Фрагмент для ознакомления
2
Самооценка как самая важная личностная инстанция очень сильно влияет на все сферы жизни личности, является одним из важнейших регуляторов деятельности, способствуют самосовершенствованию. Основные особенности самооценки определяют уровень притязаний, личностной активности, взаимоотношения с окружающими.
Занимались исследованием самооценки в психологической науке и наиболее подробно осветили в своих трудах отечественные психологи: Л.С. Выготский [8-9], А.В. Захарова [18], А.Н. Леонтьев [27], С.Л. Рубинштейн [38] и др.
По теории С.Л. Рубинштейна, основные направления развития самооценки как компонента самосознания состоят в следующем: «Развитие самосознания проходит … через ряд ступеней – от наивного неведения в отношении самого себя ко всё более углублённому самопознанию, соединяющемуся затем со всё более определённой и иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе развития самосознания самооценка переходит от отражения случайных черт к осознанию своеобразия своей личности в целом» [38, с. 112].
Чтобы ребенок ощутил счастье, смог лучше приспособиться в своей жизни, преодолеть возникающие трудности, нужно иметь ему положительный взгляд на себя, адекватную самооценку. Как и всё в нём, самооценка еще формируется, и больше, чем у взрослого, подвергается воздействию и изменениям. Поэтому родители, педагоги и другие взрослые, работающие с детьми в дошкольном возрасте, обязательно должны знать, учитывать те закономерности выработки самооценки, особенностях ее развития и способах формирования соответствующей самооценки или в целом положительной «Я» – концепции [2].
Самооценка – это отношения самого человека к его способностям, возможностям, качествам личности, индивидуальному опыту и к собственному внешнему облику [49]. Может быть правильное адекватное мнение у человека, когда его мнение совпадает с тем, что он на самом деле представляет собой. В других же случаях, когда человек не объективен, когда собственное мнение о себе резко противоречит тому, как считают другие, его самооценка часто неправильна и неадекватна.
Самооценка отражает представление ребенка о достигнутом и к чему стремится он, о проекте будущего, пусть и несовершенном, но ему отводится огромная роль в саморегулировании детского поведения в целом, а также в различных видах деятельности. Протекающих уже в жизни или предстоящих в дальнейшем. Самооценка отражает то, что ребёнок узнает о себе самом от других людей, а также его растущая активность, которая направлена на осознание своих поступков и качествах личности.
B.C. Мухина утверждает, что самосознание - это понимание ребёнком того, что он имеет, какие качества ему присущи, как к нему относятся окружающие, и чем это отношение вызвано. Наиболее ярко проявляется самосознание в его самооценке - в оценке того, как дошкольник оценивает свои успехи и неуспехи, свои качества, возможности [30].
Самооценка ребенка отражает и его отношение к достигнутому, и его желание быть, стремление, надежду. Самооценку теснее связывают с тем, к чему человек устремляется, на что он претендует.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. М.: Академический Проект, 2012. 624 с.
2. Архиреева, Т.В. Системный подход к пониманию развития «Я-концепции» ребёнка / Т.В. Архиреева. // Вестник Новгородского университета, 2015. №31. С. 4.
3. Борякова, Н.Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития / Н.Ю. Борякова. //Дефектология, 2012. № 3. С. 5.
4. Борякова Н.Ю. Ступенька развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учеб.-метод. пособие. М.: Гном-Пресс, 2002.
5. Буфетов, Д.В. Роль установки в развитии межличностной компетентности детей с нарушенным психическим развитием /Д.В. Буфетов. // Практическая психология и логопедия, 2014. № 1. С. 63.
6. Верещагина, Т.В., Гавриш, А.Д., Бочарова, Е.А. Восприятие пола у детей с задержкой психического развития / Т.В. Верещагина, А.Д. Гавриш, Е.А. Бочарова. // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения, 2015. Выпуск №2/т.10/.С.452. 10
7. Виноградова, О.А. Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития / О.А. Виноградова. // Практическая психология и логопедия, 2016. № 2. С .53.
8. Выготский Л. С. Проблемы возраста. - М., 2004. – 396 с.
9. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. // Эксмо-Пресс, 2015. C. 108.
10. Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростка с задержкой психического развития // Дефектология.1986. №3.с.13-20.
11. Грушева, О.А. Особенности самосознания в дошкольном возрасте / О.А. Грушева. // Наука и современность, 2015. Выпуск №37-1. С. 151.
12. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. 2 том. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999.
13. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дубровина. М.: Изд. центр «Академия», 2013.С. 368.
14. Дубровина, И.В. Психологическое здоровье детей и подростков / И.В. Дубровина. М.: Сфера, 2012. С. 168.
15. Жулидова Н.А. Некоторые особенности прогностической самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития //Дефектология, 1981. № 4. с.17-24.
16. Зайцев, Д.В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье / Д.В. Зайцев. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2016. № 1. С.154.
17. Зайцев, С.В. Личностно ориентированное обучение младших школьников / С.В. Зайцев. // Директор школы. 2015. № 3. С. 65.
18. Захарова, А.В. Структурно-динамическая модель самооценки / А.В. Захарова. // Вопросы психологии, 2014. № 1. С. 5.
19. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. М.: Логос, 2013. С. 384.
20. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2015. С. 752.
21. Карпушкина Н.В., Клычихина Т.А. К проблеме Я-концепции старших дошкольников с задержкой психического развития / Специальное образование и социокультурная интеграция: материалы IV Международной научно- практической конференции. Саратов: СНИГУ им. Н.Г. Чернышевского. 2020. С. 335-344
22. Косолапова, Н.Г. Становление позитивной «Я-концепции» дошкольников / Н.Г. Косолапова. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2013. Выпуск №75. С. 212.
23. Кузнецова, Л.В Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М.: Академия, 2013. С. 48.
24. Лаврентьева, Т.В. Психолог в детском дошкольном учреждении, методические рекомендации к практической деятельности / Т.В. Лаврентьева и. М.: Новая школа, 2016. С. 144.
25. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К.С. Лебединская. // Дефектология, 2013. № 7. С. 11-22.
26. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. М.: Академия, 2013. С. 624.
27. Лубовский, В. И. Специальная психология/ В.И. Лубовский . М.: Академия, 2005. 464 с
28. Миронова, И.А. Личность как феномен в дошкольном возрасте / И.А. Миронова. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2013. Выпуск №16-1. С. 167.
29. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. М.: «Академия», 2012. С. 456.
30. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. / Р.С. Немов. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: ВЛАДОС, 2015. С. 640.
31. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. М.: ВЛАДОС, 2014. С. 126.
32. Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: учебное пособие для студ. псих. фак. вузов / А.Б. Орлов. М.: Академия, 2012. С. 272. 12
33. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Б. Венгера. М.: Просвещение, 2012. С. 58.
34. Ремшиндт, Х. Психотерапия детей и подростков / Х. Ремшмидт. Пер. с немецкого. М.: «Мир», 2014. С. 617.
35. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие. / Е.И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 2015. С. 408.
36. Рогов, Е.И. Психология / Е.И. Рогов. М.: ИКЦ «МарТ», 2015. С. 560.
37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. II. / С.Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 2012. С. 213.
38. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. СПб.: Речь, 2015. С. 384.
39. Середина, Н.В. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология / Н.В. Середина, Д.А. Шкуренко. Ростов н /Д: Феникс: 2013. С. 507.
40. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2013. С. 350.
41. Сократова, Е.В. Особенности самосознания детей со сложным нарушением развития / Е.В. Сократова. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2013. Выпуск №67. С. 467.
42. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс, 2014. С. 672.
43. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. М.: АСАДЕМА, 2014. С. 304.
44. Таушканова, Е. С. Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольной образовательной организации/ Е.С.Таушканова // Концепт. 2015. №S1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-psihologicheskoy-gotovnosti-k-shkolnomu-obucheniyu-v-usloviyah-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 29.09.2023).
45. Тригер, Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития/ Р.Д. Тригер. ПИТЕР, 2008. С. 225.
46. Чегина, И.С. Исследование специфики самосознания и способов психологической защиты детей старшего дошкольного возраста / 13 И.С. Чегина. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2014. Выпуск №4-5/т.11/. С. 1239.
47. Чернявская, В.С., Буслова, А.Ф. Гендерные различия самооценки дошкольников / В.С. Чернявская, А.Ф. Буслова. // Концепт, 2015. №7.
48. Шаграева, О.А. Детский практический психолог / Программы и методические материалы О.А. Шаграева. М.: Изд. центр «Академия», 2013. С. 256.
49. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь. Ростов н/Дону: Феникс, 2015. С. 808.
50. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / сборник статей // Д.Б. Эльконин. М.: Академия, 2000. С. 401.
51. Якиманская, И.С. Технология личностно ориентированного образования / И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2010. С. 356