Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Обществу всегда требовались и требуются творческие и нестандартно мыслящие люди. Они к решению любых проблем подходят не так, как все остальные и всегда готовы предложить много разных идей для решения социально-экономических, культурных и др. проблем и задач. Большое значение интеллектуального и творческого потенциала субъектов для решения психолого-педагогической проблематики в настоящее время обуславливается спецификой современного социального опыта, который должны усвоить последующие поколения.
Проблема изучения развития интеллектуального и творческого потенциала детей младшего школьного возраста всегда интересовала ученых, методистов, педагогов и психологов. В современной образовательной среде говорят о настоятельной потребности общества в творческой инициативе каждой личности. Это обусловливает необходимость в теоретической разработке и практическом подтверждении развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, начиная с начальной школы.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) НОО и основные образовательные программы начальной школы также ориентированы на развитие интеллектуального и творческого потенциала детей. Чтобы развивать потенциал каждого ребёнка, необходимо также развивать его познавательные и творческие способности. Творческие способности детей формируются в процессе субъект-субъектных отношений учителя и ученика. Это происходит в ходе реализации целостного учебно-воспитательного процесса на каждом уроке. Но прежде чем учителю выйти на творческий уровень взаимодействия с учениками, ему необходимо сформировать у детей необходимый запас соответствующих знаний, умений и навыков по своему предмету. И если на уроках усвоения нового знания - дети эти знания получают, то на обобщающих уроках они должны демонстрировать, насколько успешно они эти знания и навыки могут применять на практике.
Творческие и интеллектуальные способности позволяют младшему школьнику не только успешно взаимодействовать с другими людьми, но и эффективно обучаться, и адаптироваться к различным жизненным ситуациям. Наличие интеллектуального и творческого потенциала позволяют формировать у каждого из детей личностно значимые качества, которые помогут им в дальнейшем успешно реализовывать свои задатки и способности.
Цель работы: изучить и обосновать использование творческих домашних заданий на уроках окружающего мира в четвёртом классе для развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе
Предмет исследования: использование творческих домашних заданий на уроках окружающего мира в четвёртом классе для развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Дать общую характеристику развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
2. Дать характеристику творческого домашнего задания на уроках окружающего мира в четвертом классе.
3. Рассмотреть методику развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
4. Предложить методические рекомендации по решению задач творческих домашних заданий на уроках окружающего мира в четвертом классе.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
1 Теоретические аспекты использования творческих домашних заданий на уроках окружающего мира в четвертом классе для развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся
1.1. Общая характеристика развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся
ФГОС НОО сегодня помимо знаний, умений и навыков, то есть, предметных учебных знаний, регламентирует формирование у школьников метапредметных образовательных результатов. Они представлены в ФГОС и в основной образовательной программе универсальными учебными действиями (УУД), регулятивными, познавательными и коммуникативными. Все они в совокупности позволяют успешно развивать и формировать у младших школьников интеллектуальный и творческий потенциал.
Под интеллектуальным потенциалом понимают ресурсы человека, возможно, еще не задействованные. Речь идёт об интеллектуальных резервах субъекта, которые он может развивать и реализовывать при создании определенных, значимых для него условий. Интеллектуальные способности и возможности субъекта есть составные части категории интеллектуальный потенциал. Здесь также можно рассматривать совокупность таких ресурсов, как ценности, навыки, система взаимоотношений и др., обеспечивающую отдельным людям возможность формулировать свои цели и достигать их [11].
Под творческим потенциалом субъекта понимают проявление сущностных сил человека и возможность его реализации в деятельности, в общении, в познании. Индивидуальность всегда проявляет себя на физическом, психическом и социальном уровнях. Творческий потенциал человека пронизывает все эти уровни и в интегральном виде концентрируется на духовном уровне. Для такой реализации человеку необходима физическая и психическая энергия для переработки полученной информации. Компонентами творческого потенциала являются творческие способности субъекта, мышление, ориентированное на решение задач, воображение и некоторые заданные свойства личности, в частности, эмоциональность, мотивы, волевые качества. Проявляется это свойство человека в нестандартных решениях. Субъект, с хорошо раскрытым творческим потенциалом с удовольствием придумывает, как улучшить свой труд, создаёт оригинальные идеи и ищет новые знания. Термин творческий потенциал часто рассматривается как синоним понятий творческая личность, креативность, одаренность. Исследователи, как правило, рассматривают эти качества в единстве и совокупности.
Формируемые метапредметные результаты в учебно-воспитательном процессе младших школьников позволяют говорить о процессе развития интеллектуального и творческого потенциала младших школьников. Можно говорить о том, что формирование универсальных учебных действий это один из современных приоритетов начального образования. Действующие ранее стандарты акцентировали внимание в основном на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений и навыков, который должен был освоить младший школьник. Ученые и учителя определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету.
Сегодня становится очевидным, что требования к уровню подготовки ребёнка лишь по конкретным предметам не означают его успешной социализации в будущем. Сейчас много говорят о том, что конкурентоспособность личности определяется не только предметными знаниями, но, в том числе, и надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности. Это связано, в том числе и с тем, что имеющаяся информация достаточно быстро обновляется. Любому ученику необходимо усвоить определенный объем знаний, но при этом освоить и содержание универсальных учебных действии в рамках каждого учебного предмета, который изучают в школе.
Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимают совокупность обобщенных действий школьника и связанных с ними умений и навыков учебной работы, которая обеспечивает способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей [7]. Речь идёт о сознательном и активном присвоении нового социального опыта, а также о саморазвитии и самосовершенствовании. Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет определять систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, которая обеспечивает школьникам умение учиться.
Е.В. Бондаревская определяет ключевую компетенцию, как личностно-осознаваемую, вошедшую в субъективный опыт ребёнка, имеющую личностный смысл системы знаний, умений и навыков. Она имеет универсальное значение [12]. Ключевая компетенция должна быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем субъекта. Личностные действия позволяют сделать учение младшего школьника осмысленным. Они направлены на осознание и принятие учениками жизненных ценностей и смыслов. Это позволяет им ориентироваться в нравственных нормах и правилах.
Регулятивные действия обеспечивают ученикам организацию их учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения содержания. Познавательные действия включают в себя общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблем. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, в том числе, перерабатывать и усваивать ее. При необходимости ученик должен уметь осуществлять поиск недостающей информации и понимать необходимые тексты. В соответствии со своим возрастом, младший школьник должен уметь самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Ребёнок должен уметь осуществлять рефлексию способов и условий действия, а также контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Очень важно для младшего школьника ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные учебные действия должны обеспечить сотрудничество субъектов учения. Участники образовательного процесса должны уметь слушать и понимать друг друга. При работе в группах они должны уметь совместно планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. при этом важно уметь правильно распределять роли в группе и взаимно контролировать действия друг друга. Очень важное качество каждого субъекта при этом - уметь договариваться и продуктивно вести дискуссию.
Подходы к формированию универсальных учебных действий (УУД) учащихся активно рассматривали А.Г. Асмолов, И.А. Володарская, О.А. Карабанова и др. Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон заключается в следующем. УУД формируются тем же самым способом, что и любые умения. Формирование любого умения у школьников проходит через следующие этапы [13].
1. Представление о действии.
2. Первичный опыт.
3. Мотивация.
4. Приобретение знаний о способе выполнения действия.
5. Тренинг в применении знаний.
6. Самоконтроль и коррекция.
7. Контроль умения выполнять действие.
Фрагмент для ознакомления
3
Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в школе [Текст] / учебное пособие. - Сост. Т.Г. Мухина. – Нижний Новгород: ННГАСУ, 2013. – 97 с.
2. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность [Текст] / В.А. Беликов. - М.: Академия Естествознания, 2010. - 310 с.
3. Бирюкова, Е.А. Поисковая учебно-познавательная деятельность обучаемого как залог успешности обучения // Инновации и инновационные технологии в системе образования: материалы III научно-практической конференции 20-21 февраля 2013 года. – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «So-ciosféra-CZ», 2013. – С. 36 – 37 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/235/79235/files/sociosphera-k-02-20-13.pdf (Дата обращения 10.11.2023).
4. Братцева, Г.Г. Активные методы обучения и их влияние на смену педагогической парадигмы [Текст] / Г.Г. Братцева // Философия образования: сборник материалов конференции. Вып. 23. – СПб., 2002. – С. 336 - 345.
5. Буравлева, Н.А. Личностное развитие школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта нового поколения [Текст] / Н.А. Буравлева, Н.К. Грицкевич // Вестник ТГПУ. – 2014. – No 1 (142). – С. 21 - 26.
6. Бывшева, М.В. Проектирование уроков в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода [Текст] / М.В. Бывшева // Пермский педагогический журнал. – 2016. - No 8. – С. 33 – 37.
7. Васильева, Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] / Т.С. Васильева // Теория и практика образования в современном мире [Текст]: материалы IV Mеждународной научной конференции (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – СПб.: Реноме, 2014. – С. 74 - 76.
8. Володин, А.А. Анализ содержания понятия «организационно- педагогические условия» [Текст] /А.А. Володин, Н. Г. Бондаренко // Известия Тульского государственного университета. – 2014. - No6. – С. 143 – 152.
9. Гершановская, Е.В. Викторина как форма игры в обучении с целью активизации познавательной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/640207 (Дата обращения 10.11.2023).
10. Дворковая, М.В. Образовательная игра как современное направление развития активного обучения [Текст] / М.В. Дворковая, Е.А. Куренкова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – Том 8. - No 1/2. – С. 191 – 195.
11. Дебердеева, Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества [Текст] / Т.Х. Дебердеева // Инновации в образовании. – 2005. – No 3. – С. 68 - 79.
12. Демкин, В.П. Инновационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ido.tsu.ru/files/pub2007/36_2007_demkin.pdf (Дата обращения 10.11.2023).
13. Елистратова, С.И. Основные условия повышения качества обучения в современной школе [Текст] / С.И. Елистратова // Альманах современной науки и образования. – 2013. – No 5 (72). – С. 68 - 70.
14. Жданко, Т.А. Системно - деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации [Текст] / Т.А. Жданко // Magister Dixit. – 2012. – No 4. – С. 183 - 189.
15. Зарукина, Е.В. Активные методы обучения. Рекомендации по разработке и применению [Текст] / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
16. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения [Текст]: методическое пособие / Е.А. Аникушина, О.С. Бобина, А.О. Дмитриева и др. – Томск: В-Спектр, 2010. – 212 с.
17. Ипполитова, Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация [Текст] / Н.В. Ипполитова, Н.К. Стерхова // General and Professional Education. - 2012. - No1. - С. 8 - 14.
18. Канзафарова, Р.Х. Системно - деятельностный подход – методологическая основа требований ФГОС [Текст] / Р.Х. Канзафарова // Системно - деятельностный подход как условие достижения современного качества образования. Сборник материалов конференции. – Нефтекамск: ИМЦ, 2013. – С. 5-10.
19. Ксензова, М.Р. Дидактические игры на уроках окружающего мира как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников [Текст] / М.Р. Ксензова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2017. – С. 18 – 23.
20. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» [Текст] / Б.В. Куприянов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2011. - No2. - С. 101 - 104.
21. Курьянов, М.А. Активные методы обучения [Текст]: учебно- методическое пособие / М.А. Курьянов, В.С. Половцев. – Тамбов: ТГТУ, 2011. – 80 с.
22. Малинин, И.А. Применение активных методов обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса [Текст] / И.А. Малинина // Молодой учёный. Ежемесячный научный журнал. – 2011. – No 11 (34). Том II. – С. 166 - 168.
23. Малышева, М.М. Системно - деятельностный подход – новая методология реализации ФГОС [Текст] / М.М. Малышева // Царскосельские чтения. – 2014. – No XVIII. – Том II. – С. 122 - 128.
24. Маштакова, Л.Ю. Системно - деятельностный подход в начальной школе [Текст] / Л.Ю. Маштакова, Г.А. Валитова // Научно-практический журнал «Гуманизация образования». – 2015. – No 4. – С. 29 - 32.
25. Шувалова, И.А. Проблемно-поисковый подход к преподаванию курса «Окружающий мир» в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/1535/17268 (Дата обращения 10.11.2023).