Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА I. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
1.1. Роль семьи в личностном становлении ребенка
С модификацией социокультурной ситуации взгляд на семью изменялся, но непременным оставалось изучение ее как многоаспектной системы с иерархией в ролевой структуре взаимоотношений между членами семьи, где отражены супружеские, детско-родительские и сиблинговые отношения (отношения братьев и сестер) [2].
В контексте современной действительности имеют место научные исследования различной направленности, в частности, связанные с проблемами воспитания и развития детей в семье. Это обусловлено тем, что от семьи зависит развитие ребенка, но и формирование всего общества. Семья наделена функцией отражать влияние изменений, протекающих в обществе, так как ей свойственна относительная устойчивость к их влиянию. Предложение такого постулата актуально ввиду того, что семья, с учетом всех изменений и трансформаций, обусловленных эволюцией общества, смогла сохранить свой статус социального института. Это было отражено в обобщении результатов актуальных исследований, и, по мысли Реан А. А. существуют сведения о том, что в системе ценностей молодежи семьи отведено одно из важных положений [17, с. 62].
Первый социальный опыт ребенок получает в семье, именно там происходит формирование и закрепление способов взаимодействия внутри семьи и с другими людьми. Данный факт связан с тем, что ввиду своего поведения и влияния родителями создается социальное пространство, и от того, какие нормы взаимодействия и поддержки друг друга наблюдаются в семье, во многом зависит, каким образом будут складываться взаимоотношения ребенка в обществе.
Но сегодня может возникнуть сложность в том, что ценностные ориентиры каждой семьи могут кардинально отличаться друг от друга, и методы воздействия на детей со стороны родителей также могут быть очень различными, и не всегда адекватными. Например, с целью исправления или коррекции поведенческой линии ребенка, родители по отношению к ребенку зачастую применяют физические наказания. Острота данного вопроса проявляется в первую очередь в том, что физические наказания не снижают степень агрессивного, капризного, выходящего за рамки норм поведение ребенка, они могут обрести обратную силу, усиливая подобное поведение, а чувство боли и переживание физического наказания могут превратиться с сильные предикторы выбора детьми агрессивной стратегии решения конфликтных ситуаций, используя физическую силу [4, с. 89].
Таким образом, подобная форма воздействия со стороны родителей может представлять опасность, и в будущем отрицательным образом отразиться на поведении ребенка. Проблема используемых родителями дисциплинарных воздействий, является острой и злободневной, и требует особой внимания и ответственного подхода. Это важно учитывать, ввиду высокой детской чувствительности к любым воздействиям со стороны взрослых, и изменения, которые отмечаются в развитии ребенка могут привести и к развитию новой позиции ребенка к созданным родителями ситуациям.
Создание в семье социальной ситуации с установленными предписаниями, требованиями, правами ребенка, а также конструирование системы ситуаций развития, в которых пребывает ребенок, является существенной задачей для родителей. Это обусловлено тем, что для детей правила и порядок обретают особую важность. Именно они делают их жизнь понятной и предсказуемой, создавая чувство защищенности, при этом дети выступают не против самих правил, а против того, каким способом они объясняются и внедряются в их привычную жизнь. В связи с этим, кроме создания социальной среды в семье с определенными правилами, требованиями, правами ребенка очень важно родителям применять адекватные и эффективные дисциплинарные меры воздействия на ребенка, которые могут вызвать у ребенка стремление выполнять их требования и соблюдать предлагаемые правила. При этом родители должны знать и учитывать особенности эмоционального реагирования ребенка на дисциплинарные меры, и стремиться к определению положительных эмоциональных отношений с ребенком, исключая отрицательные переживания. [17, с. 62].
Доверительный характер отношений в семье благоприятствуют формированию у ребенка устойчивой и адекватной самооценки, развитию у него социального интеллекта, коммуникативной и эмоциональной компетентности, а если в семье нет понимания, сочувствия, умения слушать и слышать друг друга, у детей развивается чувство повышенной тревожности, агрессивность, недоверие к миру, неуверенность в себе.
Развитие личностных свойств и нравственных основ у ребенка реализуется, во многом, ввиду работы механизмов, таких как идентификация и подражание (бессознательное уподобление родителям и осмысленная ориентировка на их пример), подкрепление (поощрение ребенка за правильное поведение). Любовь и уважение к ребенку также содействуют формированию у него чувства собственного достоинства, ответственного и уважительного отношения к семье, другим людям и самому себе. Кроме того, необходимо, чтобы в семье дети могли проявить свою самостоятельность, способствующую в будущем, развитию ответственности, инициативности и волевого поведения. [62, с. 118]
Главное условие нормального развития ребенка - это спокойная и доброжелательная обстановка, заботливое отношение к своим нуждам, коммуникация, контакт с ними, общие проекты, игры, занятия и т. д. Следует помнить, что для ребенка расставание родителей – это трагедия, которая предполагает разрушение привычной обстановки, и последствия серьезного шока могут обнаружиться либо сразу, либо позже – в подростковом, юношеском и даже взрослом возрасте.
Любовь родителей оказывает влияние на формирование доброжелательных отношений человека с людьми, что впоследствии содействует становлению позитивного отношения к созданию собственных семей. Взаимоотношения с родителями оказывают влияние на становление самосознания человека и его отношений с окружающей средой. Разумеется, подготовка к семейной жизни преимущественно основана на родительской семье, но семья способна оказывать как благоприятное, так и неблагоприятное воздействие на воспитание личности и готовности к семейной жизни [5]. Почти каждый человек, родившись, и живя в семье, принимает участие в ее жизни и тесно с ней связан, а на формирование человека как будущего семьянина влияют те взаимоотношения и ценности, которые наличествовали в семье, когда он был ребенком.
Продуктивность родителя обусловлена пониманием психологической специфики ребенка, и на ее основе конструированием взаимодействий с ребенком, позитивной мотивацией и ресурсов родителей пересиливать его непослушание и разрешать конфликты, умением устанавливать позитивные межличностные отношения. Определение сценария собственной семьи может быть бессознательным, и связан с прошлым личным опытом взаимодействия и взаимоотношений со своими родителями, а также обдуманным управлением выстраивания взаимоотношений в собственной семье в рамках саморазвития.
Будущим родителями важно быть готовыми к тому, что вся забота, определение границ поведения ребенка и его разностороннее развитие являются главными заботами родителей. Любому человеку дано стать продуктивным родителем, однако реализация этого потенциала может быть определена историей взаимоотношений в семье и статусе семьи, так и основными ценностно-смысловыми установками в отношении к родительству [3]. Важно понимать, что один из факторов психологического благополучия семьи и благоприятного психического развития личности - это формирование и применение родителями по отношению к детям адекватных, действенных дисциплинарных практик, которые исключают физические наказания, также основанные на любви, заботе, доброте и ответственности. Семья может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на становление личности ребенка, в связи с чем очень важно осуществлять сопровождение семьи, содействовать личностному развитию каждого из участников семьи и их положительным семейным отношениям.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алѐшина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Психология.- сер.14.- 2013.- № 2.- с.60-72.
2. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записи детского психиатра / М.И. Буянов. -М.: Просвещение. - 2008. - 207с.
3. Васягина, Н. Н. Становление понятия «семья» в отечественной и зарубежной науке / Н. Н. Васягина, Е. О. Мазурчук. Текст: непосредственный // Психологические проблемы современной семьи: сборник материалов 13-й Международной научно-практической конференции / под редакцией О. А. Карабановой, Н. Н. Васягиной. Москва; Екатеринбург, 2018. С. 54–57.
4. Васягина, Н. Н. Семейное самосознание женщины: психологический практикум / Н. Н. Васягина, К. В. Адушкина. Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2015. 217 с.
5. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 2012.- т.4.
6. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду .- 2014.- №1.- с.9-17.
7. Карабанова, О. А. Психология семейного отношения и основа семейных консультирований: обучающая книга / О. А. Карабанова. Москва:Гардарики, 2005. 320 с. Текст: непосредственный.
8. Кондаурова, О. П. Влияние дисциплинарных воздействий родителей на развитие детей / О. П. Кондаурова. Текст: непосредственный // Психологические проблемы современной семьи: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции / под редакцией О. А. Карабановой, Н. Н. Васягиной. Москва; Екатеринбург, 2018. С. 711–715.
9. Ковалева, Ю. В. Семья и семейные ценности – центральная тема XII форума интеллигенции стран СНГ / Ю. В. Ковалева. Текст: непосредственный // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2018. Т. 3, № 1 (9). С. 59–76.
10. Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детскородительских отношений // Школа здоровья.- 2014.- №2.- с.5-14.
11. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 232 с.
12. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми// Журнал практического психолога.- 2013.- №3.- с.51-5
13. Москвичева, Н. Л. Жизненные модели молодых людей: представления о будущей семье и модели, транслируемой родителями / Н. Л. Москвичева, А. А. Реан, С. Н. Костромина, Н. В. Гришина, Е. В. Зиновьева. Текст: непосредственный // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 3. С. 5–18.
14. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детскородительских отношений // Вопросы психологии.- 2014.- № 1.- с.19-26.
15. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой.- М.: ,2012.- 322с
16. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей//Вестник Московского университета.- 2015.- №1.- с.88-93.
17. Реан, А. А. Семья в структуре ценностей молодежи / А. А. Реан. Текст: непосредственный // Российский психологический журнал. 2017.Т. 14, № 1. С. 62–76.
18. Родители и дети: психология взаимоотношений/ Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2013.- 230с.
19. Самсонова Е.В. Влияние семейных отношений на общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками // Психолог в детском саду.- 2013.- № 3.- с.89-109.
20. Селина Л.А., Халфина Р.Р. Влияние родителей на развитие детей дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. ; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19534 (дата обращения: 30.08.2023).
21. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детскородительских отношений. М., 2014.- 118с.
22. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Динамика родительского отношения в онтогенезе ребѐнка // Психолог в детском саду.- 2013.- №4.- с.102-108с
23. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребѐнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования/ Под ред. А.А. Бодалѐва, В.В. Столина. – 2012.- № 3.- с.16-37.
24. Фридман И.К. О контакте родителей с детьми // Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: сост. И ред. Г.В. Бурменская.- М.: Институт практической психологии, 2014 - 264с.
25. Юдина, Н. В. Влияние семейных отношений на психическое развитие детей / Н. В. Юдина. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 17-18. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/5183/ (дата обращения: 30.08.2023)
26. Ягодина Л.А. Совместная семейная игровая терапия в условиях детского сада // Психолог в детском саду.- 2013.- №3.- с.118-124.