Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Музыкально–ритмические игры 5
2. Возрастные особенности развития творчества 9
3. Методика развития творчества через музыкально ритмические игры 19
Заключение 22
Литература 23
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Игра-основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Музыкально-ритмическая игра- одна из разновидностей детских игр. Эти игры интересны детям тем, что они проводятся под музыку. С помощью игры дети легче осваивают новый материал и закрепляют пройденный. Благодаря музыкально-ритмическим играм удетей развивается воображение, чувство ритма, внимание, координация, закрепляются тан-цевальные движения. Игры под музыку улучшают настроениедетей, способствуют проявлению положительных эмоций. Мне хочется предложить несколько музыкально- ритмических игр для детей старшего дошкольного возраста, которые могут использо-вать педагоги в процессе образовательной деятельности, в развлечениях, при подго-товке детей к праздникам.
Актуальность темы, выбранной для исследования, представляется проблемой развития слухового восприятия у детей. Чувство ритма и такта является основным средством для восприятия и анализа музыкальных произведений, а также для коорди-нации движений и умения управлять своим телом. К сожалению, у современного по-коления проявляется тенденция отсутствия понимания музыкальных ритмов и способ-ности воспроизвести ритмические композиции.
Цель работы: изучение возможностей развития чувства ритма у детей младше-го школьного возраста.
Задачи:
1. Изучить понятие музыкально-ритмических игр, их разновидность.
2. Изучить возрастные особенности развития творчества у детей младшего школьного возраста.
3. Описать приемы, средства, методы развития творчества у детей, с помо-щью музыкально-ритмических игр
Словарь основных понятий
Музыкально–ритмические игры – активная творческая деятельность, направ-ленные на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образ-ных.
Темп – скорость движения.
Ритм – это чередование звуков и пауз разной продолжительности.
Ритмика – это вид музыкальной деятельности, в котором смысл музыки, ее ха-рактер и образ можно передать с помощью движений.
Выразительность – тонкая нюансировка при исполнении музыкальных произ-ведений, деталей которой не в состоянии изобразить нотное письмо.
Мелодия – это последовательность музыкальных тонов, имеющая определен-ный темп и ритм, в совокупности мелодия воспринимается не как набор звуков, а как единое целое.
Память – когнитивный процесс, выполняющий функции запоминания, забы-вания, сохранения и воспроизведения материала.
Музыкальная память – это способность сохранять музыкальный материал и за-тем в совершенстве его воспроизводить в соответствии с оригиналом.
Моторная, или двигательная, память – это наша способность запоминать и воспроизводить разнообразные движения.
1. Музыкально–ритмические игры
Музыка во многом отличается от других видов искусства — ее выразительные средства и образы не столь наглядны, как образы живописи, театра и кино, ибо она оперирует средствами эмоционального воздействия и обращена преимущественно к чувствам и настроениям людей. Сокровища музыки, накопленные в течение веков, необычайно многообразны, музыка окружает нас повсюду — в труде и в быту, в даль-них походах и на праздничных встречах. Музыкальные звуки сопровождают нас на протяжении всей жизни.
Восприятие музыки начинается с восприятия мелодии. Обычно ее называют мотивом или напевом. Мелодия — это душа музыки, основной носитель музыкальной мысли, художественной идеи. Выразительная мелодия способна захватить душу, спло-тить стремления и помыслы людских масс. Мелодия не может существовать вне ритма Ритмом в музыке называют организацию звуков во времени, определенное чередова-ние протяжных и коротких звуков. Значение ритма в музыке очень велико. Мелодия и ритм неразрывны и составляют основу музыки, которую мы, в первую очередь, и за-поминаем.
Важным элементом музыки является гармония (лад), дополняющая и обога-щающая звучание мелодии, драматизируя и обостряя ее или, наоборот, усиливая ощу-щение нежности, мягкости, устойчивости, покоя. Гармония окрашивает мелодию в различные эмоциональные тона, углубляет ее поэтическое содержание. Известны наиболее распространенные виды гармонии — мажорный и минорный лад. Мажорные созвучия обладают светлым, радостным характером. Минорным же созвучиям прису-щи печальные, грустные тона, но бывает и наоборот.
Еще одно из основных средств музыкальной выразительности — это музы-кальный тембр. Тембром называется окраска звука, присущая каждому музыкальному инструменту или человеческому голосу. Любая мелодия воспринимается в определен-ной звуковой окраске.
Все элементы музыкальной выразительности отражают содержание музыкаль-ного произведения, которое воспринимается человеком через органы чувств, воздей-ствуя на различные функции и системы его организма. Происходит это в силу того, что музыка влияет на психику человека, его эмоциональное состояние. Одна мелодия располагает нас к покою, может опечалить, повергнуть в глубокую задумчивость, дру-гая заставля
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. - М.: 1984, 1985, Я 1990.
2. Альтшуллер Г.С Творчество как точная наука. - Петрозаводск: Скандина-вия, 2004
3. Альтшуллер Г.С. Найти идею. - Петрозаводск: Скандинавия, 2003.
4. Антилогова, Л. Н. Внеучебная деятельность как фактор развития творче-ских способностей младших школьников / Л. Н. Антилогова, Л. Г. Карпова // Наука о человеке: Гуманитарные исследования. — 2013. — № 3 (13) — С. 71 — 77.
5. Арламов М.Ф. Педагогика / М.Ф. Харламов. - Мн. Университетское, 2001.-45-49с.
6. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. - Новосибирск, 1993.
7. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творче-ства - Ростов-на-Дону, 1983.- 274с.
8. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская ; Психологический институт РАО. — Самара : Фёдоров, 2009. — 414 с.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.-Воронеж: НПО МОДЕК, 1999.
10. Гин А. Задачки - сказки от кота Потряскина. - М.: Вига- I Пресс, 2002.
11. Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-Пресс, 1999.
12. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания /И.З.Гликман. – М. Владос, 2002.-176с.
13. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1996.
14. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. // Под ред. А.Р. Лурия и В.П. Зинченко. – М., 1970.
15. Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности дошколь-ников / К.М. Гуревич. – М.: Издательство «Знание», 2013.– 80с.
16. Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от трех до семи лет. К -СПб.: Речь, 2008.
17. Джемс У. Психология. – М., 1986.
18. Дружинин, В. Н. Психология способностей : избранные тр. [Текст] / В. Н. Дружинин ; отв. ред. : А. Л. Журавлев, М. А. Холоднов, В. Д. Шадриков. — М. : РГБ, 2009. — 652 с.
19. Дружинин, В.Н. (2007): Психология общих способностей. Санкт-Петербург: Питер. [Druzhinin, V.N. (2007): Psychology of general abilities. St. Petersburg: Peter].
20. Ермолаева-Томина, Л. Б. Психология художественного творчества [ Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. Б. Ермолаева-Томина ; Московский открытый со-циальный ун-т. — М. : Культура : Академический проект, 2005. — 302 с.
21. Занков Л.В., Зверева М.В. Индивидуальные варианты развития младших школьников. – М.: Педагогика, 1973.
22. Зеленкова Т.В., Бернацкая Н.В., Сабитова М.Р. Психологические условия развития креативности младших школьников // Вестник МГОГИ. – 2012. – №2. – С. 77-79.
23. Малахова, И.А. (2011): Развитие творческих способностей школьников в процессе любительской художественной деятельности: дис. доктора пед. наук по спе-циальности 13.00.05: теория, методика и организация социально-культурной деятель-ности. Минск: БГПУ им. М. Танка. [Malakhova, I.A. (2011): Development of creativity of schoolchildren in the course of amateur artistic activity: the dissertation … the doctor peda-gogical sciences in the specialty 13.00.05: theory, a technique and organization of welfare ac-tivity. Minsk: BSPU behalf of the M. Tank].
24. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе / Л.И. Маленкова. - М. Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999.-300-301с.
25. Маслоу, А.Г. (1997): Дальние пределы человеческой психики. Пер. с англ. А.М. Татлыдаевой. Санкт-Петербург: Евразия. [Maslow A.G. (1997): Long-distance limits of the human psyche; per. from English. A.M. Tatlydaevoy. St. Petersburg: Eurasia].
26. Меерович М.Н., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. - М.: Альпина, 2008.
27. Милерян Е.А. Графическая методика исследования личности. М., Про-гресс, 2006 - 564 с.
28. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии - 1994. - № 5. - С. 86-95.
29. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2006.
30. Мухина В.С. Личность: мифы и реальность. – Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007.
31. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С.Мухина. – М. Академия, 1999.-544 с.
32. Немов Р.С. Психология В 3-кн. Кн. 2 Психология образования. - М. ВЛАДОС, 1995.-496с.
33. Нестеренко АА Страна загадок. - Ростов - на - Дону: изд. Ростовского университета, 1993.
34. Никандров В.В. Психология: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Прозпект, 2008. - 903 с
35. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа - 2001. - № 10.- С. 34-37.
36. Теплов, Б. М. Способности и одарённость [Текст] / Б. М. Теплов // Хре-стоматия по психологии ; под ред. А. В. Петровского.— М. : Просвещение, 1987. — С. 281 — 286.
37. Фирилева, Ж.Е., Рябчиков, А.И., Загрядская О.В. Ритмика в школе / Ж.Е. Фирилева, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская. – Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2014.– 285с.
38. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности [Текст] / Е. Л. Яковлева. — М. : Флинта, 1997. — 224 с.