Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обусловлена тем, что в настоящее время происходят существенные изменения в сфере межбюджетных отношений, совершенствуется нормативная база, регулирующая и развивающая их, а в том числе и механизмы распределения финансовой помощи и контроля за ее расходованием. улучшен. На мой взгляд, межбюджетные отношения – это отношения между государственными органами разных уровней бюджетной системы, направленные на обеспечение эффективности бюджетной политики.
Система межбюджетных отношений является неотъемлемой частью любой бюджетной системы, наличие которой связано с множественностью связей между органами власти всевозможных уровней, а в том числе и с необходимостью справедливого перераспределения бюджетных средств. Эффективные межбюджетные отношения гарантируют стабильность социально-экономической сферы и принцип баланса интересов всех участников бюджетных отношений.
Бюджетная структура РФ характеризуется как бюджетная структура федерального типа и состоит из таких элементов, как: структура бюджетной системы, организационные принципы построения бюджетной системы, проверка формирования и исполнения бюджетов бюджета. система
Объектом исследования выступает местный бюджет муниципального образования Сегежского муниципального района Республики Карелия.
Предметом исследования является анализ формирования и исполнения местного бюджета.
Целью работы является проведение анализа бюджета муниципального образования «Сегежский район» Республики Карелия.
Задачи курсовой работы:
изучить организационно-правовые основы организации бюджетного процесса в РФ на уровне местного самоуправления;
максимально приблизить возможность использования теоретических знаний в решении практических задач управления финансами муниципального образования;
произвести анализ бюджета муниципального образования;
увидеть и понять, каким образом формируется и расходуется бюджет муниципального образования;
определить проблемы в управлении финансами Сегежского муниципального района Республики Карелия.
1 РОЛЬ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РФ
1.1. Межбюджетные отношения между субъектами федеральных, региональных и местных уровней
Межбюджетные отношения - денежные отношения между органами власти преимущественно разных уровней, касающиеся разграничения на постоянной (долгосрочной) основе видов затрат и доходов, поступающих в бюджетную систему страны, и распределения (перераспределения) средств между бюджетами разных уровней. в порядке межбюджетного регулирования [9] Межбюджетные отношения – это отношения между публичными юридическими лицами по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса [12].
Статья 6 Бюджетного кодекса РФ определяет такие отношения. Межбюджетные отношения - отношения между публичными юридическими лицами по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса [1].
Отношения, складывающиеся в рамках межбюджетных отношений, основаны на перераспределении финансовых ресурсов с участием всевозможных уровней государственного бюджета. В процессе перераспределения бюджетные средства регионального и муниципального уровней приводятся в соответствие с объективными потребностями финансового обеспечения социально-экономических потребностей субъекта РФ или муниципального образования.
Иными словами, речь идет о межбюджетном регулировании таких юридических лиц, как Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Категория «межбюджетные отношения» носит институциональный характер, поскольку, с одной стороны, это институт финансово-правовых норм, а с другой – институт взаимодействия всевозможных уровней государственной власти по отношению к [12]:
- разграничение расходных обязательств между уровнями государственного управления и ответственности за их исполнение;
- разграничение налоговых полномочий и источников доходов;
- согласование бюджета и распределение финансовой помощи.
Взаимоотношения между бюджетами состоят из распределения полномочий по доходам и расходам и передачи их на нижестоящие уровни, оказания безвозмездной и возмездной поддержки бюджетов субъектов в виде трансфертов и (или) контроля за соблюдением бюджетного законодательства. Такие отношения должны быть взаимосвязаны, соответствовать бюджетной иерархии и основываться на следующих принципах [13]:
1. Принцип независимости. Этот принцип дает органам управления соответствующими бюджетами право самостоятельно осуществлять бюджетный процесс на соответствующем уровне бюджетной системы, обеспечивать сбалансированное и эффективное использование бюджета, управлять источниками доходов и направлением затрат.
2. Принцип разграничения доходов, затрат и источников финансирования дефицита бюджета между бюджетами бюджетной системы РФ. Это предполагает необходимость четкого законодательного разграничения бюджетной ответственности, а в том числе и распределения расходных полномочий субъектов между ответственными органами.
3. Принцип соответствия финансовых ресурсов органов управления и выполнения их функций.
4. Принцип предотвращения конфликтов на всевозможных уровнях государственного управления и их разрешения, а в том числе и принятия последовательных решений по вопросам бюджетной политики.
Вертикальный подход направлен на балансирование доходов и затрат путем разграничения ответственности между уровнями государственного управления, распределения конкретных видов затрат на каждый уровень бюджетной системы и обеспечения их соответствующими типами источников в долгосрочной перспективе.
Выделяют 3 формы межбюджетных трансфертов: дотации, субсидии и субвенции.
Рисунок 1 – Виды межбюджетных трансфертов [13]
Процесс формирования межгосударственных отношений должен быть строго регламентирован. В то же время сбалансированная бюджетная политика позволяет расставить приоритеты в выделении средств на выполнение тех или иных обязательств.
Эффективное планирование, а в том числе и постоянный контроль целевых затрат позволяют руководству региона реализовывать программы социально-экономического развития.
1.2. Местный бюджет в системе бюджетного устройства РФ
Место местных бюджетов в бюджетной системе. Российская Федерация - государство с федеративным типом устройства, что предполагает наличие трех уровней государственного управления: федерального, регионального и местного, применительно к бюджетным отношениям - трех уровней бюджетной деятельности. Повторяя систему государственного управления и основанную на ней, в РФ существует трехуровневая иерархическая бюджетная система. Бюджетная система РФ представляет собой совокупность федерального, региональных, местных и внебюджетных бюджетов. Внебюджетные фонды существуют на федеральном и региональном уровнях, и их создание на местном уровне запрещено [11].
Особенности построения статьи 10 Бюджетного кодекса РФ, где местные бюджеты делятся на два типа (бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородскими делениями, внутригородские муниципальные образования городов федерального значения и бюджеты городские поселения, сельские поселения, внутригородско-городские округа) дают некоторым исследователям основание утверждать, что в РФ существует четырехуровневая бюджетная система. Однако существование двух типов муниципалитетов не свидетельствует о существовании дополнительного четвертого уровня бюджетной системы. Более того, Бюджетный кодекс РФ устанавливает ряд особенностей регулирования для городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), являющихся субъектами РФ, однако в научной литературе не ставится вопрос о существовании двух уровней управления субъектами РФ [1]
Каждый конкретный муниципалитет, независимо от того, к какому типу он принадлежит, сводится к единому для всех понятию «муниципалитет», а категория «местный бюджет» объединяет бюджеты муниципалитетов всех типов. Из этого следует, что для всех муниципальных образований предусмотрены единые нормы, а указания на особенности регулирования любого типа являются исключением из общего правила [14].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. «Бюджетный Кодекс Российской Федерации» от 31.06.1998 № N 145-ФЗ Ст. 215.1. (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023).
2. «Бюджетный Кодекс Российской Федерации» от 31.06.1998 № N 145-ФЗ Ст. 264.1., п.2 (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023).
3. Закон Республики Карелия «О бюджетном процессе в Республике Карелия» от 31.12.2019 с (ред. 25.12.2018)// Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/919501365. (Дата обращения: 01.10.2023)
4. Закон «О бюджете Сегежского муниципального района на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» от 24.11.2016. (ред.16.12.2016) // Официальный сайт муниципального образования «Сегежский муниципальный район» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://home.onego.ru/~segadmin/omsu_finupr.htm. (Дата обращения: 01.10.2023)
5. Закон «О бюджете Сегежского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» от 27.11.2017. (ред.29.12.2018) // Официальный сайт муниципального образования «Сегежский муниципальный район» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://home.onego.ru/~segadmin/budget2018.htm. (Дата обращения: 01.10.2023).
6. Закон «О бюджете Сегежского муниципального района на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» от 21.11.2018. (ред.12.01.2019) // Официальный сайт муниципального образования «Сегежский муниципальный район» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://home.onego.ru/~segadmin/budget2019.htm. (Дата обращения: 01.10.2023).
7. Закон «О бюджете Сегежского муниципального района на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» от 29.11.2019. (ред.13.01.2021) // Официальный сайт муниципального образования «Сегежский муниципальный район» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://home.onego.ru/~segadmin/budget2020.htm. (Дата обращения: 01.10.2023).
8. Закон «О бюджете Сегежского муниципального района на 2021год и на плановый период 2022 и 2023 годов» от 06.03.2021. (ред.05.01.2022) // Официальный сайт муниципального образования «Сегежский муниципальный район» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://home.onego.ru/~segadmin/budget2021.htm (Дата обращения: 01.10.2023).
9. Абакаров, А. М. Проблемы организации межбюджетных отношений в РФ / А. М. Абакаров, Ш. Ш. Шамхалов // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 60-4. – С. 5-8.
10. Ермакова, Н. М. Проблемы и перспективы развития межбюджетных отношений в России / Н. М. Ермакова // Инновационное развитие экономики. – 2017. – № 3(39). – С. 79-83.
11. Ковалев, Н. Ю. Проблемы межбюджетных отношений на местном и региональном уровнях и пути их решения / Н. Ю. Ковалев, В. А. Шаповалова // Синергия Наук. – 2019. – № 42. – С. 179-186.
12. Моторина, П. А. Межбюджетные отношения в бюджетной системе россии: проблемы и перспективы развития / П. А. Моторина // Форум молодых ученых. – 2021. – № 5(57). – С. 266-271.
13. Оздоева, Л. Р. Межбюджетные отношения как основа современной региональной политики России / Л. Р. Оздоева // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 3. – С. 99.
14. Пилипенко, М. М. Понятие, роль и место местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации / М. М. Пилипенко // Colloquium-Journal. – 2019. – № 11-5(35). – С. 65-67.