Фрагмент для ознакомления
2
КАРТА ПРОЕКТА
В рамках тьюторской практики нам было предложено наблюдение за прикрепленными классами во время уроков, перемен и внеклассной деятельности. 8-9 класс, 15 человек с ограниченными возможностями здоровья.
Вопросы, связанные с продолжением обучения в учреждениях среднего профессионального образования, актуальны для всех обучающихся-выпускников, но особенно они важны для детей с ОВ, так как необходимо учитывать их особые образовательные потребности, особые условия обучения.
Классный руководитель во время беседы в рамках практики отметил, что в школе проводится профориентационная работа, направленная на выявление интересов детей, их предрасположенность к различным профессиональным отраслям, организуются различные профориентационные мероприятия (экскурсии на предприятия, посещение дней открытых дверей колледжей и техникумов).
В ходе беседы выявлено, что в 9-х классах обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие, дети с нарушением зрения). Дети включены в систему инклюзивного образования, осваивают программу наравне со сверстниками, но при этом им созданы особые условия (дидактическая наглядность, визуализация учебного материала, индивидуальный подход, тьюторское сопровождение).
В процессе общения с обучающимися с ОВЗ выявлено, что они задумываются о своем дальнейшем обучении, проявляют интерес к профориентационным мероприятиям, но при этом обладают недостаточной осведомленностью с направлениями подготовки и типами образовательных учреждений, которые ведут набор обучающихся с ОВЗ.
Для решения данной проблемы было предложено разработать банк тестовых методик, которые можно использовать в профориентационной работе с детьми с ОВЗ, а также составить рекомендации по ознакомлению обучающихся с видами образовательных учреждений, направлениями подготовки, чтобы обучающиеся смогли сделать более осознанный выбор после окончания 9 класса.
Цель данной курсовой работы – составить программу профориентационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и апробировать ее.
Объектом исследования является профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования – программа профориентационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема недостаточной организации профориентационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Провести диагностику детей с ОВЗ по выявлению их склонностей и профессиональной направленности.
3. Разработать программу профориентационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
4. Реализовать разработанную программу.
Написание курсового проекта включало следующие методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение) и эмпирические (тестирование, эксперимент).
Желаемый результат: мы предполагаем, что реализованная программа поспособствует профессиональному самоопределению обучающихся с ОВЗ.
§ 1 Профориентация обучающихся как актуальная научная проблема
Термин «профессиональная ориентация» впервые появился в 1909 г. в докладе Фрэнка Парсона о профессиональном обучении молодежи. Ф. Парсон рассматривал профориентацию как процесс оказания помощи индивиду в изучении профессии и собственных личностных качеств, процесс, завершающийся разумным выбором своего дела [10].
Ориентация (фр. orientation – направление; лат. orientis – восток) означает 1) умение разбираться в окружающей обстановке, осведомленность или ознакомление с чем-либо; 2) направленность деятельности в определенную сторону, к определенной цели, в чьих-либо интересах [1].
И.В. Сыромятников определяет профориентацию как информационную и организационно-практическую деятельность семьи, учебных заведений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе или перемене профессии с учетом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда [16].
С.В. Панина, Т.А. Макаренко считают, что профориентацию следует понимать как комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию процесса выбора профессии, способа ее получения и трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями, способностями человека и с учетом потребности рынка труда [10].
Профориентационная работа в школе организуется на всех ступенях обучения. Рассмотрим особенности профориентационной работы в средних классах школы.
Подростковый возраст рассматривается как переходный, кризисный период, связанный с перестройкой личности на телесном, психологической и социальном уровнях. На телесном уровне в подростковом возрасте происходят гормональные изменения, переход от детского возраста к юношескому, развитие всех систем организма. На социальном уровне в подростковом возрасте происходит становление личности, формирование самосознания. Подросток занимает позицию между ребенком и взрослым [1].
Подростковый возраст представляет собой этап усиленного становления личности на основе дальнейшего развития процесса социализации. Ведущим видом деятельности у подростков становится общественно-полезная деятельность. Кроме того, в этом возрасте возникает и развивается особая форма общения – интимно-личностная. В этот переходный период возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе отмирают и перестраиваются качества личности, характерные для предшествующего возраста [2].
Процесс профессиональной ориентации подростков включает содержательную (идеи, знания, убеждения и т.п.) и организационную (планирование, организация мероприятий, контроль и т.п.) стороны. Первая, в свою очередь, определяется содержанием компонентов трудовой социализации, на обеспечение которой направлен профориентационный процесс. Вторая, организационная, сторона основывается на известных направлениях профессиональной ориентации, среди которых традиционно ученые выделяют:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анисимов, О.С. Самоопределение в культуре в процессе социализации / О.С. Анисимов // Мир психологии. – 2020. – № 4 (104). – С. 85-97.
2. Ахмедова, Э.М. Педагогические основы профессионального самоопределения обучающихся: учебное пособие / Э.М. Ахмедова. – Москва: ММА, 2020. – 149 с.
3. Бадашкеев, М.В. Личностное самоопределение в зарубежной теории и практике / М.В. Бадашкеев // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2016. – № 3(9). – С. 25-26.
4. Бажутина, С.Б. Особенности самоопределения личности / С.Б. Бажутина // Социальная педагогика. – 2020. – № 4. – С. 5-10.
5. Белянкина, И.В. Психология профессионального самоопределения и профориентация: учебное пособие / И.В. Белянина, Е.М. Киселева, Л.М. Фомичева. – Москва: Научные технологии, 2018. – 186 с.
6. Буянова, В.В. Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте / В.В. Буянова, Я.С. Губанова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2019. – № 1. – С. 129-133.
7. Зинина, Ю.М. Понимание самоопределения в зарубежной психологии / Ю.М. Зинина // Вестник Государственного социально-гуманитарного университета. – 2019. – № 4 (36). – С. 77-81.
8. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие / Е.А. Климов. – 5-е изд., стер. – Москва: Академия, 2012. – 301 с.
9. Нурадинов, А.С. Самоопределение в период взрослости и их особенности / А.С. Нурадинов, О.А. Голуб // The Scientific Heritage. – 2021. – № 61-4 (61). – С. 43-46.
10. Панина, С.В. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник и практикум для вузов / С.В. Панина, Т.А. Макаренко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 312 с.
11. Пронская, М.Г. Формирование готовности к личностному самоопределению в современной школе / М.Г. Пронская // Проблемы и перспективы образования XXI века. – 2015. – № 6. – С. 25-28.
12. Профессиональное самоопределение: словарь терминов: методическое пособие / авт.-сост.: С.Н. Чистякова и др.; под ред. С.Н. Чистяковой. – Москва: Академия, 2014. – 123 с.
13. Пряжников, Н.С. Организация и методика производственного обучения: профориентология: учебное пособие / Н.С. Пряжников. – Москва: Юрайт, 2020. – 405 с.
14. Рябцева, И.В. Анализ понятии «самоопределение» и «готовность к профессиональному самоопределению» в психолого-педагогической литературе / И.В. Рябцева // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 8. – С. 107-111.
15. Смирнова, В.Р. Классификация подходов к изучению самоопределения личности в контексте гуманитарных наук / В.Р. Смирнова, Л.И. Савва, Е.А. Гасаненко // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 62-1. – С. 283-287.
16. Сыромятников, И.В. Психология профессиональной субъектности и профессионального самоопределения: монография / И.В. Сыромятников. – Москва: Изд-во СГУ, 2013. – 199 с.
17. Хорева, С.А. Формирование профессионального самоопределения старшеклассников / С.А. Хорева, В.В. Онуфриева // Глобальный научный потенциал. – 2018. – № 7 (88). – С. 37-40.