Фрагмент для ознакомления
2
Одно из направлений развития дошкольников - это речевое развитие. Владеть родным языком – это не только уметь правильно построить предложение. Речь ребенка должна быть последовательной, связной, содержать описания предметов или событий. Связная речь представляет собой самую сложную форму речевой деятельности, являя собой последовательное развернутое изложение мысли. В процессе становления связной речи важное место отводится связи речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Для связного повествования, необходимо представлять себе то, о чем планируешь рассказывать. Необходимо определиться с объектом, предметом или событием. В процессе создания монолога следует уметь находить причинно-следственные, временные и другие связи между предметами и явлениями, анализировать, определять главные свойства и качества, уместные для той или иной ситуации общения. Чтобы рассказ был связным, следует уметь конструировать сложные предложения, интонировать речь, применять фразовое ударение, находить подходящие для формулирования определенной мысли слова, употреблять разнообразные языковые средства для осуществления связи предложений. Дети с достаточным уровнем речевого развития в старшем дошкольном возрасте обладают довольно высоким уровнем развития связной речи. Развивать связную речь важно для последующей успешной учебы в школе, межличностного общения со сверстниками и взрослыми, а также для полноценного развития личности ребенка.
В последние десятилетия в школах наблюдается рос числа детей, которые испытвают затруднения в обучении. Согласно исследованиям М.С. Певзнер, Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, У.В. Ульенковой, Л.И. Переслени, Е.М. Мастюковой, И.Ф. Марковской, М.Н Фишман и др. значительная часть контингента учащихся с трудностями в обучении представлена дети, специфические особенности развития которых дифференцируются как «задержка психического развития». Как один из факторов, который мешает полноценному обучению детей, выступает недостаточный, зачастую, низкий уровень развития их связной (монологической и диалогической) речи. Важным условием благополучного обучения, конструктивного общения с окружающими людьми является умение последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. С учетом выше сказанного, актуальность исследования очевидна.
Так, объектом исследования является –речевое развитие дошкольников с ЗПР. Предмет исследования – особенности речевого развития дошкольников с ЗПР.
Цель работы – рассмотреть особенности речевого развития дошкольников с ЗПР. Цель обусловила следующие задачи:
- выявить особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- определить особенности речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР ;
- определить пути коррекции монологической речи с задержкой психического развития;
- рассмотреть эффективность творческих заданий как метода развития речи детей с ЗПР.
Теоретическую основу исследования составили работы: Азиной Е.Г., Деревянкиной Н.А., Дмитриевой Н.А., Климчук Д.М, Ларкиной С.А., Лариной Л.Ю., Романенко О.А. и др.
Методологическую базу исследования представляют анализ и синтез научной и научно-публицистической литературы, соответствующей теме исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения материалов исследования в рамках содержания дисциплины «Педагогика», для студентов вузов и ссузов педагогического направления, а также в рамках спецсеминаров, факультативов и практических занятий, посвященных работе с детьми с задержкой психического развития.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азина, Е. Г. Логопедическое сопровождение младших школьников с ЗПР на основе использования фольклорного материала: учебное пособие / Е. Г. Азина. – Москва: Владос, 2016. – 88 с.
2. Башмакова С. Б., Максимова С. А., Бизяева Е. С. Развитие монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Актуальные вопросы психологии. – 2017. – № 13
3. Ворошилова О. Л., Россинская И. А. К вопросу формирования связной монологической речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста// Интегративные процессы в образовании и медицине. Материалы научных трудов. Том 4 – Курск. Издательский центр «ЮМЭКС», 2015. – 116с., с 24–28.
4. Голушева Д. Н. Нарушения речи у дошкольников с задержкой психического развития //Тезисы докладов ХLVIII научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного Федерального округа. – 2021. – С. 216-216.
5. Деревянкина Н. А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития //Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. КД Ушинского. – 2003. – С. 203-205
6. Дмитриева, Н. А. Структура работы с детьми с ЗПР по развитию речи (из опыта работы) / Н. А. Дмитриева, Т. И. Петрова. – Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). – Краснодар : Новация, 2018. – С. 65-69. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13725/ (дата обращения: 04.10.2023).
7. Зотеева О. С. Особенности развития словаря у детей с задержкой психического развития //Педагогика и психология. – 2013. – №. 1. – С. 6-9.
8. Ибрагимова А. Р., Шамилова З. Ш. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития //Аллея науки. – 2021. – Т. 1. – №. 5. – С. 922-926.
9. Кизилова Е. В., Оспищева Е. И., Боровкова М. С. Особенности речи и речевой коммуникации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития //apni. ru Редакционная коллегия. – 2024. – С. 31.
10. Клейменова М. В. Формирование связной речи у детей с ЗПР дошкольного возраста //Евразийский союз ученых. – 2017. – №. 12-1 (45). – С. 13-15.
11. Климук Д. М. Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития //Научный альманах. – 2015. – №. 12-1. – С. 511-514.
12. Ковалёва Е. В. Организация логопедической работы по формированию связной речи у детей с ЗПР // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. №6-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-logopedicheskoy-raboty-po-formirovaniyu-svyaznoy-rechi-u-detey-s-zpr (дата обращения: 21.04.2024).
13. Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития //М.: издательство Гном и Д. – 2005.
14. Косинова М. А., Луцык А. А. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития //Прорывные научные исследования как двигатель науки. – 2019. – С. 229-231.
15. Лалаева Р.И Нарушение речи у детей с ЗПР - СПб: образование, 1992.
16. Ларкина С. А. Исследование особенностей связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. – 2016. – № 2. – С. 52–56.
17. Ларина Л. Ю. Исследование речевых компетенций у дошкольников с задержкой психического развития //Педагогический журнал. – 2016. – №. 4. – С. 127-139.
18. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития: учебное пособие / Л. В. Лопатина, О. В. Иванова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2007. – 176 с.
19. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития - М: дефектология, 1990 г.
20. Минаева, Н. Г. Основы обучения и воспитания детей с нарушениями развития: учебное пособие / Н. Г. Минаева. – Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2011. – 264 с.
21. Новикова О. Н. Особенности речевого развития школьников с ЗПР //Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2018. – С. 194-197.
22. Нырова, А. А. Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития и направления ее формирования / А. А. Нырова, Н. П. Карпова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 20 (310). – С. 648-651. – URL: https://moluch.ru/archive/310/70007/ (дата обращения: 04.10.2023).
23. Ризаева Э. Н., Ибрагимова А. Р. Особенности речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР //E-Scio. – 2022. – №. 3 (66). – С. 165-169.
24. Романенко О. А. Методический аспект проблемы формирования связной речи дошкольников с задержкой психического развития – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015017704 – (Дата обращения: 15.01.2019)
25. Толоконникова В. А. Развитие устной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития в условиях стандартизации образования // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей – 26–27 апреля 2017г., г. Екатеринбург, Россия – С. 302–304
26. Фуреева Е.П. Формирование речевой деятельности дошкольников с задержкой психического развития в процессе выполнения творческих заданий / Система ценностей современного общества. 2010. – С. 315- 318
27. Ходякова А. С. Изучение особенностей речевых высказываний дошкольников с задержкой психического развития в процессе знакомства с текстовым и картинным материалом //Специальное образование. – 2022. – №. 3 (67). – С. 111-123.
28. Интернет-портал «Дефектология проф» Цвиренко О.Б. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития Режим доступа:https://www.defectologiya.pro/zhurnal/osobennosti_narushenij_rechi_u_detej_s_zaderzhkoj_psixicheskogo_razvitiya/ (Дата обращения: 05.10.2023)