Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Человеческий голос – сложное явление. Качество голоса зависит от анатомических, психологических особенностей, социальных и профессиональных аспектов. Нарушения голоса, также называемые дисфониями, встречаются у 3-9% населения.
Дисфония – это любое отклонение, которое может ограничить естественное воспроизведение голоса что, в свою очередь, влияет на качество жизни. Дисфония характеризуется как любое отклонение в качестве голоса, высоте тона, громкости и вокальном усилии, которое влияет на общение или оказывает негативное влияние на качество жизни, связанное с голосом. Другими словами, это снижение физического, эмоционального, социального или экономического статуса человека из-за проблем с голосом.
Нарушения голоса могут встречаться как у детей, так и взрослых. Росту числа нарушений голоса способствуют изменения темпа и стиля жизни, неправильная техника голосоведения, большие голосовые нагрузки и заболевания не только голосового аппарата, но и патологии внутренних органов и систем. Голос является инструментом речевого общения, условием работы для лиц различных профессий, поэтому нарушение голосовой функции приводит к ограничению трудовой деятельности и невозможности полноценно выполнять свои профессиональные обязанности. В связи с этим возникает потребность организации работы по восстановлению голоса, коррекции различных нарушений голоса, а также профилактической помощи лицам голосоречевых профессий.
Проблема профилактики нарушений голоса, его восстановления является актуальной в современной логопедической практике, что отражается в работах многих авторов: И.В. Золотаревой, Е.В. Жулиной, Г.Н. Никифоровой, О.С. Орловой, Г.Р. Шашкиной, Е.А. Щербекиной и др. Различные аспекты коррекции голоса рассматривают Е.В. Лаврова, Е.А. Ларина, Л.В. Нейман, О.С. Орлова, О.В. Правдина, С.Л. Таптапова и др.
Необходимость изучения нарушений голоса, различных методик восстановления голоса, актуальность проблемы оказания логопедической помощи при различных нарушениях голоса обусловили выбор темы исследования: «Нарушение голоса и методы его восстановления».
Цель исследования – изучить виды нарушений голоса и методы его восстановления.
Объект исследования: нарушения голоса.
Предмет исследования: виды нарушений голоса и методы его восстановления.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «голоса» и основные характеристики голоса.
2. Раскрыть причины и виды нарушений голоса.
3. Дать характеристику методов восстановления голоса.
4. Рассмотреть методики обследования состояния голоса.
5. Определить содержание коррекционной работы по преодолению нарушений голоса.
Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение психолого-педагогической литературы).
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения нарушений голоса
1.1 Понятие голоса, его характеристики
Речь как высшая форма коммуникации представляет собой одну из сложных психических функций человека. Полноценное речевое развитие предполагает понимание речи и возможность ее выражения с помощью различных речевых средств, среди которых важное место занимает голос.
Голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок [2]. Человеческий голос, его акустические свойства, механизмы его порождения изучают самые различные науки – физиология, фонетика, фониатрия, логопедия и др.
В логопедии голос, его нарушения и методы восстановления рассматриваются в работах таких авторов, как Е.В. Лаврова, Е.А. Ларина, Л.В. Нейман, О.С. Орлова, О.В. Правдина, С.Л. Таптапова и др. Авторами выделяются следующие характеристики голоса:
высота основного тона,
сила голоса,
тембр (модуляция голоса),
ритмико-мелодико-интонационная сторона,
чистота звучания голоса [7].
Важную роль в голосообразовании играет речевое дыхание. Рассмотрим более подробно каждую характеристику голоса, а также значение речевого дыхания.
Высота звука определяется частотой колебательных движений: чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше звук. Местом, где зарождается звук, является гортань – голосовые складки человека. Высота тона зависит от того, сколько смыканий и размыканий осуществляют складки в процессе своих колебаний и сколько, соответственно, порций сгущенного подскладочного воздуха они пропустят. Высота голоса определяется размером и напряжением колеблющегося тела (голосовых складок).
Сила звука голоса так же, как и его высота, возрастает с увеличением подскладочного давления в гортани. Чем с большим напором прорываются сквозь голосовую щель порции воздуха, тем выше энергия, которую они несут, больше степень сгущения и следующего за ним разрежения, т.е. сильнее амплитуда колебания частиц воздуха и, соответственно, их давление на барабанную перепонку
Тембр – это индивидуальная окраска голоса. В сложном звуке различают основной тон, определяющий высоту звучания сложного звука, и частичные тоны, или обертоны, сумма звучания которых создает совершенно индивидуальный тембр. Тональность голоса определяется основным тоном, тембр совокупностью силы и высоты голоса, тонов и шумов, возникающих в процессе фонации. Окончательное оформление тембра голоса происходит в резонаторах.
Изменение высоты основного тона создает выразительность речи. Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодикой (просодикой), интонацией. Звучащая устная речь легко воспринимается, если она не только содержательна, правильна, но и интонационно выразительна. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова [2].
Интонация – это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать различные чувства. На письме интонация в известной мере выражается посредством знаков препинания.
Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий мелодику, темп, ритм, фразовое и логическое ударения, а также тембр и паузы. Мелодика – повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи разнообразные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т. п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи и оформляет ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе. Формально мелодика речи создается повышением и понижением голоса, паузами, силой, темпо-ритмом.
Темп – ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания и с учетом пауз между речевыми отрезками. Ритм речи – равномерное чередование ударных и безударных слогов (их долготы и краткости, повышения и понижения голоса). Фразовое и логическое ударения – это выделение паузами, повышением голоса, произнесение группы слов с большей напряженностью и долготой (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) – в зависимости от смысла высказывания и относительной весомости образующего его понятия; грамматического строения; положения слова во фразе или ее отдельной части; различных психологических моментов [11].
Как отмечает О.С. Орлова, важным аспектом звучания голоса является дыхание. Раздражение током воздуха рецепторов дыхательных путей влияет на дыхательный центр, регулирующий процесс дыхания, глубину, частоту дыхательных движений [14]. Обязательным условием осуществления процесса фонации является сохранность физиологического дыхания. Дыхательные движения (вдох и выдох) происходят в строгой последовательности и регулируются дыхательным центром продолговатого мозга (О.Л. Бадалян).
Голос проявляется у человека в момент рождения как врожденный, безусловный, защитный рефлекс. В дальнейшем на базе этого рефлекса путем образования цепных условно-рефлекторных реакций возникает разговорный и певческий голос.
Важно отметить, что ряд исследователей (Л.Т. Журба, И.М. Кононова, И. Максимов, Е.М. Мастюкова, Р.В. Тонкова-Ямпольская и другие) считают, что характеристика крика и развитие голосовых реакций детей на первом году жизни имеет важное прогностическое значение. Так, Е.М. Мастюкова подчеркивает, что для ранней диагностики речевых расстройств большое значение имеет диагностическое изучение голосовых реакций в доречевом периоде и оценка их интонационной выразительности [3].
В процессе онтогенеза крик новорожденного интонационно изменяется по силе, высоте, тембру, протяженности,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е.С. Алмазова; под общ. ред. Г. В. Чиркиной. – Москва: Айрис-пресс, 2005. – 300 с.
2. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: монография / Е.Э. Артемова. – Москва: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 123 с.
3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – Москва: АСТ: Астрель, 2007. – 331 с.
4. Василенко В.А. Дисфония и методы ее диагностики / В.А.Василенко // Образовательная парадигма современной творческой педагогики: сборник статей; под ред. С.М. Низамутдиновой. – Москва, 2022. – С. 64-68.
5. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей / Д.К. Вильсон. – Москва: Медицина, 1990. – 448 с.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – Москва: Просвещение, 2004. – 471 с.
7. Ермакова М.А. Речевой голос и основные направления работы по его формированию // Голос и коммуникации в современном мире: материалы научно-образовательных конференций, посвященных Международному дню Логопеда, Всемирному дню голоса / под ред. Е.А. Лариной. – Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2021 – 137 с.
8. Золотарева И.В. Профилактика дисфонии в современной логопедической практике / И.В. Золотарева, В.Д. Денисова, К.С. Косарева // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право: сборник научных трудов международных научно-практических конференций; отв. редакторы: В.П. Вершинин, А.Л. Третьяков. – Москва, 2023. – С. 493-497.
9. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии: учеб пособие / Е.В. Лаврова. – Москва: Академия, 2007 – 144 с.
10. Ларина Е.А. Изучение нарушения голоса и способов его восстановления у преподавателей вуза / Е.А. Ларина, Н.В. Гаркуша, С.Г. Екимова // Бизнес. Образование. Право. – 2021. – № 4 (57). – С. 380-386.
11. Ларина Е.А. Логопедическое обследование детей с нарушением голоса, темпа речи, заиканием : учебно-методическое пособие / Е.А. Ларина. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2022. – 199 с.
12. Максимов, И. Фониатрия / И. Максимов; пер. с болгар. В.Д. Сухарева. – Москва: Медицина, 1987. – 288 с.
13. Нарушение голоса у детей: учебное пособие / Ю.Е. Степанова, С.А. Артюшкин, Ю.К. Янов, Г.П. Цурикова. – Санкт-Петербург: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2018. – 48 с.
14. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей / О.С. Орлова. – Москва: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 125 с.
15. Плешков И.В. Заболевания голосового аппарата у вокалистов и представителей речевых профессий (диагностика, лечение реабилитация) / И.В. Плешков, З.И. Аникеева. – Москва: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – 168 с.
16. Психолого-педагогические основы фонопедии и заикания: для логопедов медицинских учреждений: учебное пособие / Н.П. Ванчакова, И.А. Поварова, И.Н. Балашова и др.; под редакцией Н.П. Ванчаковой. – Санкт-Петербург: РИЦ ПСПбГМУ, 2017. – 167 с.
17. Радциг Е.Ю. Причины нарушения голосовой функции у детей и подростков / Е.Ю. Радциг, Я.Е. Булынко, О.С. Орлова // XII Петербургский форум оториноларингологов России: Материалы научно-практической конференции. – Санкт-Петербург, 2023. – С. 46-47.
18. Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса: кн. для логопеда / С.Л. Таптапова. – Москва: Просвещение, 1984. – 111 с.
19. Технологии фонопедической работы при нарушениях голоса: учебное пособие / Г.Р. Шашкина, Ж.И. Журавлева, В.Е. Агаева, И.В. Золотарева; под редакцией Г.Р. Шашкиной. – Москва: ИНФРА-М, 2023. – 159 с.
20. Федорова О.Ю. Нарушение голоса у детей с узелками голосовых складок: монография / О.Ю. Федорова. – Москва: Ред.-изд. центр МГТУ им. М. А. Шолохова, 2012. – 97 с.
21. Филатова Ю.О. Характеристика ритмической организации речи при дизартрии и моторной алалии / Ю.О. Филатова // Дефектология. – 2012. – № 4. – С. 38-46.
22. Фонология речевой деятельности / Л.В. Бондарко. – Санкт-Петербург: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2000. – 158 с.