Фрагмент для ознакомления
2
Письменная речь представляет собой одну из высших психических функций, в основе которой заложены другие психические функции. При этом разного рода нарушения письменной речи на современном этапе составляют существенный процент среди иного рода речевых нарушений, которые встречаются у приходящих в общеобразовательную школу детей. Все это серьезным образом препятствует успешному овладению на начальных этапах обучения учениками грамоты, а также усложняет на более поздних этапах обучения усвоение грамматики родного языка.
Профилактика нарушений письменной речи должна начинаться ему в старшем дошкольном возрасте. Это обусловлено тем, что к моменту поступления ребенка в школу у нег должны быть сформированы все те психические предпосылки, которые лежат в основе письма.
Таким образом, увеличение числа детей с нарушениями письма, а также необходимость формирования предпосылок к усвоению навыков письменной речи именно в старшем дошкольном возрасте, – все это в совокупности делает рассмотрение темы «Предупреждение возникновения нарушения письменной речи у детей старшего дошкольного возраста» актуальным.
Целью данной работы является раскрытие особенностей работы по предупреждению возникновения у детей старшего дошкольного возраста нарушения письменной речи.
Задачи работы:
- рассмотреть психофизиологическую структуру письма;
- проследить этапы и сложности формирования навыков письменной речи в дошкольном периоде;
- диагностическим путем определить готовность старших дошкольников к освоению письменной речи;
- осветить организацию работы по предупреждение возникновения нарушения письменной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – речевое развитие старших дошкольников.
Предмет – работа по предупреждению возникновения нарушения письменной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Особый вклад в раскрытие денной темы внесли такие исследователи, как Б.Г. Ананьев, А.А. Асманова, Т.В. Ахутина, Н.А. Бернштейн, А. Валлон, Н.Н. Волоскова, П.Л. Горфункель, О.Е. Грибова, Е.В. Гурьянов, Л.Н. Ефименкова, О.Б. Иншакова, А.Н. Корнев, А.Р. Лурия, Н.В. Новотворцева, Л.Г. Парамонова, Т.А. Ткаченко, Р.В. Тонкова-Ямпольская, М.Е. Хватцев, В.М. Шайтор и др.
Методами исследования являются следующие: анализ публикаций по теме исследования, метод сравнения и сопоставления, диагностические задания, разработанные И.Н. Садовниковой О.В. Елецкой и О.Б. Иншаковой, метод логической группировки полученной информации.
База исследования: детский сад № 120. Выборку составили 24 ребенка старшего дошкольного возраста.
Работа состоит из введения, двух глав (по два параграфа в каждой), заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Предпосылки развития письменной речи в онтогенезе
1.1 Психофизиологическая структура письма
Письменная речь – это одна из форм существования языка, которая противопоставлена устной речи. С одной стороны, это вторичная, являющаяся по времени возникновения более поздней формой существования языка. Однако с другой стороны, письмо выступает в качестве самостоятельной системы коммуникации, выполняющей функцию фиксации устной речи, осуществляемой на основе весьма высокого уровня ее развития. В данном процессе участие принимают разные анализаторы, а именно: речеслуховой, зрительный, речедвигательный, а также общедвигательный. В процессе письма между ними устанавливается достаточно тесная связь и взаимообусловленность. При этом комплекс функциональных предпосылок письма являет собой многоуровневую систему с немалым числом когнитивных и речевых функций. Они, после достижения необходимого уровня зрелости, формируют оптимальные возможности для выполнения операций звукобуквенной символизации, осуществления графического моделирования звуковой структуры слова, а также реализации графомоторной программы [24, c. 142].
Письмо – это также знаковая система фиксации речи, которая позволяет при помощи графических элементов передавать ту или иную информацию на расстоянии, а также ее закреплять во времени. Так как словесные воздействия – это существенная часть поведения взрослого в отношении ребенка, то у достаточно младенцев рано, то есть еще на этапе доречевого общения, происходит формирование особого отношения к звукам речи по причине их неразрывной связи со взрослым [19, c. 92].
В речевом развитии к возрасту 3-4 годов происходит закладывание основ детской речи. На пятом году жизни ребенок способен усваивать способы образования слов. Он верно произносит почти все группы звуков. К шестому году у ребенка продолжается совершенствование практически всех компонентов речевой системы. Происходит развитие функции словоизменения и совершенствование звуковой стороны речи. В период старшего дошкольного возраста формируется как фонематическое восприятие, так и слухо-произносительные дифференцировки фонем. Ребенку необходим хороший фонематический слух для усвоения звуковой системы языка, а также для грамотной письменной и устной речи. Не менее значимую роль играет зрение, так как ребенок наблюдает за движениями губ, а также языка говорящих; он повторяет их, стараясь при этом подражать артикуляционным движениям. Развитие мелкой моторики имеет ведущее значение для овладения актом письма, а также заметно ускоряет процесс развития речевой моторики, потому как представительства в мозге движений мышц пальцев рук и языка достаточно близко соседствуют.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев. – Текст: непосредственный // Известия АПН РСФСР. – 1955. – Вып. 70. – С. 105-149.
2. Ананьев, Б.Г. Пространственное различение / Б.Г. Ананьев. – Лкнинград: Наука, 1955. – 268 с. – Текст: непосредственный.
3. Асманова, А.А. Психофизиологическая структура процесса письма / А.А. Асманова // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(45). –URL: https://sibac.info/archive/meghdis/10(45).pdf. – (дата обращения: 02.10.2023). – Текст: электронный.
4. Ахутина, Т.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет / Т.В. Ахутина, М.Ю. Игнатьева, М.Ю. Максименко. – Текст: непосредственный // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. – 1996. – № 2. – С. 51-58.
5. Бернштейн, Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. – Москва,1947. – 512 с. – Текст: непосредственный.
6. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. – Москва, 1987. – 354 с. – Текст: непосредственный.
7. Васильева, С.Е. Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с речевой патологией / С.Е. Васильева, Е.Ю. Медведева // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-narusheniy-pismennoy-rechi-u-starshih-doshkolnikov-s-rechevoy-patologiey/viewer (дата обращения: 03.10.2023). – Текст: непосредственный.
8. Волоскова, Н.Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов / Н.Н. Волоскова // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: учеб. пособие. – Москва: Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2001. – С. 193-199. – Текст: непосредственный.
9. Горфункель, П.Л. Роль зрительных представлений в формировании элементарных навыков письма: автореф. дис. … канд. психол. наук / П.Л. Горфункель. – Москва,1953. – 23 с. – Текст: непосредственный.
10. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е. Грибова. – Москва: Айрис-пресс, 2017. – 96 с. – Текст: непосредственный.
11. Гурьянов, Е.В. Формирование графических навыков письма / Е.В. Гурьянов. – Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1979. – 242 с. – Текст: непосредственный.
12. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. – Москва, 2018. – 374 с. – Текст: непосредственный.
13. Иншакова, О.Б. Значение психосоматического фактора в динамике дисграфии / О.Б. Иншакова, Л.И. Беликова. – Текст: непосредственный // Специальное образование. – 2016. – № 2. – С. 51 - 56.
14. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Конев. – Санкт-Петербург, 2003. – 284 с. – Текст: непосредственный.
15. Корнев, А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи / А.Н. Конев. – Москва: Просвещение, 2006. – 181 с. – Текст: непосредственный.
16. Коротовских, Т.В. Экспериментальная работа по изучению готовности старших дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению грамоте / Т.В. Коротовских // Личность, семья и общество: вопр. педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXIV междунар. науч.-практ. конф. № 5 (62). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 50-57. – Текст: непосредственный
17. Логопедия: учебник под. ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – Москва: Владос, 2008. – 680 с. – Текст: непосредственный.
18. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А.Р. Лурия. – Москва: Изд-во МГУ, 1969. – 504 с. – Текст: непосредственный.
19. Новотворцева, Н.В. Энциклопедия речевого развития / Н.В. Новотворцева. – Москва: Росмэн, 2015. – 192 с. – Текст: непосредственный.
20. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л.Г. Парамонова. – Санкт-Петербург: Союз, 2016. – 240 с. – Текст: непосредственный.
21. Полонская, Н.Н. Применение нейропсихологического метода исследования в диагностике детей с нарушениями речи / Н.Н. Полонская. – Текст: непосредственный // Школа здоровья. – 1999. – №2. – С. 72-79.
22. Степанова, С.А. Профилактика нарушений письма у детей дошкольного возраста / С.А. Степанова. – Текст: непосредственный // Логопед. – 2007. – №5. – С.60 – 64.
23. Ткаченко, Т.А. В первый класс – без дефектов речи / методическое пособие / Т.А. Ткаченко. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2016. – 112 с. – Текст: непосредственный.
24. Тонкова-Ямпольская, Р.В. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста / Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток. – Москва: Просвещение, 2016. – 432 с. – Текст: непосредственный.
25. Хватцев, М.Е. Логопедия: учеб. пособие / М.Е. Хватцев. – Москва: Владос 2009. – Кн. 1. – 488 с. – Текст: непосредственный.
26. Шайтор, В.М. Отдаленные последствия перинатального повреждения нервной системы у детей: автореф. дис. ... д-ра мед. наук / В.М. Шайтор. – Санкт-Петербург, 2008. – 46 с. – Текст: непосредственный.