Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Важность данного исследования заключается в том, что творческое воображение, как психический процесс, является неотъемлемой составляющей любой творческой деятельности старшего дошкольника, его поведения в целом. В последние годы на страницах литературы по педагогической психологии все чаще поднимается вопрос о роли воображения в психическом развитии дошкольника, определении сущности воображения и необходимости развития творческого воображения у старших дошкольников.
Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение является не только необходимым условием эффективного усвоения детьми новых знаний, но и условием творческого преобразования существующих знаний, способствует саморазвитию личности, то есть во многом определяет успешность образовательной деятельности в дошкольном учреждении.
Творческое воображение старших дошкольников включает в себя большие возможности для реализации проектов комплексного подхода к обучению и воспитанию в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Творческое воображение - самый важный аспект жизни ребенка. Невозможно освоить образовательную программу без воображения. Это высшая и самая необходимая способность человека. В то же время именно эта способность нуждается в особом уходе с точки зрения развития. В старшем дошкольном возрасте творческое воображение развивается особенно интенсивно, и если в этот период воображение особенно не развивается, то в дальнейшем активность этой деятельности быстро снижается. Для развития творческого воображения старших дошкольников необходима организованная и систематическая работа, проводимая в виде комплекса развивающих занятий.
Анализ литературных источников, осмысление поставленной выше проблемы в контексте психологического развития старшего дошкольника, выявил ряд противоречий между:
- Потребность общества в творчески развитой личности и отсутствие способности проводить систематическую работу по развитию творческого воображения и организации творческой деятельности в мире;
- необходимость комплексного подхода к обучению и воспитанию детей и отсутствие мероприятий, направленных на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы исследования и выявленные противоречия определили цель данного исследования.
Цель исследования: обоснование психолого-педагогических условий развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть специфику и психологические механизмы творческой деятельности.
2. Рассмотреть особенности творческого развития в детском возрасте.
3. рассмотреть систему о разработке специальной программы, направленной на развитие творческих способностей у детей.
4. Провести экспериментальное исследование с целью выявления уровня творческого развития у детей.
Методологической основой исследования являются концепции Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Н. Леонтьева о появлении нового вида деятельности в старшем дошкольном возрасте – творческой деятельности; исследования Н.А. Ветлугиной, определяющие показатели, характеризующие отношение детей к творчеству; работы В.В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, где воображение является условием творческого преобразования знаний детей и способствует саморазвитию личности; исследования Т. А. Репиной, А. П. Усова и другие, которые доказывают, что в старшем дошкольном возрасте повышается целенаправленность воображения ребенка и стабильность его планов, наблюдается более детальное предварительное планирование.
Практическая значимость исследования заключается в том, что была разработана и внедрена организация различных видов занятий с использованием приемов и методик, направленных на развитие творческого воображения старших дошкольников.
Исследовательская база:
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретическая часть исследования творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие «воображение» в психолого-педагогической науке
Воображение - основа любой творческой деятельности. Воображение играет чрезвычайно важную роль в психической жизни дошкольников. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и увлеченно, что многие психологи рассматривали его как талант, изначально данный ребенку, который с годами теряет свои силы. В то же время проблема развития воображения, хотя и представляет неизменный интерес для психологов, остается одной из наименее разработанных и противоречивых проблем психологии.
Суть воображения заключается в том, что оно создает целостный образ, основанный на единственном представлении. Отличительной чертой воображения является своеобразный "уход от реальности", создание нового образа, а не простое воспроизведение знакомых идей, что характерно для памяти или внутреннего планирования действий [19, с. 432]. Разные психологи по-разному объясняли возможность создания ребенком нового, воображаемого мира.
Ю. Л. Коломенский определяет воображение как разновидность отражения реальности, заключающуюся в создании новых образов и идей на основе существующих представлений.
Философ Л. Э. Голосовкер рассматривает воображение как изначальный и высший понимающий и объединяющий разум человека, разум его мифотворческого периода. Он определяет парадоксальное воображение - "разум воображения", диалектическую логику воображения - и противопоставляет разум науки как абстрактный разум. Разум создает идеи, которыми живет человечество.
В работах Л. С. Выготского раскрываются основные особенности воображения вообще и детского в частности. Непреходящее значение имеют комментарии ученого о том, что воображение ребенка развивается относительно независимо от разума и поэтому недостаточно контролируется ребенком. Простота воображения ребенка создает ложный образ его богатства. Л.С. Выготский также отмечал, что воображаемые образы строятся из элементов, взятых из реальной жизни, из человеческого опыта. Следовательно, поскольку опыт ребенка невелик, его воображение уступает воображению взрослых. В то же время он отметил яркость, свежесть, эмоциональную насыщенность образных образов у детей и высокую уверенность ребенка в продуктах своего воображения. Сравнивая воображение детей и воображение взрослых, он подчеркивал, что у ребенка не только хуже материал для изображений, но и качество и разнообразие композиций уступают композициям взрослых [4].
Способность воображать не дается от рождения. Воображение развивается благодаря накоплению практического опыта, приобретению знаний и совершенствованию всех психических функций. В современной науке много исследований посвящено развитию воображения в онтогенезе.
Основными темами исследования были возрастные периоды развития воображения и виды деятельности, в которых оно развивалось. На основе обобщения большого экспериментального материала, полученного различными специалистами по изучению детского воображения, выделяются следующие этапы его развития:
Многое известно о важности воображения в жизни человека, о том, как оно влияет на его психические процессы и состояние и даже на организм.
Благодаря воображению человек творит, рационально организует и контролирует свою деятельность. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом человеческого воображения и творчества, и важность этой культуры для духовного развития и совершенствования вида homosapiens уже хорошо известна. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее [5, с. 19].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества/Н.Ю. Венгер//Дошкольное воспитание. -2002. - №11. - стр. 32-38.
2. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие/В.И. Волынкин. – М.: Феникс, 2007. – 448с. – ISBN 978-5-222-11688-3.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя/ Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 2001. – 93с. – ISBN 5-09-003428-1.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии/Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2003. – 368с.
5. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений/О.М.Дьяченко. – М.: Знание, 2006. – 96с.
6. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника/О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 2008. - №6. – с.34-35
7. Дьяченко О.М. Психическое развитие дошкольника/О.М. Дьяченко, Т.В.Лаврентьева. – М.: Педагогика, 2004. – 128с.
8. Ендовицкая Т. О. развитии творческих способностей/Т.О. Ендовицкая// Дошкольное воспитание. – 2007. - №12. - стр. 73-75.
9. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения/Е.В.Заика//Вопросы психологии. – 2003. - №2. - стр. 54-58.
10. Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для воспитателей/Л.М. Ковалицкая. – М.: Аркти, 2008. – 24с. – ISBN 978-5-89415-671-2.
11. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании: Учебное пособие/Л.С.Коршунова. – М.: Педагогика, 2009. – 246с.
12. Королёва С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: Пособие для педагогов-психологов ДОУ/С.Г.Королёва. – М.: Учитель, 2009. – 114с. – ISBN 978-5-7057-2078-1.
13. Кравцова Е.В. Развитие воображения/Е.В.Кравцова//Дошкольное воспитание. – 2009. - №12. – с.45-47
14. Опевалова Е.В. Методы изучения познавательного развития детей по их рисункам: Учебно-методическое пособие/Е.В. Опевалова. – Комсомольск-на-Амуре: Издательство Комсом.-н/А гос. пед. университета, 2003. – 148с. – ISBN 5-85094-080-4.
15. Полуянов Д.С. Воображение и способности/ Д.С.Полуянов. – М.: Знание, 2005. – 50с.
16. Практическая психология образования/И.В.Дубровина [и др.], под ред. И.В.Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592с. – ISBN 5-94723-870-5
17. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности/Под ред. Т.В.Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 2006. – 144с. – ISBN 5-7301-0204-6.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. – Т.1./С.Л.Рубинштейн. – М.: Просвещение, 2009. – 374с.
19. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие/ Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 672с. – ISBN 5-222-00483-Х.
20. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие/Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2006. – 336с. – ISBN 5-7695-0149-9.