Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы проектирования занятия производственного обучения на основе компетентстного подхода
1.1. Специфика реализации компетентстного подхода в образовательном учреждении среднего профессионального образования
В современном обществе образование является одной из важнейших сфер деятельности современного человека. Основной целью профессионального обучения является подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в областях, связанных с деятельностью, готового к непрерывному профессиональному росту и социальной и профессиональной мобильности.
Профессиональное образование, ориентированное на компетентность, – это объективное явление в образовании, обусловленное социально-экономическими, политическими, образовательными и педагогическими условиями. Прежде всего, происходит обработка навыков, выполнение трудовых операций в мастерской. Именно в практической деятельности обучающихся происходит развитие профессиональных компетенций.
Целью внедрения компетентстного подхода в профессиональном образование является подготовка компетентного специалиста. Компетенции в современной педагогике профессионального образования следует рассматривать как новый тип целеполагания в системах образования, обусловленный рыночными отношениями. Б. Д. Эльконин считает, что "компетентность – это мера вовлеченности человека в деятельность" [13]. С. Е. Шишов рассматривает категорию компетентности "как общую способность, основанную на знаниях, ценностях, склонностях, которая позволяет установить связь между знанием и ситуацией, найти подходящую процедуру (знание и действие) для решения проблемы" [12].
Подход, основанный на компетентности, означает, что цели образования более тесно связаны с ситуациями применимости в сфере занятости. Таким образом, компетенции "охватывают способности, готовность к познанию и установки (модели поведения), которые необходимы для выполнения деятельности. В рамках конкурентного подхода различают два основных понятия: "конкуренция" и "компетентность". Компетентность – это совокупность взаимосвязанных личностных качеств (знаний, умений, навыков, способов деятельности), установленных по отношению к определенному кругу объектов и процессов и необходимых для качественной производственной деятельности по отношению к ним.
Что касается профессиональной компетентности, анализ показывает наличие нескольких аспектов. Согласно первому аспекту, "профессиональная компетентность – это интегративная концепция, включающая три термина: мобильность знаний, изменчивость метода и критичность мышления". Целью внедрения компетентстного подхода в профессиональное образование является подготовка компетентного специалиста. Компетенции в современной педагоге профессиональной подготовки следует рассматривать как новый тип целеполагания в системах образования, обусловленный современными рыночными отношениями.
Анализ требований государственного образовательного стандарта показал, что учащиеся образовательных учреждений среднего профессионального образования должны обладать общими и профессиональными компетенциями. Общие компетенции - универсальные формы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессиональных и трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда.
Основной тенденцией развития среднего профессионального образования в настоящее время является внедрение компетентстного подхода, направленного на развитие общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Преимущества компетентстного подхода:
- постановка целей и задач программ обучения, отвечающих требованиям работодателей;
- повышение гибкость учебного плана;
- повышение мотивации к получению профессии;
- повышение эффективности и качества профессионального образования, уровня профессиональных компетенций;
- создание единых, объективных и независимых условий для оценки качества образования;
- повышение уровня взаимодействия и взаимной ответственности студентов, преподавателей и мастеров производственного обучения;
- подготовка студентов к профессиональной деятельности осуществляется с учетом реальных условий труда, за счет чего ускоряется адаптация молодых специалистов к работе;
- формирование культуры производства и уважения к выбранной профессии.
Для успешности в реализации компетентстного подхода в профессиональном образовании должны быть соблюдены следующие условия:
1. Сформулированные конкретные результаты обучения в форме конкретных компетенций. Каждый преподаватель при разработке рабочих учебных программ ориентируется в первую очередь на требования стандарта.
2. Наличие подходящей учебной среды в образовательном учреждении и квалифицированных мастеров для модульного и компетентного обучения.
Таким образом, для повышения качества образования в системе среднего профессионального образования необходимо реализовать грамотный подход в условиях тесной взаимосвязи между будущими работодателями, научно-методическим содержанием обучения и мотивацией студентов к высокому уровню их профессиональной деятельности.
Компетентностный подход, по мнению О. Е. Лебедева, "представляет собой совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки результатов обучения". Эти принципы включают следующие положения:
- важность образования заключается в развитии способности студентов решать проблемы в различных областях работы, используя социальный опыт, который также включает собственный опыт студентов;
- содержанием образования является так называемый упрощенный дидактический социальный опыт решения познавательных, идеологических, моральных, политических и других задач;
- смысл организации образовательного процесса сводится к созданию условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, психологических и других задач, психологические и другие организационные, моральные и другие аспекты, составляющие содержание образования;
- оценка результатов обучения основана на анализе уровня образования, достигнутого обучающимися на определенном этапе обучения.
Таким образом, с точки зрения конкурентной ориентации основным прямым результатом образовательной деятельности является формирование профессиональных компетенций. Что, в свою очередь, подтверждает, что компетентностный подход является необходимой частью подготовки специалиста и представляет собой организационно-педагогическую систему обучения и СПО, включающую теоретическую подготовку и практическую деятельность.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. – М., 2017. С. 22 – 36.
2. Жидецкий В.С. Основы охраны труда: Учебник / В.С. Жидецкий. - Львов: «Афиша», 2015. - 311 с.
3. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. // Высшее образование в России. – 2015. – № 4. – С. 23-30.
4. Ибрагимов Г. И., Ибрагимова Е.А. Оценивание компетенций // Высшее образование в России: проблемы и решения// Среднее профессиональное образование в России. – № 1. – 2016. – с. 43-49.
5. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. Образования / Г.М. Коджаспирова. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 352 с.
6. Козловская И.М. Теоретические и методические основы интеграции знаний учеников профессионально-технической школы: дис д-ра пед. наук: 13.00.04 / Институт педагогики и психологии профессионального образования АПН Украины. - К., 2017 - 459 с.
7. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность социального педагога и его профессионально значимые личностные качества / М.И. Лукьянова // Соціальна педагогіка. – 2017. – № 2. – С. 91-95.
8. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация / Г.К. Селевко // Народное образование. – 2018. – № 4. – С. 138-143.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/. - (дата обращения: 02.09.2023)
10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. - (дата обращения: 02.09.2023)
11. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды : проблемы возрастной и педагогической психологии/ Д. Б. Эльконин ; под ред. Д. И. Фельдштейна. – Москва : Международная педагогическая академия, 2017.