Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы использования произведений искусства в обучении ИЗО
1.1. Произведения искусства при обучении ИЗО
Учитель может сколько угодно объяснять особенности живописи, но дети не смогут воспринять эти объяснения без визуального наблюдения за соответствующими видами искусства. Поэтому крайне важно сделать уроки наглядными, окружить ребенка различными произведениями искусства. Это не только сделает урок более доступным и интересным, но и позволит детям непосредственно прикоснуться к живому источнику художественной культуры.
Роль произведений искусства живописи в развитии художественно-творческих способностей учащихся чрезвычайно важна. Картина воздействует на чувства ребенка, раскрывает ему те аспекты жизни, с которыми он, возможно, не сталкивался в своем непосредственном опыте. Картинка помогает лучше понять явления, которые уже знакомы ученику. Это облегчает ему познание жизни [7].
Наблюдая за умением рисовать, можно отметить взаимосвязь между наблюдательностью и мастерством, большое влечение к рисованию. Развивая у детей наблюдательность, нужно стараться использовать все возможности, и произведения искусства, передающие настроение автора и несущие информацию о способах и средствах изображения окружающего мира, являются сильным фактором повышения выразительности детских рисунков.
Картины в основном используются для уточнения представлений детей об окружающей действительности и объяснения средств и методов изображения.
Картина как произведение искусства ярко, эмоционально передает образ.
Средства художественной выразительности, с помощью которых художник создает произведение искусства, дают визуально воспринимаемый образ [24].
Наблюдения за окружающей действительностью часто недолговечны (например, наблюдения за животными в городе). Следовательно, использование рисунка не только обеспечит повторение восприятия, но и выделит основную характеристику последующего изображения.
Просмотр картин может быть рекомендован в тех случаях, когда отсутствует необходимый объект, а также может служить средством ознакомления детей с некоторыми приемами изображения на плоскости. Например, учитель показывает картинку, чтобы объяснить изображение удаленных объектов, которые в жизни ребенок воспринимал как расположенные на ровной местности. Глядя на картинку, ребенок видит, что земля изображена не одной линией, а широкой полосой, а отдаленные предметы расположены сверху, близкие - снизу, к краю листа [7].
Для того чтобы ребенок понял технику, используемую художником, необходимо ее объяснить, так как на картине ребенок воспринимает только конечный результат. Такой просмотр и анализ картинки лучше провести в начале урока.
Иногда во время урока возникает необходимость показать некоторым детям картинку, чтобы прояснить какую-то деталь. Затем рисунок удаляется, так как рисунок, оставленный перед детьми на протяжении всего урока, может привести к механическому перерисовыванию, а копирование не всегда целесообразно, так как это может замедлить развитие визуальных навыков. Ребенку невозможно понять все приемы и изобразительные средства, используемые художником, поэтому он будет рисовать, не понимая, почему он рисует так, а не иначе.
1.2. Приёмы и методы ознакомления учащихся с произведениями искусства при обучении ИЗО
При отборе произведений изобразительного искусства для изучения учащимися педагог должен руководствоваться следующими принципами:
- художественная и эстетическая ценность произведений изобразительного искусства;
- разнообразие видов и жанров изобразительного искусства;
- традиционные виды народного творчества;
- учет индивидуальных и возрастных возможностей учащихся
- единство эстетического восприятия и художественной практики школьников [22].
Но есть проблема восприятия произведения искусства, которая всегда интересовала и продолжает интересовать как самих художников, теоретиков искусства, критиков, так и тех, кому адресовано визуальное искусство, - зрителей.
Эта проблема сложна и многогранна. Задача педагога - попытаться понять и проанализировать процессы постижения художественного смысла произведения, стать посредником между юным зрителем и искусством. Для этого можно использовать методы художественно-эстетического воспитания, которые способствуют развитию художественно-творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочной работе [10].
Рассмотрим некоторые из них:
1. Метод пошаговых открытий: постепенное введение в тему, раскрывающее ее различные грани на собственном опыте.
Процесс осмысления произведений изобразительного искусства на уроках затруднен из-за небольшого жизненного опыта детей, отсутствия жизненной позиции, а также нехватки времени на занятиях.
Школьная программа по изобразительному искусству предусматривает как специальные часы знакомства с творчеством конкретного художника, так и наполнение визуального ряда – работы художников в качестве иллюстраций и как способы подачи и раскрытия темы урока. И здесь учителю часто приходится выстраивать короткую беседу таким образом, чтобы ученик мог усвоить информацию, которую несет в себе то или иное произведение искусства.
Метод пошаговых открытий обеспечивает:
- Развитие умения слушать.
- Дает вам возможность аргументировать свои идеи.
- Личностный рост школьников через расширение их кругозора.
- Овладение студентами навыками анализа работы.
- Рост осознания учащимися собственного "я".
2. Метод единства восприятия и творчества: любое эстетическое переживание воспринимаемого произведения искусства может быть выражено в собственной художественно-творческой деятельности [23].
Зрительное зрение формируется благодаря образному видению учащегося – умению наблюдать, подмечать характерные черты, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта, явления. Для этого необходимо проводить различные игры на занятиях.
Игра художников и зрителей: во время урока учащиеся выступают в роли зрителей, затем в роли художников, тем самым знакомясь со спецификой основных видов художественной деятельности (восприятие и творчество).
Что дает метод единства восприятия и созидания?
- Новые возможности для самопознания
- Способность решать вашу индивидуальную задачу в соответствии с вашей ролью и функциями.
- Развивает навык сотрудничества.
3. Метод широких ассоциаций, который направлен на творческую интерпретацию содержания художественного произведения. Каждый человек воспринимает произведение искусства субъективно, соотнося его со своим собственным жизненным опытом, и общение с искусством помогает дополнить этот опыт [9].
В своей практике преподаватель изобразительного искусства сталкивается с тем, что у учащихся мало жизненных впечатлений, знаний элементарных основ визуальной грамотности и умения общаться с визуальными материалами. Создается проблемная ситуация – противоречие между желанием что-то изобразить и умением это сделать. Цель учителя - заинтересовать и обучать, обогатить визуальные представления детей, развить воображение, снабдить учащихся визуальными навыками и знаниями, достичь определенного уровня визуальной грамотности в изображении определенных элементов композиции с натуры, по памяти и воображению.
Вы можете воспользоваться методом широких ассоциаций:
1) Как прием в методе передачи знаний, когда содержание картинки несет в себе непосредственные знания о психологических явлениях.
2) Как метод постановки задачи.
3) Как художественная ситуация, направленная на духовное начало в человеке.
4) Как способ исследовать свое "я".
4. Метод индивидуальной и коллективной поисковой работы поможет активизировать активность ребенка и повысить его мотивацию к общению с искусством [9].
Поисковая работа выражается в сборе репродукций по выбранным темам, в создании индивидуальных и коллективных альбомов, в подготовке отчетов, организации выставок, в чтении художественной литературы, посещении выставок, самостоятельная работа школьников разрабатывается и направляется учителем в соответствии с основными образовательными задачами каждого года для изучения. В результате учащиеся должны получить представление о роли искусства в жизни общества; знать основные этапы развития зарубежного искусства, искусства своего народа.
Этот метод:
1- открывает большие возможности для саморазвития.
2- усиливает креативность.
3-помогает студентам раскрыть свои личностные особенности через их отношение к произведениям искусства.
4- помогает вам найти резервы в вашей собственной личности, дает вам возможность утвердиться в своей уникальности.
5. Использование диалогического метода на занятиях позволяет научить ребенка общаться с произведением искусства, вступать с ним в диалог, потому что общение с искусством всегда диалогично.
Поскольку, по сути, урок - это проблемный урок, само собой разумеется, что без диалогических форм общения на протяжении всего урока обойтись невозможно. Учащиеся задают вопросы, решают художественные задачи, высказывают свою точку зрения на увиденное, обсуждают насущную проблему и в конце урока приходят к определенному мнению [10].
Диалогический метод помогает:
1.приобретите жизненно важный навык делового общения, умение формулировать вопрос, вести дискуссию.
2.теоретически обосновать проблему или найти пути ее решения.
3.развивать навыки публичных выступлений;
4. развивать субъективную активность;
5.развивайте навыки аудирования;
6.формировать ребёнка как личность;
7. - определять, что большинство проблем имеют многозначное решение.
6. Для активизации мышления используется метод сравнений, когда ребенок может выбрать один из множества вариантов различных решений проблемы.
Для этого желательно провести сравнительный анализ произведений профессионального или народного творчества в контексте основной темы, заданий урока и четверти. Сравнения связаны с природой, музыкой и поэтическим словом. Это помогает студенту увидеть различные способы реализации художественной идеи.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беляев, Г. Ю. Предметно-эстетическая среда как ресурс решения задач по воспитанию и социализации в образовательной организации // Современные тенденции развития системы образования. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2019. – С. 162-166
2. Ваймугина, М. А. Понятие ценности произведения искусства // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2013. – № 2. – С. 73-80.
3. Валькова, К.В. К вопросу о цели создания товарищества передвижных художественных выставок // Молодежь - Барнаулу. Материалы XX городской научно-практической конференции молодых ученых. - 2019. - С. 454-455.
4. Вёльфлинг, Г. Основные понятия истории искусства. – М., 2018. Сер. 22 Антология мысли (1-е изд.). – 177 с.
5. Гладкова, Е.И. Легенда и факты. Исследование картины Н.Н. Ге «Что есть истина. Христос и Понтий Пилат» // Николай Ге. Вектор судьбы и творчества. Материалы Международной научной конференции. Архивные публикации: сборник статей. 2014. С. 153-162.
6. Дмитриева, Е. Н. Искусство как источник формирования эстетической культуры // Современные проблемы науки и образования. – 2013. № 3. – С. 252.
7. Звездина, Ю.Н. Эмблематический натюрморт и восприятие предмета и символа в XVIII – XX веках //
Контекст: Литературно-теоретические исследования. –1996. – Т. 1994-1995. –С. 245-276
8. Килимник, Е.В. История русского искусства. Учебно-методическое пособие / Екатеринбург, 2016. – 224 с.
9. Котикова, А.В История образования Товарищества передвижных художественных выставок // Образование, наука, производство. VIII Международный молодежный форум. - 2016.- С. 3458-3462.
10. Культурно-досуговая деятельность: Учеб. Для вузов культуры и искусства / Кандидаты пед. наук, доценты Т.Г. Васильева, Ю.Г. Волков, В.А. Волобуев и др. Под науч. ред. акад. А.Д. Жаркова и проф. В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998. – 461 с.
11. Куприянова, Т.С. Школа художников-передвижников XIX века: особенности и влияние на развитие русской и мировой живописи // Россия и мир в новое и новейшее время - из прошлого в будущее. материалы XXV юбилейной ежегодной международной научной конференции: в 4 т.. 2019. С. 323-325.
12. Малафеева, Л.В. Влияние идей передвижничества на формирование национальных художественных школ России // Актуальные проблемы науки в агропромышленном комплексе. сборник статей 66-й международной научно-практической конференции : в 3 т.. Костромская государственная сельскохозяйственная академия. 2015. С. 48-51.
13. Михайлец, А. Синергетика и искусство передвижников // Синергетика в естественных науках. Восьмые Курдюмовские чтения. материалы Международной междисциплинарной научной конференции с элементами научной школы для молодежи. Ответственный редактор: Лапина Г. П., 2012. С. 360-362.
14. Пашкова, Т.А. Социальная тематика картины в творчестве художников-передвижников // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Под ред. Е.В. Лисецкой. 2018. С. 14-15.
15. Пономаренко, М.Н. Феномен товарищества передвижных художественных выставок в контексте становления отечественного музейного кураторства // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики. сборник докладов Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 59-62.
16. Рыбникова, О.С. Русские передвижники // Россия и мир в новое и новейшее время - из прошлого в будущее. материалы XXV юбилейной ежегодной международной научной конференции: в 4 томах. 2019. С. 134-135.
17. Савина, Е.А. Усадебные мотивы живописи мастеров «Товарищества передвижных художественных выставок» // Общество. Среда. Развитие. - 2014. - № 4 (33). - С. 112-117.
18. Скоробогачёва, Е.А. Историческая живопись России. Учебно-методическое пособие для направления подготовки 54.05.02 "Живопись" Программа 01: "Художник-живописец (станковая живопись)" Уровень образования высшее образование - специалитет 1-2 семестр / Саратов, 2018.
19. Стернин, Г.Ю. К проблемам русского искусства последний десятилетий XIX века // Обсерватория культуры. – 2008. – № 5. – С. 62-70.
20. Степановская, Т.М. Искусствоведение в системе гуманитарного знания // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 10. – С. 110-112.
21. Стеценко, А.А. Влияние творчества передвижников на развитие реализма в русском искусстве // Университет XXI века: научное измерение. материалы научной конференции научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов и соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого. ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого». 2016. С. 334-337.
22. Султанова, А.И. Вклад художников-передвижников в становление и развитие русской реалистической живописи // Молодой ученый. 2016. № 19 (123). С. 564-566.
23. Цыбульник, О.Ю. Компаративное искусствоведение в изучении произведений искусства // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям. Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. В 5-ти томах. – 2019. – С. 242-245.