилизация
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Брусов П.Н. Финансовый менеджмент. Финансовое планирование: Учебное пособие / П.Н. Брусов, Т.В. Филатова. - М.: КноРус, 2013. – 432 с.
2. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник.- М.: Проспект, 2014.- 616с.
3. Горфинкель В.Я. и др. Инновационный менеджмент. – М.: Юрайт,2014. – 560 с.
4. Грибов В.Д. Инновационный менеджмент. – М.:Инфра-М,2014. – 311 с.
5. Есин Е.Ю. Реализация механизма формирования и гармонизации инновационных технологий инвестирования в многоукладной экономике. // Проблемы современной экономики,2015. - № 2 (54).
6. Ковтун Н. Лидер цементного рынка «Евроцемент групп» взвинтил цены на 300 рублей за тонну. / http://www.dp.ru/a/2016/02/14/Cementnij_skachok/
7. Коротков Э.М. Антикризисное управление: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2014.- 620с.
8. Круи М. Основы риск-менеджмента. – М.: Юрайт,2014. – 440 с.
9. Соменкова Н.С. Управление инновационным развитием промышленного предприятия. // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «Экономические науки».,2015. - № 3 (1).
10. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник.- СПб.: Питер, 2014.- 448с.
11. А.М. Афонин Управление проектами/ учебник для бакалавров / М.: КноРус. 2015 год
12. А.Т. Зуб Упарвление проектами / учебник для ВУЗов и практикум/ М.: Юрайт. 2014 год
13. А.И. Балашов Управление проектами/ учебник для бакалавров экономической направленности / М.: Юрайт, 2014 год.
14. Управление проектами - («Секреты успеха») / Харпер-Смит П., Дерри С – М.: ДиС, 2015. – 240 с.
15. www.sovnet.ru – сайт Национальной ассоциации управления проектами СОВНЕТwww.pmi.ru - сайт Московского отделения Американского Института
16. Управления Проектами PMI www.pmprofy.ru - сайт открытого сообщества «Профеcсионал управления проектами» (PMProfy), в которое входят различные российские компании и организации.
17. Основные этапы управления проектами в инновационной деятельности, http://fb.ru/article/276837/proektnoe-upravlenie---eto-chto-takoe-plyusyi-i-minusyi
18. Управления проекта: оценка эффективности инновационного проекта, https://proektoved.com/
19. Основная методология управления проектами, http://projectimo.ru/upravlenie-proektami/osnovy-upravleniya-proektami.html
20. Инновационная деятельность и ее этапы реализации, https://studfiles.net/preview/6262677/
21. Инновационная деятельность предприятий, https://moluch.ru/archive/101/22906/
22. Матохин В.В. Аналитическая экспертиза целей инновационных проектов / В.В. Матохин, Б.П. Симонов // Управление инновациями. Становление и развитие малой инновационной фирмы. - М. : АНХ, 2017. - С. 169-176.
23. Кулагин А., Логинов В. Структурные сдвиги и инновационный процесс / А. Кулагин, В. Логинов // Экономист. - 2016. - №5. - С. 37-46.
24. Медынский В.Г. Реинжиниринг инновационного предпринимательства / В.Г. Медынский, С.В. Ильменов - М. : ЮНИТИ, 2016. - 414 с.
25. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури - М.: Дело, 2017. - 411 с.