Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВЫХ И НЕРЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Понятие «речевые и неречевые процессы» в современной литературе
Понятие, структура и компоненты речевых и неречевых процессов в психолого-педагогической литературе рассматривается в работах таких авторов, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и других.
Речь имеет важное значение в жизни человека, так как она является основным средством человеческого общения, познания действительности, способом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению. Благодаря речи индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление [9].
Психологическая природа речи раскрыта А.Н. Леонтьевым на основе обобщения этой проблемы Л.С. Выготским:
речь играет важную роль в развитии психики, мышления и других высших психических функций – внимания, памяти, воображения;
речь тесно связано с мышлением и развитием сознания личности в целом;
речь – это деятельность, которая выполняет ряд важных функций, в первую очередь, коммуникативную и познавательную;
речь многообразна и включает несколько видов: устная и письменная речь, внешняя и внутренняя речь, монологическая и диалогическая речь и другие виды;
речь включает внешнюю, физическую сторону, и внутреннюю, смысловую (семантическую);
каждое слово в речевой деятельности имеет значение и предметную отнесенность;
процесс развития речи включает в себя как количественные, так и качественные изменения;
на каждом этапе онтогенеза речь формируется с учетом закономерностей возраста [17].
Речевая деятельность пронизывает все виды психической деятельности (мышления, памяти, эмоционально-волевой деятельности, сенсорной деятельности и др.). Форма речевой деятельности напрямую зависит от возраста: в преддошкольном возрасте – это эмоциональная форма речевой деятельности, в дошкольном возрасте – коммуникативная форма речевой деятельности, в школьном возрасте – отраженная форма речевой деятельности как устно, так и письменно, в зрелом возрасте – самостоятельная профессиональная форма речевой деятельности [1].
По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней и внутренней, письменной и устной [2].
Речь включает в себя фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую сторону. Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата. Под фонематической стороной речи понимают способность различать и дифференцировать фонемы родного языка. Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.
Речь тесно связана с неречевыми процессами – высшими психическими функциями, к которым относятся:
ощущение и восприятие: отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств;
внимание: произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте;
память: закрепление, сохранение и последующее воспроизведение информации;
мышление: обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях;
воображение: создание новых образов на основе имеющихся представлений [17].
Таким образом, речь имеет важное значение в жизни человека, так как она является основным средством человеческого общения. В психологии и педагогике речь рассматривается как высшая психическая функция, познавательный процесс, средство общения. Неречевые процессы – это высшие психические функции, необходимые для познавательной деятельности.
1.2 Онтогенетические закономерности развития речевых и неречевых процессов
Для изучения проблемы формирования речи у детей дошкольного возраста необходимо определить и изучить этапы развития речи в онтогенезе, закономерности данного процесса. В научной литературе этапы и закономерности развития речи в дошкольном возрасте рассматривали Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, Е.Е. Ляксо, Г.Л. Розенгард-Пупко, Т.Н. Ушакова и другие.
Научно обоснованную теорию о развитии речи в онтогенезе разработал А.А. Леонтьев. Его теория онтогенеза речевой деятельности основана на идеях Л.С. Выготского и А.Н. Гвоздева. Главным положением является понятие «язык», под которым понимается комплекс средств, посредством которых реализуется речевая деятельность. Язык – это система определенных знаков и правил их сочетания. Эти знаки имеют внешнюю форму и внутреннее содержание. Внешняя форма языка реализуется через устную и письменную речь. На первом этапе онтогенеза ребенок осваивает устную, или звуковую, сторону речи, далее в процессе специального обучения – письменную форму [6].
В теории речевого онтогенеза А.А. Леонтьева выделяется ряд последовательных этапов, в течение которых происходит развитие речи. Данные этапы приходятся на различные возрастные периоды, в рамках которых происходит освоение устной и письменной речи. Выделяются следующие периоды – подготовительный, ранний возраста, дошкольный и школьный возраст [9].
Для развития устной речи важным являются три первых этапа – подготовительный (первый год жизни), ранний и дошкольный возраст. Именно на данных этапах ребенок осваивает произносительную и лексико-грамматическую сторону родного языка. На подготовительном, или доречевом этапе, важную роль играет прохождение таких стадий речевого развития, как гуление и лепет.
Также важную роль играет ранний возраст, когда ребенок осваивает произношение звуков, а также лексику и грамматику. В раннем возрасте можно выделить такие стадии, как дограмматическая (второй год жизни) и стадия усвоения грамматики (третий год жизни).
На этапе дошкольного возраста, по мнению А.А. Леонтьева, продолжает развитие произносительная и лексико-грамматическая сторона, формируется связная монологическая и диалогическая речь, что позволяет ребенку к окончанию дошкольного детства освоить родной язык и свободно им пользоваться в процессе общения.
Временные границы, по мнению А.А. Леонтьева, являются достаточно условными, у детей могут наблюдаться индивидуальные показатели в речевом развитии. Вследствие таких явлений, как акселерация, ускоренное психическое развитие либо, наоборот, задержка в развитии могут сдвигать этапы освоения речи.
Закономерности развития речи детей можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, освоение речи идет в процессе деятельности. Ребенок усваивает речь активно, в процессе общения, восприятия и переработки полученных от окружающих впечатлений и речевого материала. Ребенок создает свои системы языка, которые постепенно, по мере развития, приближаются к системе языка взрослых [12].
Во-вторых, закономерностью развития речи детей является одновременное усвоение экспрессивной и импрессивной речи. Сначала ребенок осваивает устную речь, а затем на ее основе формируется речь письменная – чтение и письмо. Устная речь играет важную роль в развитии письменной речи, поэтому недостатки в ее формировании, различные нарушения затем отражаются в чтении и письме и может вызывать соответствующие нарушения – дислексию и дисграфию.
В-третьих, развитие речи тесно связано с мышлением и другими познавательными процессами. Важную роль играют восприятие, внимание, память, воображение, мышление, так как они выступают как психологическая основа речевой деятельности, психологическая база речи. Без сформированности психических процессов освоение речи затруднено.
В-четвертых, в процессе речевого развития идет последовательное усвоение всех компонентов речевой деятельности – фонетического, фонематического, лексического, грамматического, семантического. Между ними устанавливаются тесные взаимосвязи и недоразвитие одного из них негативно отражается на других.
В-пятых, важная речь в овладении языком играет его содержание. Ребенок осваивает в первую очередь значение языкового высказывания, а затем уже языковую форму. Это означает, что в процессе овладения языком содержание играет первостепенную роль по сравнению с формой. В онтогенезе речи языковое значение опережает развитие языковой формы [2].
Следующая закономерность речевого онтогенеза – это усвоение языка от общего к частному, от крупных единиц к мелким. Это означает, что вычленение мелких языковых единиц возможно внутри только более крупных: в тексте выделяют предложения; в предложениях различают слова; в словах вычленяют звуки, слоги, морфемы; в морфемах выделяют фонемы.
Закономерностью развития речи в онтогенезе также является такой феномен, как генерализация. Данный феномен наблюдается в период от трех до пяти лети. И наконец, важнейшей закономерностью развития речи является поэтапный характер освоения языка. Существуют различные подходы к выделению этапов онтогенеза. Обобщив их, можно сделать характеристику речи на каждом возрастном этапе.
Первый этап – это период от рождения до 9-10 месяцев. В процессе развития ребенок усваивает окружающие его звуки, учится отделять речевые от неречевых. В ходе психического развития, формирования комплекса оживления ребенок начинает общаться со взрослыми посредством различных эмоциональных проявлений, звуковых реакций. Важную роль в речевом развитии играют стадии гуления и лепета. Ближе к первому году у ребенка появляются устойчивые звуковые комплексы, а также слова-корни.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемова, Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями [Текст]: монография / Е.Э. Артемова. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 123 с.
2. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 331 с.
3. Бабина, Г.В. Логопедия. Дизартрия [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Л.И. Белякова, Р.Е. Идес. – М.: МПГУ, 2016. – 102 с.
4. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия [Текст]: учеб. пособие / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 286 с.
5. Борозинец, Н.М. Логопедические технологии [Текст]: учеб. пособие / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. – 255 с.
6. Выготский, Л.С. Психология: сб. [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2018. – 1006 с.
7. Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст]: учеб. пособие / В.П. Глухов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 351 с.
8. Градова, Г.Н. Дизартрия: от теории к практике [Текст]: учеб. пособие / Г.Н. Градова, Т. В. Волокитина. – Архангельск: САФУ, 2016. – 104 с.
9. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей [Текст] / А.Н. Жинкин // Детская речь: хрестоматия. – СПб., 1994. – Ч. I. – С. 5–13.
10. Киселева, В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии [Текст]: пособие для логопедов / В.А. Киселева. – М.: Школьная Пресса, 2007. – 24 с.
11. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина. – М.: Альянс, 2013. – 367 с.
12. Логопедия: методическое наследие: пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов: в 5 кн. Кн. 1, ч. 2 : Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: Ч. 2: Ринолалия. Дизартрия: в 2 ч. [Текст] / авт.-сост.: С.Н. Шаховская, Т.В. Волосовец, Л.Г. Парамонова. – М.: Владос, 2006. – 303 с.
13. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии [Текст] / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Образование, 2004. – 123 с.
14. Методы обследования речи детей [Текст]: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
15. Панасенко, К.Е. Дизартрия: теоретические и методические основы [Текст]: учебно-методическое пособие / К.Е. Панасенко. – Белгород: НИУ «БелГУ», 2018. – 173 с.
16. Парамонова, Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей [Текст]: методическое пособие / Л.Г. Парамонова. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 266 с.
17. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Издательский центр Владос, 2016. – 400 с.
18. Правдина, О.В. Логопедия [Текст] / О.В. Правдина. – Челябинск, 2004. – 192 с.
19. Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР [Текст] / И.А. Смирнова. – СПб.: Детство-Пресс, 2018. – 318 с.
20. Стертая форма дизартрии. Пути коррекции [Текст]: пособие для логопедов / Л.П. Петухова, Н.П. Ашихнина, С.Э. Зиберова. – Челябинск, 2004. – 67 с.
21. Токарева, С.А. Дизартрии. Расстройства речи у детей и подростков [Текст] / С.А. Токарева; под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: Академия, 1999. – 234 с.
22. Федосова, О.Ю. Коррекция звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью дизартрии с учетом фонетического контекста: дис. канд. пед. наук [Текст] / О.Ю. Федосова. – Самара, 2005. – 228 c.
23. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
24. Хватцев, М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: книга для родителей [Текст] / М.Е. Хватцев. – М.: АСТ, 2002. – 266 с.
25. Шеховцова, Т.С. Формы логопедической работы [Текст]: учеб. пособие / Т.С. Шеховцова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 119 с.