Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Детско-родительские отношения представляют собой важнейший источник формирования последующей модели развития личности ребенка. Первый опыт коммуникации, который ребенок получает с первых дней жизни — это опыт общения с родителями, поэтому он имеет важное значение в становлении эмоционального интеллекта и в будущем. Сегодня вопросы, которые касаются семейных отношений, получили стремительный рост в обществе. Семья, по мысли Н. В. Бордовской и А. А. Реан, представляет собой главный институт социализации личности. Авторами описываются результаты воздействия стиля родительского поведения на социальное развитие детей и их психологическое благополучие, которое, может быть обусловлено деформацией семьи (структурной или психологической) [1, с. 97].
Вопросы социально-психологических особенностей детско-родительских отношений в неполных отцовских семьях отражены в работках М. В. Носковой, которая сумела обосновать механизм исследования детско-родительских отношений в неполных отцовских семьях [3, с.13]. Например, Ю. С. Ершова изучала детско-родительские отношения как условие социальной адаптации ребенка. Исследователь определила, что несоответствие требований и ожиданий социальной среды и субъекта может стать причиной появления сложностей в сфере отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, и, в итоге, к неспособности автономно разрешать социальные проблемы [2].
Цель – изучить особенности психологического благополучия ребенка в зависимости от типа воспитания в семье.
Цель работы обусловила задачи:
- рассмотреть понятие психологии, раскрыть характеристики типов семейного воспитания;
-провести диагностику психологического благополучия ребенка и типов семейного воспитания;
-сопоставить особенности психологического благополучия ребенка в зависимости от типов семейного воспитания;
-составить рекомендации по улучшению взаимоотношений, благополучия ребенка в семье.
Объект исследования – психологическое благополучие ребенка в семьях с разным типом воспитания.
Предмет исследования – взаимосвязь психологического благополучия ребенка и типа воспитания в семье.
Гипотеза исследования: предложенная коррекционная программа положительно повлияет на развитие детско-родительских отношений и будет способствовать психологическому благополучию ребенка.
Методы исследования: анализ и синтез литературы и научно-публицистических источников по теме исследования.
Теоретическую основу исследования составили труды Авдеевой Т.Г. [1], Дубровиной И.В. [7,8], Карапетян Л.В. [10], Логиновой С.В. [11], Обуховой Л.Ф. [14], Стожаровой М.Ю. [17], Филипповой Н.В. [19], Фоминой Л.К. [20], Халиловой Н.И. [23] и др.
Практическая база исследования: исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения № 45 города …. В экспериментальном исследовании участвовали 20 детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
Научная новизна исследования заключается в попытке обобщить теоретические сведения о зависимости психологического благополучия ребенка от типа воспитания в семье.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть полезным методическим материалом в рамках курса психология для студентов педагогического направления.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ В РАЗНЫМ ТИПОМ
1.1. Анализ проблемы психологического благополучия ребенка в психологической литературе
Понятие «психологическое благополучие» относится к одному из часто распространенных в современной психологии. Вариантов его дефиниций и подходов в постижения сути психологического благополучия несколько, но единого мнения нет. В связи с этим, его диагностика предполагает использование широкого вариатива методик, включая описания субъективных ощущений до шаблонных тестов. Э. Динер, научные представления которого относят к гедонистической философской традиции, полагает, что измерения субъективного благополучия достаточно. К. Рифф предлагает анализировать психологическое благополучие в качестве объективного критерия, который отражает целеполагание человеческой жизни. Аналогичные принципы традиционно относят к эвдемонистической философской концепции. Несмотря на то, что психологическое благополучие в данном случае оценивают как критерий объективный, с целью его оценки целесообразно использовать соответствующий опросник – «Шкалу психологического благополучия К. Рифф», где респонденты передают субъективные ответы, которые отражают уровень их удовлетворенности жизнью [6, c. 136].
Примечательно, что зарубежные источники четко разграничивают понятия субъективного и психологического благополучия, а содержательные особенности указанных феноменов эксплицированы в надлежащем инструментарии. Эти два подхода считаются общепризнанными и применяются в большом количестве зарубежных работ: исследователи придерживаются либо одного подхода, либо другого, либо используются их сочетание.
Большое количество исследований ориентировано на изучение психологического благополучия взрослых лиц, которые могут предоставить подробный отчет о своем психологическом состоянии. Например, детям дошкольного возраста свойственны особенности психического развития, которые не дают возможности изучить их психологическое состояние посредством методов прямого опроса и нуждаются в совершенно ином, по сравнению со взрослыми, подхода к анализу их психологического состояния[8, c. 96].
На основе анализа литературы и научно-публицистических источников, нами было выявлено, что исследования психологического благополучия детей были ориентированы на изучение:
- психологического здоровья, как основного условия благополучного развития ребенка. Понятие «психологическое здоровье» вошло в научное поле благодаря Дубровиной И.В., и подразумевает здоровье психическое, основой которого является комплексное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза [8, c. 96].
Другими авторами рассматривается понятие психологическое здоровье в качестве состояния душевного благополучия, для которого характерно отсутствие болезненных психических факторов и которое обеспечивает адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности. Стожарова М. Ю. определяет психологическое здоровье как доминирование положительных эмоций над отрицательными и фиксирование их в чертах характера и личности детей [17, c. 66]. Согласно данным этого автора, выделяют психолого-педагогические индикаторы психического здоровья и благополучия детей: 1) поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям; 2) социально допустимые способы самоутверждения и самовыражения; 3)положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию; 4) равномерное и своевременное развитие главных психических процессов, стабильная познавательная активность; 5) доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого отвечает возрастным критериям. Такая позиция на психологическое благополучие подразумевает его прямые показатели, что является недостаточным для понимания психологических механизмов формирования психологического благополучия у детей, причин его патологий (кроме непосредственно психических нарушений) и принципов коррекции [8, c. 96].
- психологической безопасности образовательной среды ребенка как предиктора их психологического благополучия.
- индивидуальных характеристик темперамента и социально-экономических показателей семьи в младенчестве и раннем детстве как предикторов психологического благополучия детей в будущем. Козловой Е.А. было выявлено, что главный предиктор психологического благополучия детей в дошкольном и младшем школьном возрасте – ранние регуляторные способности.
Согласно ее исследованию, было выявлено, что учет индивидуальных особенностей темперамента ребенка в младенчестве и раннем детстве нивелирует вклад социально-экономических свойств семьи, которые не подразумевают статистической значимости в прогностической модели психологического благополучия воспитанников. Данное исследование внесло ощутимый вклад в понимание уровня влияния различных факторов на становление психологического благополучия, но это исследование было проведено посредством метода опроса родителей, исключая прямое взаимодействие с детьми [8, c. 97].
Вопрос дефиниции понятия «психологическое благополучие» для детей того или иного возраста является актуальным. Актуальность обусловлена, в первую очередь, большим разнообразием отклонений психического развития ребенка и тенденцией к увеличению этих нарушений, а также особенностями инклюзивной образовательной среды на дошкольном этапе.
Так, в настоящий момент в одном детском коллективе можно встретить в одно время и детей с ОВЗ, и детей инвалидов, и одаренных детей, и гиперактивных детей, и детей из группы риска (тревожных, агрессивных и др.), и детей из разных семей (полных, неполных, многодетных, опекунских, приемных), и детей с особенностями развития и здоровья [8, c. 97].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева, Т. Г. Детско – родительские отношения как фактор влияния на психическое развитие ребенка / Т. Г. Авдеева. – Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). – Т. 0. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 97 – 99. – URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3435/ (дата обращения: 21.08.2023).
2. Ахрямкина, Т. А., Чаус И. Н. Психологическое благополучие учащихся в образовательной среде: монография / Т. А. Ахрямкина, И. Н. Чаус. – Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2012. – 104 с.
3. Барсуков, А. В. Влияние типов семейного воспитания на формирование самоотношения у подростков с асоциальным поведением: автореф. дис. к. психол. н. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет, 2011. – 21 с.
4. Варга, А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. / Психолого – педагогические проблемы деятельности и общения школьников. – М.: Просвещение, 1985. 180 с.
5. Вяткина, Л. Б. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполной/полной семье // Фундаментальные исследования № 10, 2013 – С. 442–445.
6. Гудман Р, Скотт С. Детская психиатрия: практическое руководство. Москва: ТриадаХ, 2008. – 346 с.
7. Дубровина, И. В. Психическое здоровье детей и подростков. – М.: Академия, 2000. – 256 с.
8. Дубровина, И. В. Психологические аспекты психического здоровья детей и школьников // Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Академия, 2000. – 160 c.
9. Жамалетдинова, Г. Р. Влияние детско – родительских отношений на становление личности ребенка / Г. Р. Жамалетдинова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 41 (175). – С. 146 – 148. – URL: https://moluch.ru/archive/175/45956/ (дата обращения: 21.08.2023).
10. Карапетян, Л. В. Теоретические и эмпирические подходы к созданию модели эмоционально – личностного благополучия / Л. В. Карапетян // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2016. – Т. 156, № 22 (4). – С. 100 – 107.
11. Логинова, С.В. Обзор исследований психологического благополучия детей // МНКО. 2017. №3 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor – issledovaniy – psihologicheskogo – blagopoluchiya – detey (дата обращения: 23.08.2023).
12. Минияров, В. М. Психология семейного воспитания (диагностико – коррекционный аспект). – М.: Московский психолого – социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.— 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
13. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 6 – е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.
14. Обухова, Л. Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. – М.: Жизнь и мысль, 1999. – 168 с.
15. Психологическое благополучие ребёнка в современном обществе: монография. М.В. Сафронова, В.Б. Кузнецова, Е.А. Козлова, О.А. Ахметова, А.В. Варшал. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2016.
16. Самойлова, В. А. Адаптация личности в современном обществе и проблема психологического здоровья детей и подростков. Известия РГПУ им. АИ Герцена. 2014; 167: 41 – 54.
17. Стожарова, М. Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М. Ю. Стожарова. – Ростов н /Д., 2007. – 208 с.
18. Солопова, М. В. Условия психологического благополучия детей в дошкольных образовательных учреждениях / М. В. Солопова // Материалы научно – практической конференции (заочной) с международным участием «Категория социального в современной педагогике и психологии». – Ульяновск: БШЖТ, 2013. – С. 109 – 113.
19. Филиппова, Н.В. Типы и методы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребёнка // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. №30 – 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy – i – metody – semeynogo – vospitaniya – i – ih – vliyanie – na – formirovanie – lichnosti – rebyonka (дата обращения: 21.08.2023).
20. Фомина, Л. К. Понятие и типы детско – родительских отношений / Л. К. Фомина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – № 2 (61). – С. 704 – 707. – URL: https://moluch.ru/archive/61/9043/ (дата обращения: 21.08.2023).
21. Черных, С. В. Детско-родительские отношения как условие психологического благополучия или неблагополучия ребенка / С. В. Черных. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 28 (370). – С. 136-138. – URL: https://moluch.ru/archive/370/83176/ (дата обращения: 23.08.2023)
22. Чувашова, А.Г., Конарева И.Н. Психологическое благополучие детей дошкольного возраста: диагностическая модель исследования // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe – blagopoluchie – detey – doshkolnogo – vozrasta – diagnosticheskaya – model – issledovaniya (дата обращения: 21.08.2023).
23. Халилова, Н. И. Стиль семейного воспитания и особенности развития рефлексивности / Н. И. Халилова, Д. Н. Каюмова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 10 (114). – С. 1378 – 1381. – URL: https://moluch.ru/archive/114/29915/ (дата обращения: 21.08.2023).
24. Интернет – портал Академия развития творчества «Родительский всеобуч "Психологическое благополучие ребенка в семье"» Режим доступа: https://www.art – talant.org/publikacii/13438 – roditelyskiy – vseobuch – psihologicheskoe – blagopoluchie – rebenka – v – semye