Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Полноценное развитие и воспитание детей в современной образовательной среде начинается с раннего дошкольного возраста. При этом важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка дошкольника является сформированная мелкая моторика рук. Специалистами отмечено, что мелкая моторика рук связана с высшими психическими функциями и свойствами сознания. Прежде всего – это внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память и речь.
В ФГОС дошкольного образования отмечено, что детям важно обеспечить приобретение опыта практической преобразовательной деятельности. Наиболее эффективным средством для этого является область робототехники и раннего детского конструирования, в том числе, с использованием мультимедийных технологий. Робототехника и конструирование является наиболее эффективным способом для решения этой задачи. Дети могут использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских задач, приобретая навыки самостоятельного решения при их выполнении.
Цель работы: обосновать и практически описать процесс развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на занятиях робототехники.
Объект исследования: практическая деятельность дошкольников на занятиях по робототехнике.
Предмет исследования: воспитательно – развивающий процесс в дошкольной организации на занятиях по робототехнике.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности развития мелкой моторики у дошкольников.
2. Рассмотреть робототехнику и конструирование как средство развития
мелкой моторики у дошкольников.
3. Описать организационно – педагогические условия процесса развития мелкой моторики у дошкольников на занятиях робототехники.
4. Предложить методические рекомендации по развитию мелкой моторики у дошкольников на занятиях по робототехнике.
Методы исследования: теоретические и практические, сравнительный анализ, изучение психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, тестирование.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические основы процесса развития мелкой моторики у дошкольников на занятиях робототехники
1.1. Особенности развития мелкой моторики у дошкольников
Содержание работ по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста достаточно разнообразно. Под моторикой понимают двигательную активность организма или отдельных органов человека. Прежде всего – это последовательность движений и общая способность к выполнению действий, связанных с движением. Общая моторика – это двигательная деятельность, которая осуществляется за счет работы крупных мышц тела. При этом, мелкая моторика отвечает за ловкость рук и пальцев, а также, умение манипулировать мелкими предметами. Крупная моторика отвечает за координацию движений и четкость действий частей физического тела [6].
Под мелкой моторикой будем понимать совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Успешность мелкой моторики достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем. При этом большую роль также играет зрительная система. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используют термин «ловкость». Мелкая моторика – это прежде всего, комплекс скоординированных действий, который направлен на точное выполнение мелких движений. К ней относят самые разнообразные движения, от привычных жестов человека, до самых мелких манипуляций.
Специалисты считают, что с точки зрения анатомии, примерно одну треть двигательной проекции на коре головного мозга составляет именно проекция кисти. Она расположена рядом с речевой зоной. Именно потому так важно развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. От успешного развития мелкой моторики рук ребёнка будет зависеть сформированность его речевых навыков, успехи в дальнейшем школьном обучении, благополучная социализация ребёнка и др. Именно по этим причинам необходимо уточнять и систематизировать средства развития мелкой моторики рук детей. Чтобы эти процессы протекали успешно, в ДОУ необходимо создать для этого соответствующие организационно -педагогические условия. В настоящее время существуют различные программы по робототехнике для детей от 3-х до 7 лет. Для дошкольников существуют различные кружки по робототехнике в системе дополнительного образования. В программу кружков для указанного возраста входят обучение навыкам конструирования и разностороннего развития дошкольников. В этом возрасте у детей осуществляется стадия большой физической и умственной активности. Обычно дети 3-4 лет уже умеют строить предложения, рассказывать о себе и считать до 10 и др. Очевидно, что для настоящей робототехники этих навыков мало. В связи с этим для дошкольников в первую очередь рассматривается именно конструирование, в том числе, с использованием компьютерных технологий. На занятиях кружка в группах с 3-лет дети работают с мелкими деталями конструктора. Развивается, прежде всего, мелкая моторика, навыки математики и счёта, конструирования. Для детей открываются основы механики и базовые знания программирования. Чаще всего, кружки предлагают использовать конструктор LEGO. Первые механизмы. При работе с дошкольниками под робототехникой можно понимать сочетание программирования, механики и моделирования. Ребёнку предстоит научиться читать, пользоваться мышкой и клавиатурой, иметь абстрактное мышление. При системных занятиях в кружках дети овладевают этими процессами примерно к 7-ми годам. Чаще всего сегодня речь идёт о STEM-конструкторах, к которым относят различные наборы игр для развития детского технического мышления и творчества. В процессе сборки таких конструкторов дети познают основы всех этих наук.
Развитие «ручной умелости» – есть одна их важных задач дошкольного воспитания. В ДОУ давно стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки ребёнка. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей, которые посещают дошкольную образовательную организацию показывает, что у многих из них движения рук плохо подчиняются задачам той деятельности, которая предусмотрена в ДОУ. Особенно часто встречается слабое развитие сложнокоординированных движений ведущей руки [11].
Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина и др. в своих работах уделяли большое внимание проблеме развития мелкой моторики рук дошкольников. По их мнению, должны быть разработаны специальные комплексы мер, которые бы способствовали развитию движений пальцев рук у детей. С.Е. Гаврилина считала, что развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься систематически с года и до самой школы. Специалисты рекомендуют для всех малышей соответствующие упражнения, которые были бы доступны им по возрасту. Сегодня в ДОУ достаточно много внимания уделяют разнообразной пальчиковой гимнастике. Подобного рода упражнения активизируют моторику рук и вырабатывают умение управлять своими движениями. Они формируют правильную координацию движений и способствуют развитию речи ребёнка.
Практически все авторы ссылаются на исследования М.М. Кольцовой, которая экспериментальным путём установила, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движения рук. Именно по этим причинам так важно развитие мелкой моторики у дошкольников. О важности развития мелкой моторики у детей
Фрагмент для ознакомления
3
Алексеева, А. А. Новые образовательные технологии как механизм повышения качества знаний [Текст] / А. А. Алексеева // Молодой ученый. – 2015. – No16. – С. 400-403.
2. Атутов, П. Р. Роль технологического обучения в политехническом образовании младших школьников [Текст] / П. Р. Атутов, В. А. Поляков. –Москва: Пресс, 2016. – 128 с.
3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения [Текст] / С.Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]/Л.С. Выготский. - СПБ.: СОЮЗ, 2006. -146 с.
5. Гаврилина С.Е. Развиваем руки, чтоб учиться писать и красиво рисовать [Текст] / С.Е. Гаврилина. – Ярославль, 2017. –122 с.
6. Гатанова Н.В. Развиваю мелкую моторику [Текст] / Н.В. Гатанова. — СПб.: Издательство «Питер», 2020. – 102 с.
7. Гризик Т.И. Ловкие пальчики: Пособие для детей [Текст] / Т.И. Гризик . – М.: Просвещение, 2017. – 56 с.
8. Гризик Т.И. Подготовка ребёнка к обучению письму: пособие дляродителей [Текст] / Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2017. – 64 с.
9. Гризик Т.И. Умелые пальчики: Пособие для детей 4–5 лет [Текст] / Т.И. Гризик . – М.: Просвещение, 2007. – 58 с.
10. Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества [Текст] / А.Н. Давидчук. – Москва: Педагогика, 2016. – 536 с.
11. Джуир, А.Л. Основы методики художественного конструирования: учеб. пособие [Текст] / А.Л.Джуир. - М.: Прогрес, 2017. – 236 с.
12. Жукова О.К. Развитие руки: просто, интересно, эффективно [Текст] / О.К. Жукова // Дошкольное воспитание. – 2006. – No11. – С. 34-37.
13. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений[Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 227 с.
14. Кислов, А.В. Диагностика творческих способностей ребенка: практич. пособ. [Текст] / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. - М.: Речь, 2011. – 101с.
15. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие [Текст] / Е.А. Лобанова. – Балашов: Николаев, 2015. – 165 с.
16. Малюкова И.Д. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму [Текст] / И.Д. Малюкова // Дошкольное воспитание. – 2008. – No2. – С. 34-38.
17. Солнцева Е.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики: пособие для родителей и педагогов [Текст] / Е.А. Солнцева. – М.: АСТ «Астрель». - 2008. – 124 с.
18. Тимофеева И.А. О подготовке руки к письму [Текст] / И.А. Тимофеева //Дошкольное воспитание. – 2007. – No3. – С. 23-27.
19. Журнал «Дошкольное воспитание» [Электронный ресурс] - Режим доступа. – www.dovosp.ru (дата обращения: 10.09.2023).
20. Журнал «Начальная школа плюс До и После» [Электронный ресурс] - Режим доступа. – www.school2100.ru (дата обращения: 10.09.2023).
21. Педагогическая библиотека [Электронный ресурс] - Режим доступа. – www.pedlib.ru (дата обращения: 10.09.2023).
22. Смирнова, О.Е. Межличностные отношения дошкольников:
диагностика, приёмы, коррекция [Текст] / О.Е. Смирнова, В.М. Холмогорова
– М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005 – 158 с.
23. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные
формы : пособие для педагогов [Текст] / [О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе,
Т.И. Гризик и др.; науч. рук. ПМК «Успех» А.Г. Асмолов; рук. авт.
коллектива ПМК «Успех» Н.В. Федина]. – М.: Просвещение, 2011 – 205 с.
24. Юрченко, Л. Ю. Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную деятельность / Л. Ю. Юрченко. - Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 66-67. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10076/ (дата обращения: 10.09.2023).
25. Якобсон, С.Г. Дошкольник, каков он? Пособие для воспитателей
детских садов [Текст] / С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьёва – М.: Издательский дом
«Воспитание дошкольника», 2002 – 80 с.