Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
1.1. Содержание работы по формированию фонетических навыков у младших школьников
Ввиду реформ современного языкового образования одним из приоритетных направлений считается обучение произношению.
Обучение произношению имеет большую значимость, так как его действенностью в большой мере определяется успех в овладении устной речью. Отметим, что весомые отклонения от норм произношения ведут к непониманию речи коммуниканта, порождают нарушения процесса устного обмена мыслями. Одним из основных условий общения является развитие слухо-произносительных навыков, то есть способность верно ассоциировать слышимый звук с соответствующей ему семантикой и продуцировать звуки, которые соответствуют определенным значениям.
Фонетика связана со звуковым материалом человеческой речи. Фонетика охватывает звуковой состав, звуковой строй и звуковые модификации в языке и закономерности этих видоизменений (греч. phone – голос, греч. phonotike – относящийся к голосу, к звукам).
Фонетика, как отдел языкознания, изучает звуки речи, которые произносятся человеком и слышимы человеком. В звуковом составе каждого языка выделяются фонемы – главные единицы звуковой системы – и их разновидности. Предметом изучения фонетики является и то, и другое.
Под фонетикой понимается раздел языка, который изучает звуковой строй языка, т.е. совокупность всех звуковых средств, которые составляют его материальную сторону (звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодика, интонация, паузы). В рамках изучения того или иного языка особое внимание уделяется выработке фонетических навыков. Фонетический навык представляет собой умение выговаривать правильно звуки, ставить ударение там, где это нужно; произносить все интонационно верно и т.д.
На начальном этапе обучения важно сформировать основу хорошего произношения, которое включает в себя верное интонирование, соблюдение пауз, знание особенностей ударения слов в предложении, а также верную артикуляцию. Данные факторы необходимы для нормальной реализации устной речи обучающихся [1; 67].
Правильно отработанный произносительный аспект высказывания учеников готовит их к реализации говорения как разновидности речевой деятельности. Знание фонетических навыков обеспечивает учащихся возможностью произносить все звуки английского, соответствуя нормативам; усваивать дифференциальные свойства звуков (гласность и согласность). Фонетические умения позволяют школьникам изучить ритмику (чередование ударных и не ударных слогов) английской фразы, определить логическое ударение знаменательных слов, научиться правильно ставить ударение служебных слов (вспомогательных глаголов в отрицательной форме). Ошибки в произношении становятся препятствием в реализации главной цели языка – успешной коммуникации, т.е. взаимопониманию.
Согласно анализу отечественной и зарубежной методической литературы, выявлено, что при обучении произношению работают два подхода:
1) имитативный;
2) аналитико-имитативный.
Процесс формирования произносительного навыка протекает в несколько стадий.
1. Восприятие - создание правильного звукового (слухового) образа.
2. Дифференциация – осмысление, различение признаков звука.
3. Имитация – закрепление речедвигательных образов речевой единицы.
4. Изолированная репродукция - закрепление артикуляции на основе использования произносительного явления.
5. Комбинирование - переключение внимания с одного фонетического явления
Звуковая материя является первоэлементом речи, и слухо-произносительные навыки являются основой всех видов речевой деятельности. В связи с этим работа над произношением обучающихся начинается с первых уроков начального этапа, и охватывает весь школьный курс обучения иностранному языку [7; 97].
На начальном этапе осуществляется формирование слухо-произносительной базы; на последующих этапах она должна упрочиваться, то есть каждый этап имеет свою ответственную задачу в отношении обучения произношению. И здесь надо учитывать следующее: если на начальном этапе будет что-то упущено и появятся ошибочные произносительные привычки, то исправить их позже будет проблематично.
В английском языке содержательную сторону работы по вырабатыванию фонетических навыков представляют собой совокупность звуков, звукосочетаний, интонационных моделей и единиц речи: фразы, а именно, различные коммуникативные типы предложения и связный текст (лингвистический компонент содержания обучения произношению), а также определенные действия с данными единицами (психологический элемент содержания обучения) - вырабатывание произносительного навыка.
К основным требованиям к произношению относятся: фонематичность (т.е. степень верность фонетического оформления речи, необходимая для понимания ее собеседником) и беглость (т.е. степень автоматизации произносительных навыков, которая позволяет воспитанникам говорить в нормальном темпе речи).
Овладеть правильным произношением представляется возможным только при усвоении фонетической основы иностранного языка на уровне слога, словесного ударения, интонации. Обучающимся следует усвоить особенности артикуляционной базы иностранного языка, а также присущие ему свойства ударения и интонации [3; 90].
Для овладения фонетической базой иностранного языка нужно, в первую очередь, усвоить артикуляционный уклад, который характерен для носителей этого языка, т.е. привычное состояние органов речи в моменты артикуляционного спокойствия.
Учитель, применяя специальные упражнения, должен достичь того, чтобы артикуляционный уклад иностранного языка с течением времени стал для обучающихся привычным, и для них момент перестройки с одного артикуляционного уклада на другой был бы незаметен. Определяя содержательную сторону работы по постановке произношения следует уделить внимание отбору фонетического материала и его организации. Отбор и распределение фонетического материала реализуется на базе системы изучаемого языка; явления родного языка обучающихся рассматриваются как бы сквозь призму системы иностранного. В фонетических курсах распределение материала обусловлено определенной системе и последовательности, все его структурные компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Отбор фонетического материала и степень его отработки обусловливают цели изучения иностранного языка и условия работы.
Также на начальном этапе целесообразно применять такие способы: выполнение фонетической зарядки; отработка фонетической стороны нового лексико-грамматического материала; работа над произношением при помощи чтения вслух [9; 112]
Фонетическая зарядка представляет собой основной способ формирования произносительных навыков и является специальным тренировочным упражнением в произношении, которое предотвращает забывание фонетического материала и мешает деавтоматизации навыков. Не следует связывать с фонетической зарядкой несколько целей, как это часто встречается на практике, когда учитель включает в фонетическую зарядку для повторения грамматические и лексические явления. Внимание обучающихся рассеивается, и это отражается на тщательности отработки фонетической стороны.
Определенно, лексико-грамматический материал так или иначе входит в фонетическую зарядку, но фокусировать внимание следует только на фонетической его стороне. Например: “Повторим основные формы глаголов сильного спряжения, обращая внимание на качество корневой гласной” или “Повторим слова, которые означают профессию, обращая внимание на ударение в них” и так далее.
Материалом фонетической зарядки могут служить отдельные звуки, звукосочетания, слова, предложения и небольшие тексты, которые содержат фонетические явления, нуждаются в постоянной “инвентаризации”. Как правило, фонетическая зарядка строится градуировано: от более мелких единиц (собственного предмета тренировки) к более крупным, где эти единицы предстают в различных сочетаниях. Например, в английском языке: [w] – what, water, wind, why, а далее рифмовка: Why do you cry Willy why?
Важным вопросом является определение места фонетической зарядки на уроке. Зачастую она выполняется в начале урока, вводя обучающихся в его атмосферу, нейтрализуя воздействие звуковой среды на родном языке. Может быть, однако, ее проведение прямо перед упражнениями в устной речи или чтении в качестве фонетического упражнения, вызывающего “бдительность” к произношению словарных единиц, которые затем будут употреблены в речи. Фонетическая зарядка может предшествовать чтению, тогда она происходит на материале текста для чтения, из которого вычленяются фонетические трудности, группируются соответствующим образом и предлагаются затем обучающимся для осознанной имитации [9; 117]
Улучшение произносительных навыков происходит также в связи с работой над новым словарным и грамматическим материалом. Знакомя школьников с новыми лексико-грамматическими явлениями, нельзя не обращать внимание на заключающиеся в них произносительные сложности. В результате любая порция слов и грамматических явлений может служить поводом для улучшения произносительных навыков на продвинутом этане. Важно обратить внимание при этом следующее: учитель не должен заново объяснять артикуляционные и ритмико-интонационные правила, главное — это стимулировать обучающихся к припоминанию правила и подведению под него новой языковой единицы. Результативность такого подхода еще и в том, что он предполагает усвоение нового в тесной связи со старым, константную актуализацию всего усвоенного материала.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аракин В.Д. Методика преподавания английского языка в VIII-X классах. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1958. – С. 67
2. Багомедова Х. Р., Шамсудинова С. Э. Роль песенного и стихотворного материала в обучении фонетике иностранного языка на начальном этапе //Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. – 2020. – №. 6-2. – С. 13-16.
3. Васильев В.А. Обучение английскому произношению в средней школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1979. – С. 90
4. Верещагина И.Н. Методика преподавания английского языка в общеобразовательных учреждениях. - М., 1988. – С. 112-115
5. Вовчек Т.Т. Использование рифмовок для закрепления лексических единиц на уроках немецкого языка в начальной школе//Журнал «Начальная школа». № 7, 2010. – С. 37-39
6. Галатенко Н.А. Английская транскрипция. Учебное пособие с упражнениями и ключами. - М.: «Ось-89», 2001. – 256 с.
7. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. - М., 2000. – 150 с.
8. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. теория и практика обучения иностранному языку. Начальная школа: методическое пособие. – М.:Айрис-Пресс, 2004. – 240 с
9. Демьяненко М.Я., Лазаренко К.А. и др. Основы общей методики обучения иностранным языкам. Теоретический курс. - Издательское объединение «Вища школа», 1976 – 280 с.
10. Исломов Д. Ш. Поэтические формы как культуроведческий компонент при обучении иностранному языку //Наука. Мысль: электронный периодический журнал. – 2015. – №. 1. – С. 23-29.
11. Клименко Г.А. Стихи немецких авторов в процессе обучения иностранному языку//Журнал «Язык и мир изучаемого языка», 2015. – № 6 (6). – С. 185-188
12. Кочергина В.А. Введение в языковедение. Основы фонетики - фонологии. Грамматика: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1991. – С. 56
13. Макарова Н.Н. Использование стихов-рифмовок на уроках иностранного языка// Сборник материалов Международной научнопрактической конференции «Наука и образование в XXI веке». Ч. 7. – М.: Изд-во ООО «АР-Консалт», 2014. – С. 17-18
14. Михайлова Т. Г. Использование поэтического микротекста в обучении русскому языку как иностранному //Текст: филологический, социокультурный, региональный и методический аспекты. – 2015. – С. 366-370.
15. Николаенко В. М. Психология и педагогика /Под ред. В. М. Николаенко. – М.-Новосиб.: Изд-во ИНФРА-М-НГАЭиУ, 2000. – С. 53-54
16. Реформатский А.А. Введение в языковедение: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2002. – 245 с.
17. Семенова Н.А. Значение рифмовок и стихов в изучении иностранного языка на раннем этапе [Электронный ресурс] Режим доступа: www.infourok.ru (Дата обращения: 31.10.2024)
18. Соловьева С.Ю. Использование стихотворений и песен на уроках английского языка//Журнал European Research, 2016. – № 9 (20). – С. 63-69
19. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984 – 147 с.
20. Тенис А.О. Использование рифмовок в обучении дошкольников английскому языку//Журнал «Начальная школа плюс. До и после». 2007. – № 11. – С. 81-84
21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования// Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. № 286 [Электронный ресурс]
22. Чередник С. В. Работа над поэтическими произведениями на уроках английского языка //Иностранные языки в школе. – 2002. – №. 4. – С. 39-42.
23. Цурцилина Н.Н. Поэтический текст как средство развития индивидуальной культуры подростка: дисс. … к.п.н. Ижевск, – 2014. – 221 с
24. Щербакова И. В. Использование физкультминуток, рифмовок, скороговорок на уроках иностранного языка //Редакционная коллегия. – 2015. – С. 46.