Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития дистанционного образования
1.1. Понятие дистанционного образования
Образование понимается как целенаправленная организованная пе-редача систематизированных научных знаний о мире, опыте предыдущих поколений, это процесс ознакомления с материальной и духовной культу-рой человечества, а также индивида и помощь в ее формировании, и как необходимая часть социализации [11].
Образование - это один из способов стать личностью путем приобре-тения знаний, навыков и развития когнитивных и способностей и креатив-ности через социальные институты, такие как семья, учебные заведения, средства массовой информации. Это процесс становления нравственного облика человека, который формируется под воздействием моральных и духовных ценностей, образующих наследие его культурного круга [8].
Основываясь на этих определениях, можно отметить, что образова-ние содержит в себе индивидуальный, общественный, нравственный, мате-риальный, культурный и прочие аспекты. Дистанционное образование - это образование полностью или частично включается в себя компьютер-ную поддержку или поддержку телекоммуникационных технологий [21].
Дистанционное образование – это такая форма образования, которая не предполагает посещения учебных заведений, но дает возможность при-обрести квалифицированное образование в дистанции от преподавателя. Также это общий термин для обозначения образования, организованного различными социальными институтами, относительно разделенными во времени и пространстве, а методы обучения и усвоения знаний объедине-ны, взаимодействуют и интегрируются при поддержки разных медиаре-сурсов и образовательных технологий [21].
Дистанционная форма образовательной деятельности отвечает нуж-дам общественного развития, отличается быстрым ростом с развитием со-временных медиатехнологий. Она реализуется с помощью широковеща-тельных средств массовой информации, аудио- и видеотехнических, аудиовизуальных средств массовой информации, компьютерного про-граммного обеспечения и интерактивных мультимедиа.
Мультимедиа стало самой ведущей технологией, доступной студен-там для взаимодействия с образовательным контентом.
Дистанционное образование имеет тесную связь с концепцией ди-станционного обучения. Обучение понимается как целенаправленный пе-дагогический процесс организации и стимулирования интенсивной учебно-познавательной деятельности обучающихся основная цель которого - при-обретение знаний, умений и навыков, развитие креативности и морально-этических взглядов [18].
При обучении знания и умения доводятся преподавателем до надле-жащего уровня у учащегося что составляет цель обучения. Это контроли-руемый процесс взаимодействия между преподавателями и учащимися, направленный на овладение знаниями, навыками и умениями, становление мировоззрения, формирование интеллектуальности и потенциальных воз-можностей учеников, выработку и фиксирование умений самообразования в соответствии с установленными целями [21].
Основными специфическими характеристиками учебной деятельно-сти являются следующие [2]:
- учебная деятельность специально направлена на усвоение опреде-ленного учебного материала и решение образовательных задач;
- в учебной деятельности происходит разработка общих методов действий и научных концепций;
- в процессе усвоения учебного материала общие методы действий предшествуют решению учебных;
- учебная деятельность способствует изменениям самого субъекта де-ятельности, т.е. учащегося;
- под влиянием собственных учебных действий и их результатов происходят изменения в психических свойствах и поведении учащегося.
Дистанционное обучение - это взаимодействие педагога и учащихся друг с другом на расстоянии, отражающее все компоненты, присущие об-разовательному процессу (цели, содержание, методы, формы организации, средства обучения) и реализуемое средствами интернет-технологий или другими средствами, обеспечивающими интерактивность.
Дистанционное обучение является самостоятельной формой обуче-ния, информационные технологии при этом являются ведущим средством. Такая форма обучения осуществляется с помощью медиатехнологий и различных образовательных ресурсов, которые выходят за рамки тради-ционных ограничений времени и пространства образовательного учре-ждения [21].
Следует отметить, что традиционное преподавание осуществляется с учетом следующих дидактических принципов: последовательность и си-стематичность, дифференциация и индивидуализация обучения, актив-ность, наглядность, научность и т.д.
При дистанционном обучении необходимо учитывать накопленный дидактический опыт и осуществлять образовательный процесс с учетом вышеперечисленных принципов и опираться на них при постановке целей и выборе содержания. При дистанционном обучении технологии и формы взаимодействия студентов с преподавателем существенно различаются.
Выделяют следующие особенности дистанционного обучения: сту-денты могут получать печатные издания (кейс-технология), возможны встречи преподавателя и студента во время учебы, участники образова-тельного процесса могут проживать в одном городе или районе, но обуче-ние может проходить асинхронно (несовпадение во времени). Наиболее существенное отличие дистанционного обучения – интерактивное взаимо-действие учащимися и преподавателем, а также взаимодействие учащихся со средствами обучения, которое осуществляется в определенной дидакти-ческой системе [17].
Можно выделить особые принципы дистанционного обучения:
- интерактивность (обеспечение интерактивного взаимодействия меж-ду всеми его участниками);
- открытость: любой человек должен иметь доступ к дистанционному обучению по своему выбору;
- гибкость: ход учебного процесса может быть адаптирован к инди-видуальным особенностям студента;
- адаптивности: использования информационных и телекоммуника-ционных технологий для адаптации процесса обучения к особенностям учащихся;
- передаваемость: возможность передачи учебных файлов, аудио- и видеозаписей, компьютерных программ в образовательных целях по всему миру;
- ориентация на клиента: расширение доступа к образованию для людей, не имеющих возможность получить образование очно;
- принцип базового знания, для чего на различных дистанционных курсах используется входной контроль;
- принцип идентификации является частью общих мер безопасности;
- принцип индивидуализации: возможность обучения с ориентиром на индивидуальный темп и индивидуальную образовательную траекто-рию;
- регулярность: определение временных регламентов, например, срок сдачи заданий, контрольных и т.д.;
- принцип педагогической целесообразности использования новых информационных технологий: средства, используемые в процессе дистан-ционного обучения, должны отвечать целям преподавания и содействовать их наиболее результативному достижению [6].
Дистанционное обучение имеет следующие формы проведения заня-тий:
1. Занятия в чате: занятия проводятся синхронно, все участники имеют одновременный доступ к чату.
2. Веб-классы - это дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учеб-ных занятий. Для этих занятий используются специализированные образо-вательные веб-форумы - форма работы пользователей над определенной темой или проблемой с использованием записей, оставленных на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.
3. Веб-форумы отличаются от первой формы занятий возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером вза-имодействия между учащимися и преподавателями.
4. Телеконференция – проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Образовательные теле-конференции характеризуются достижением образовательных целей [13].
В зависимости от способа общения между преподавателями и обуча-емыми выделяются методы дистанционного обучения:
1. Способ преподавания с помощью взаимодействия студента, кон-сультации или репетиции с образовательными ресурсами с минимальным участием педагогов (самообучение). Для реализации этого метода созда-ются и отбираются различные образовательные ресурсы, доставляемые телекоммуникационными сетями (интерактивные базы данных, электрон-ные публикации, компьютерные обучающие системы).
2. Метод индивидуализированного преподавания, который характе-ризуется взаимоотношениями одного учащегося с одним преподавателем (индивидуальное обучение).
3. Метод, основанный на представлении учебного материала препо-давателем, в то время как обучаемые не играют активной роли в общении. Этот метод используется, когда есть группа студентов, они примерно оди-наково подготовлены и конечный результат у всех одинаков. Например, при подготовке к экзаменам. Электронная лекция, подготовленная и ото-бранная преподавателями, может быть представлен подборкой статей или выдержек из них, а также учебные материалы, которые готовят студентов к будущим дискуссиям.
4. Метод, характеризующийся активным взаимодействием среди участников образовательного процесса нацелен на массовую работу сту-дентов. Значимость педагога при таком обучении сводится к тому, что он предлагает тему ученикам (ставит образовательную задачу), а затем он должен создать и поддерживать благоприятную коммуникативную среду и психологический климат, в которых студенты имели бы возможность ра-ботать совместно. Педагог координирует и управляет обсуждением, а так-же подготавливает материал, разрабатывает план работы, обговариваемые вопросы и темы.
5. Проектный метод подразумевает систематический процесс обуче-ния, что дает возможность обучающемуся проявить самостоятельность при планировании, организации, контроле собственной учебной деятель-ности, итогом которой считается создание какого-либо продукта.
6. Метод проблемного обучения рассматривает сложные когнитив-ные вопросы, решение каковых предполагает существенный теоретический или практический интерес. В ходе проблемного обучения интерес учащих-ся фокусируется на значимых вопросах, побуждающих познавательную активность, способствующих развитию навыков и умений решать пробле-мы. Роль учителя сводится к надзору и поддержке, но не более того.
7. Исследовательский метод обучения характеризуется наличием четко определенных актуальных и значимых целей для участников, про-думанной и обоснованной структурой, широким использованием арсенала методов исследования, применением научных методов обработки и фор-матирования результатов [13].
Таким образом, это образование полностью или частично включает-ся в себя компьютерную поддержку или поддержку телекоммуникацион-ных технологий, не предполагает посещения учебного заведения и дает возможность получить квалифицированное образование на расстоянии от преподавателя.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андрюхина Т.Н. Дистанционное обучение в вузе // Вестник Самар-ского государственного технического университета. – 2015. – № 2 (26). – С. 6 – 10.
2. Воронцов А.Б. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эль-конина, В.В. Давыдова / А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова – М.: Расска-зовъ, 2014. – 300 с.
3. Горева О.М., Осипова Л.Б. Современное состояние дистанционного образования в российском вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. – С. 630 – 634.
4. Девтерова З.Р. Современные подходы к организации и управлению дистанционным обучением // Гуманизация образования. – 2010. – № 1. – С. 58–63.
5. Домрачеев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспекти-вы // Высшее образование в России. – 1994. – №3. – С. 11-13.
6. Карнаухов В.М. Принципы построения дистанционного обучения. В сборнике: Доклады ТСХА. – 2021. – С. 480-484.
7. Кислухина И.А. Использование дистанционных образовательных технологий в системе высшего образования: проблемы и перспекти-вы // УЭкС. – 2017. – № 9 (103). – С. 26-30.
8. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник для вузов. – 4-е изд., пере-раб. и доп. – М.: Юрайт, 2023. – 711 с.
9. Коморникова О.М. Попова Е.И. Проблемы развития дистанционного образования в России // Вестник Шадринского государственного пе-дагогического института. – 2020. – №2(46). – С. 111–114.
10. Коняева Е.А. Дистанционное образование и его педагогические принципы // Всероссийская студенческая научно-практическая кон-ференция «Актуальные проблемы образования: позиция молодых»: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2016. – С. 202– 204.
11. Кравцова Е.Е. Педагогика и психология: Учебное пособие. – М.: Фо-рум, 2013. – 384 c.
12. Мартыненко О.В. Дистанционная форма обучения как инновацион-ный метод получения образования в высших учебных заведениях / О. В. Мартыненко, Ю. К. Шакирова, С. В. Зайцева, Г. Б. Абилдаева // Молодой ученый. – 2016. – № 18 (122). – С. 447-451.
13. Низамиева А.М. Особенности дистанционного обучения // Молодой ученый. – 2022. – №20 (415). – С. 607-609.
14. Паршукова Л.А., Леонтьев Д.С. Актуальность и перспективы дистан-ционного образования. – 2014. – №1. – С. 98 – 101.
15. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. – М.: Академия, 2006. – 400 с.
16. Попова Е.И. Дистанционное образование: современные реалии и перспективы / Е.И. Попова, А.А. Баландин, Д.Д. Дедюхин // Образо-вание и право. – 2020. – №7. – С. 203-210.
17. Пьянников М.М. К вопросу о понятиях «Дистанционное обучение» и «Дистанционное образование» // Гуманитарный вектор. – 2010. – № 1. – С. 41-46.
18. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред., В. А. Сластени-на. – М.: Академия, 2013. – 576с.
19. Степанов А.Д. Преимущества и проблемы перевода обучения в ин-терактивные формы (дистанционное обучение) в АГЗ МЧС России // ГОСРЕГ: государственное регулирование общественных отношений. – 2014. – № 4. – С.7–10.
20. Тихонов А.Н., Абрамешин А.Е. Управление современным образова-нием: социальные и экономические аспекты. – М.: Вита-пресс, 1998. – 284 с.
21. Цзея Л. Анализ понятий «дистанционное образование» и «дистанци-онное обучение». История возникновения и развития дистанционно-го образования в мире // Молодой ученый. – 2020. – № 49 (339). – С. 402-406.
22. Чванова М.С., Киселева И.А. Проблемы дистанционного обучения в сети Интернет // Вестник российских университетов. – 2017. – № 5-2. – С. 1200 – 1203.
23. Шатуновский В.Л., Шатуновская Е.А. Ещё раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) // Вестник науки и образования. – 2020. – №9–1 (87). – С. 53 – 56.
24. Шобонов Н.А. Проблемы и перспективы дистанционного обучения в школе // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – №70-2. – С. 336-338.
25. Штенгель Ю.Ю. Дистанционное обучение как форма организации самостоятельной работы студентов с использованием доступных ин-тернет-технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. – 2012. – С. 190–192.