Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных рыночных отношениях государство играет важную роль, как в регулировании отношений между участниками рынка, так и в качестве непосредственного участника. Последнее осуществляется не самими властями, а государственными предприятиями. Итак, насколько важны эти самые компании?
Всем известно, что существование современного общества невозможно без вмешательства государственных учреждений - без учителей, пожарных и энергетиков, – но государственные предприятия- это гораздо более масштабная тема, чем городской транспорт или канализация.
Помимо прямого рыночного вмешательства – регулирования цен, контроля качества и урегулирования споров, государство также участвует в рыночных отношениях в качестве продавца и покупателя услуг и товаров.
В частности, важно отметить области, в которых подрядчик не получит прямой выгоды, области, которые без государственных субсидий не могут выжить. Хорошим примером может служить образование. Среднее образование в России бесплатное и не может существовать без государственной поддержки.
Затем следует рассмотреть области, в которых требуется монополия, это может включать оборону страны – вы не можете оставлять производство и продажу оружия без пристального внимания. Также стоит включить наркотики.
Но есть также области, в которых государственные предприятия сталкиваются с конкуренцией со стороны частных компаний. В этом случае государство с помощью этих компаний продвигает свою политику. Таким образом, он может создавать компании в тех секторах рынка, которые в определенный период времени являются приоритетными во внутренней или внешней политике страны.
Также стоит помнить о тех областях, которые могут быть непривлекательны для частных предпринимателей из-за долгосрочной прибыльности, подразумеваемых выгод для подрядчика или ресурсоемкости. Прежде всего, это включает науку и исследования.
Кроме того, акционерные общества и предприятия, где государство является только учредителем или акционером, должны быть отнесены к государственной собственности. В этих случаях государство не управляет ими и не владеет ими напрямую, а назначает руководителя и управляет ключевыми моментами поведения компании.
Таким образом, он может предоставить определенные льготы, или приоритет в предоставлении государственных заказов, или назначить менеджера, который с точки зрения политических соображений (внутренних и даже внешнеполитических) будет принимать правильные решения, и отстранить от должности человека, действующего в нарушение государственной политики. Естественно, нельзя забывать и о дивидендах, пополняющих государственный бюджет.
Объект исследования- государственные предприятия
Предмет исследования-обязанности государственных предприятий
Цель исследования- раскрыть основные обязанности государственных предприятий
Задачи исследования:
- раскрыть понятие государственных предприятий
- рассмотреть виды государственных предприятий
-изучить финансовую деятельность государственных предприятий
- раскрыть функции государственного предприятия
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Понятие государственных предприятий
Само понятие государственных предприятий часто варьируется в зависимости от конкретной сферы деятельности государства. Многие учебники и словари определяют его следующим образом: «государственное предприятие-это предприятие, основные активы которого находятся в государственной собственности, а руководители, которого назначаются или нанимаются по контракту государственными органами. Если государственное предприятие финансируется из бюджета, то оно финансируется из государственного бюджета».
В этом определении можно непреднамеренно упустить из виду ту часть государственных предприятий, которые не находятся в прямом управлении государства, например те, в которых доля участия не является мажоритарной. В других статьях государственные предприятия рассматриваются как предприятия, которые получают большую часть своих доходов от продажи товаров и услуг, а не из государственного бюджета.
Этот взгляд сужает понятие государственных предприятий, фактически исключая некоммерческие и бюджетные предприятия. Но в обоих определениях важно видеть государственную собственность и способы ее управления.
Таким образом, мы увидим под государственными предприятиями как субсидируемые государством предприятия, которые самостоятельно ориентированы на рыночный спрос и стремятся максимизировать прибыль, так и предприятия, деятельность которых полностью определяется правительством и не направлена на прибыльность, а также их промежуточные формы.[2]
В странах с развитой рыночной экономикой существует несколько типов государственных предприятий. Прежде всего, это сами государственные предприятия, которые находятся под прямым контролем органов государственного управления.
Старшие должностные лица этих предприятий назначаются правительством, а их доходы и расходы напрямую зачисляются в государственный бюджет. В экономиках развитых стран государственный сектор занимает до 2% от числа хозяйствующих субъектов, в то время как государственные предприятия не обладают правовой или предпринимательской автономией, 100% их доходов перечисляется в государственный бюджет.[3] в России на одинаковых условиях действуют федеральные и муниципальные унитарные организации, имущество которых принадлежит государству или муниципалитету.
Государство и муниципалитет через министерство или орган по; муниципальное самоуправление, могут принадлежать только унитарной организации. Унитарные организации делятся на предприятия и учреждения, в том числе некоммерческие (научно-исследовательские институты, учреждения образования, здравоохранения и т. д.).
Широко распространены предприятия смешанной частно-государственной формы, в которых государству принадлежит часть акций компании или контрольный пакет акций. Кроме того, государство посредством договорных отношений с предприятиями частного сектора связывает эти предприятия соответствующими обязательствами и тем самым устанавливает формальные отношения подчинения с негосударственным сектором экономики.
Наиболее распространенной формой публичного предприятия в странах с рыночной экономикой являются публичные компании или компании с совместным капиталом. В России их аналогами являются Государственная корпорация и государственное акционерное общество. Государственная корпорация создается федеральной властью и получает имущественный взнос от государства. Примером государственной корпорации является Государственная инвестиционная компания.
Государство может объединять унитарные предприятия и другие хозяйствующие субъекты государства в различные формы объединений (ассоциации, концерны и другие).
Создаются крупные объединения для реализации стратегических государственных программ и развития приоритетных отраслей экономики. К таким объединениям относятся, например, естественные государственные монополии. Унитарные предприятия также могут входить в состав финансово-промышленных групп.[1]
В зависимости от вида государственной собственности предприятия делятся на:
а)предприятия, принадлежащие государству, предприятия, принадлежащие государству;
Б) находящиеся в коммунальной собственности - коммунальные государственные предприятия.
Компания, созданная другой публичной компанией, считается дочерней компанией публичной компании.
Как имущественный комплекс, государственное предприятие признано недвижимым имуществом.
Предприятие как имущественный комплекс включает в себя все виды имущества, предназначенного для его деятельности, в том числе здания, сооружения, оборудование, запасы, сырье, продукцию, право на землю, права требования, долги, а также права обозначения, , индивидуализирующий его деятельность.
Роль и значение государственных предприятий в значительной степени определяются типом экономики: в социалистической экономике, которая основана на государственной собственности, государственные предприятия составляют основную часть всей экономики.
Это объясняется не только тем, что государственные предприятия по сравнению с частными демонстрируют более низкую экономическую эффективность (и исторический опыт человечества тому подтверждение), но и тем, что в этих условиях функции государства существенно меняются — они исключаются из развития экономики.
В этой связи постановление о предприятии, которое в настоящее время является основным актом, определяющим правовой статус предприятия, предусматривает, что основной целью деятельности государственных предприятий является решение определенных социально-экономических проблем с учетом потребностей общества и государства:
1) материальное обеспечение обороноспособности страны и защита интересов общества;
2) производство основных товаров (работ, услуг) в областях и сферах общественного производства, которые не охвачены или недостаточно охвачены частным сектором экономики;
3) осуществление деятельности в областях, относящихся к сфере государственной монополии или относящихся к государственной функции.
В рамках вышеизложенного мы рассмотрим вопрос о цели деятельности государственных предприятий.[2]
Поэтому, если государство создает предприятие по производству, например, протезов для инвалидов войны, ставить перед ним цель извлечения доходов для государственного бюджета (не говоря уже о личном обогащении работников этого предприятия) было бы не только антиобщественно, но и антисоциально. безнравственно.
Тем не менее, необходимо учитывать тот факт, что государство может использовать предприятия именно как средство ведения своей финансовой деятельности (проще говоря, как источник доходов бюджета). Обычно это достигается путем установления государственной монополии на производство и продажу товаров, пользующихся устойчивым спросом у населения, но при этом дешевых и простых в производстве.
Алкогольная и табачная монополии являются наиболее типичными в этом смысле. В древности использовалась монополия на соль, что вызвало знаменитые соляные бунты в России. Очень часто государство использует для этой цели институт собственности, заявляя, что ценные сырьевые ресурсы (например, нефть, уголь) или драгоценные металлы принадлежат исключительно государству.
Практика использования государственных предприятий в качестве средства получения бюджетных доходов вряд ли может считаться соответствующей канонам рыночной экономики (для социализма, экономика которого была основана на государственной собственности, такая практика, напротив, вполне нормальна).
Однако в некоторых странах оно существует, что объясняет наличие государственных предприятий, основной целью и главной целью которых является получение денег для государства, то есть эти предприятия отвечают за реализацию финансовой функции государства.
Но при любых обстоятельствах государственные предприятия не могут быть механизмом, направленным исключительно на личное обогащение своих сотрудников, не говоря уже о руководителях, что не отрицает возможности материального вознаграждения и вознаграждения за хорошую работу и за достижение предприятием высоких экономических результатов. Государственное использование предприятия в личных целях противоречило