Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Особенности социально-экономического развития России, трудности всех жизненных и социальных условий современной семьи и противоречий ведут к появлению «трудных» детей.
«Трудные» дети, это один из показателей, проявляющихся в переломные моменты истории страны, фактор, питающий и пополняющий среду правонарушителей и несовершеннолетних преступников. Значимость и актуальность проблемы усиливается в условиях работы в коррекционном образовательном учреждении, где работа с «трудными» детьми требует выверенных и эффективных технологий.
Анализ деятельности образовательных учреждений показывает, что многие педагоги испытывают трудности в практической работе с этими детьми. Изучение психолого-педагогической литературы показало, что исследованием данной проблемы занимаются учёные различных областей науки: философии, психологии, социологии, психолингвистики, педагогики, этики и др. Однако, вопросы о методах и технологиях работы с «трудными», приемах коррекции их поведения остается недостаточно изученным. Важность и актуальность работы с трудновоспитуемыми детьми, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для определения темы данной работы.
Исследования, посвященные изучению трудновоспитуемости младших школьников, проведены С.Д. Арзуманяном, О.С. Богдановой, Р.В. Овчаровой, Н.И. Озерецким, А.А. Рояк, Е.А. Сарафьян, И.П. Трушиной и др.
Разнообразные отклонения в поведении детей – по сей день одна из актуальных проблем современной педагогики и психологии. Дети с непроизвольным поведением систематически нарушают правила, не подчиняются требованиям взрослых, игнорируют правила внутреннего распорядка, грубят и тому подобное.
В других случаях нарушения поведения могут быть следствием защитной реакцией ребенка на трудности в школе, на проблемы во взаимоотношениях с взрослыми и сверстникам.
Такие дети агрессивные, не активные, не уверенные в себе. Складывается впечатление, что они специально ведут себя так, однако, это впечатление ошибочное. Дело в том, что ребенок на самом деле не в состоянии справиться со всеми трудностями.
Объект исследования: проблема трудных детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: нарушения поведения и дисциплины детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования. Можно предположить, что учет индивидуальных особенностей трудных детей младшего школьного возраста, а также совместная работа педагогов и родителей могут помочь детям в преодолении трудностей как поведения, так и адаптации к школьному обучению.
Цель работы: изучить специфику работы с трудными детьми младшего школьного возраста и выявить наиболее эффективные пути педагогической адаптации
5. В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младшего школьника;
2. Изучить понятие трудный ребенок и проблему дезадаптации младших школьников;
3. Определить содержание и формы психолого-педагогической работы с младшими школьниками, нарушающими школьную дисциплину;
4. Проанализировать направления коррекционной работы с трудными младшими школьниками.
Теоретическая основа исследования: Проблема предупреждения и преодоления отклонений в поведении детей привлекала внимание классиков педагогики Ф.А. Дистервега, Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. В современной психологической и педагогической литературе этой проблеме посвящены труды М.А. Алемаскина, Б.Н. Алмазова, С.А. Беличевой, Н.Н. Верцинской, Ю.В. Гербеева, Я.И. Гилинского, Е.В. Змановской, Л.Ю. Зюбина, И.А. Невского, Ф.Г. Ильина, В.Т. Кондратенко, А.И. Кочетова, А.Е. Личко, Л.И. Маленковой, Г.П. Медведева, Г.М. Миньковского, Л.И. Островского, И.В. Павлова, М. Раттер, Л.Ю. Сироткина, В.Г. Степанова, Д.И. Фельдштейна и т.д.
Исследования, посвященные изучению трудновоспитуемости младших школьников, проведены С.Д. Арзуманяном, О.С. Богдановой, Р.В. Овчаровой, Н.И. Озерецким, А.А. Рояк, Е.А. Сарафьян, И.П. Трушиной и др.
Среди зарубежных ученых, занимающихся проблемой подростковой девиантности и ее профилактики можно назвать таких ученых, как: М. Вебер, Р. Джонсон, Э. Дюргейм, Г. Кэплан, Р. Мертон, В. Франкл. Из более поздних -А. Бандура, Б. П. Буунк, В. Вичев, Р. Линтон, В. Момов, Р. Торрис, С. В. Проданов, Р. Уолтере, М. Шериф, Т. Шибутини, Ле Шан Э. и другие. Кроме индивидуальных особенностей ребенка нарушения поведения зависят, в том числе от нестабильности психических процессов, психомоторной заторможенности, или, наоборот психомоторной расторможенности.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, наблюдение.
Понятийно-категориальный аппарат исследования
Трудный ребенок - дети с поведением, отклоняющимся от нормы.
Трудновоспитуемость – это сознательное или бессознательное сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и соц. развития, особенности характера, другие личностные характеристики учащихся, воспитанников, затрудняющие социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей.
Коррекционная педагогическая работа – это система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей.
Младший школьник – это дети в возрасте от 7 до 9 лет, то есть с 1-го по 3-й (4-й) классы школы.
Структура исследования: работа состоит из введения двух разделов, заключения и списка используемых источников
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника
Младшим школьником является ребёнок в возрасте от 6-7 до 10 лет. Известно, что этот возраст определяется важным событием в жизни ребёнка – поступлением в школу. Будущим школьникам на данном возрастном периоде предстоит познакомиться с такими новыми сферами социальных отношений, как «ребёнок – родитель», «ребёнок – взрослый», «ребёнок – учитель», «ребёнок – дети», а также предстоит отыскать своё место и предназначение в обществе.
Переход детей в школьный возраст характеризуется резкими изменениями в его ведущей деятельности. Ведущей деятельностью становится учение, которое направлено на усвоение знаний, при этом у ребёнка значительно изменяются уклад жизни. Поступивший в школу ребёнок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности и права, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди вольно или по принуждению общаются с ребёнком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взяв
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 204 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение. 2010. - 31 с.
3. Богомолова Ю.П. Кукольный театр - детям. - Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017.
4. Винокуров Л.Н. Основы педагогической диагностики и профилактики нервно-психических нарушений у детей и подростков: учебное пособие. - Кострома: КГПУ им. Н.А. Некрасова, 2014.
5. Вострокнутов Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации. Школьная дезадаптация : змоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков / Н. В. Вострокнутов. − М.: Педагогика, 2015
6. Гмарман В.Е. Поощерение и наказание в школе. - М.: Просвещение, 2014.
7. Дрейкурс Р., Золц В. Манифест счастливого детства. Екатеринбург, 2016
8. Завьялова Е.К. Психологические механизмы социальной адаптации человека // Вестник Балтийской педагогической академии. - СПб., 2011. - Вып. 40. - С. 55-60
9. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация / И. А. Коробейников. – М.: ПЕРСЭ, 2014.
10. Куртышева М.И. Как сохранить психологическое здоровье детей /М.И. Куртышева. - СПб.: Питер, 2016.
11. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика / Ю.Б. Можгинский. – М.: Когито-центр, 2016. – 56 с.
12. Обучение младшего школьника: учеб.-метод. пособие / сост. Г.Н. Мусс, М.Э. Шарычева. – Оренбург: ГУБ РЦРО 2016.
13. Петрановская Л. Как ты себя ведешь? 10 шагов по изменению трудного поведения. М., изд-во Студио-диалог, 2014
14. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных 'заведений. - М.: Владос, 2012.
15. Пятницкая И.Н., Шаталов А.И. Трудные дети - трудные взрослые: здоровые подростки, отклоняющееся поведение молодежи, предпосылки отклоняющегося поведения, профилактика отклоняющегося поведения детей и подростков / И. Н. Пятницкая, А. И. Шаталов. - Москва : КноРус, 2015.
16. Родителям о детях. Трудные судьбы трудных детей / [ред. и сост. О. Г. Свердлова]. - М. : Знание, 2013.
17. СЗавьялова Е.К. Психологические механизмы социальной адаптации человека И Вестник Балтийской педагогической академии. - СПб., 2011. -Вып. 40.-С. 55-60
18. Холостова Е.И. Технология социальной работы. Учебник / Е.И. Холостова, Л.И. Кононова. – М.:Дашков и Ко, 2014. – 38 с.
19. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении /Т.А. Шилова. -М.: Айрис-пресс, 2015.
20. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков /Л.Б. Шнейдер. -М.: Трикста, 2015.
21. Эльконин Д. Б. Детская психология : Учеб. пособие. – М.: Академия, 2016.