Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) ставит ряд воспитательных задач перед педагогами общеобразовательной школы. Одним из показателей качества воспитательной работы является творческое развитие выпускника, и школа в данном случае выступает в качестве основной действующей силы [11].
Достаточно высокого результата в творческом развитии выпускников общеобразовательных заведений можно достичь с посредством грамотно выстроенной системы внеклассной деятельности на протяжении всего школьного обучения. Причем, важнейшая роль при этом отводится такой внеклассной работе, ведущим видом которой является познавательная деятельность. Актуальность познавательной деятельности подтверждается ФГОС СОО, в котором конструируется «портрет выпускника средней школы», одной из личностных характеристик которого является стремление «познавать мир, осознавать ценность труда, науки и творчества».
Таким образом, целью данной работы является теоретическое и экспериментальное изучение творческого развития посредством внеклассной деятельности у старших школьников.
Объектом исследования ставим процесс творческого развития старших школьников.
Предметом исследования является творческое развитие посредством внеклассной деятельности у старших школьников.
Согласно цели исследования, объекту и предмету ставим перед собой ряд задач:
1) изучить творческое развитие старших школьников в теоретическом аспекте;
2) изучить особенности организации внеклассной деятельности в старшей школе;
3) на этапе констатирующего эксперимента определить уровень творческого развития у детей старшего школьного возраста;
4) в качестве формирующего эксперимента организовать педагогическую работу по повышению уровня творческого развития у детей старшего школьного возраста посредством внеклассной деятельности;
5) определить эффективность проведенной работы по повышению уровня творческого развития детей старшего школьного возраста посредством внеклассной деятельности согласно результатам контрольного эксперимента.
6) описать результаты эмпирического исследования.
Методы исследования: теоретического характера – анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, законодательной базы области образования; эмпирического характера – констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент, методы описательной математической статистики.
База исследования:
Глава 1. Теоретический аспект творческого развития посредством внеклассной деятельности у детей старшего школьного возраста
1.1. Творческое развитие у детей старшего школьного возраста
Старшим школьным возрастом называют период поэтапного перехода от детства к зрелости. В данный период происходят активные физические и психосоциальные процессы развития человека. Старший школьный возраст ребенка зачастую характеризуется «смятением» как неизбежной, необходимой частью процесса взросления. Старший школьный возраст называют юношеским, к нему относятся дети от 12 до 17-18 лет [12, стр. 170].
Как правило, до 12 лет взрослые достаточно легко воздействуют на ребенка, направляют процесс формирования его личности. С наступлением переходного периода в жизни ребенка, в юношестве, самостоятельность мышления ребенка резко возрастает, а бесцеремонное влияние педагога или родителя на мнение юноши зачастую приводит к ярко выраженному протесту. Как следствие, нарушается зыбкое взаимопонимание в системах родители-ребенок, педагог-ученики. При этом говорить о продуктивной, творческой, креативной деятельности и формировании столь необходимых в дальнейшей социальной жизни творческих компетенциях не имеет смысла.
Творческая деятельность старшего школьника неразрывна с самоопределением личности ребенка, с критикой его мышления, выработкой уникальной точки зрения на все вокруг, при этом выбранная точка зрения противоречит сложившемуся взрослому мышлению.
Старшеклассники стремятся к оригинальности. Как считает И.Ф. Харламов, развитие мыслительной способности учеников старшего звена общеобразовательной школы, их стремление к глубокому теоретическому обобщению стимулирует проработку собственной речи, формирует стремление облекать свои мысли в точную и яркую словесную форму, используя афоризм, метафору, выдержку из известного произведения. Отмечено, что именно метафора чаще всего используется в речи старшеклассника [12, стр. 173].
Детям старшего школьного возраста не составляет труда использовать уже знакомую вещь для того, чтобы объяснить процесс, явление, сравнить предметы по сходному признаку, функции, способу применения. Им
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Бердяев Н.А. Смысл творчества (Опыт оправдания человека). - М.: Просвещение. – 1916. - 358 с.
2) Горошенкина Е.А., Липкина Н.Г. К проблеме организации внеурочной образовательной деятельности в основной и старшей школе в аспекте ФГОС второго поколения для общеобразовательной школы. – Пермь. – 2014. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13490
3) Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – [Электронный ресурс] \ Режим доступа: https://psv4.userapi.com/c423120/u2224272/docs/cec442d7731e/Liders_A_G_-_Psikhologichesky_trening_s_podrost.pdf?extra=vUw8LhD23FUBJyATdcmLAwyIS92KVIGe11JiTxnSz6XNLHJjzGQQH9bA0n2gI8dTrq-w2sVNtYBGfuE3p-6YIaEW9YvCiaA9s2ZTMIxiBzTqkmWQlXD7R8JbK5DyH_Evb8FBs3Csow
4) Махова О.В. Творческая составляющая в системе возрастных изменений старшего школьного возраста. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLIII междунар. науч.-практ. конф. № 8(43). – Новосибирск: СибАК. - 2014.
5) Пономарева Я.И. Психология творчества. - М.: Наука. - 1976. - 304 с.
6) Савенков А.И. Психология детской одаренности. - М.: Юрайт. - 2018. — 440 с.
7) Съедугина О.В. Развитие творческих способностей учащихся через систему внеклассных мероприятий. – 1 сентября. – Фестиваль «Открытый урок». – 2015. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/501609/
8) Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogo-myshleniya
9) Уэнт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Просвещение. – 1990. - 107 с.
10) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
11) Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413). – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/2365
12) Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Педагогика. – 1999. – 520 с.