Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время мы можем говорить о том, что начальный теоретико-практический курс пунктуации занимает особое место в системе обучения младших школьников русскому языку в условиях реализации ФГОС НОО.
Как известно, орфографическая и пунктуационная грамотность является основным качеством нормированной письменной речи. Но на уроках русского языка в начальной школе основное внимание уделяется работе над грамматикой и орфографией, а пунктуация же представлена достаточно малым количеством часов, отводимым на ее изучение. Однако несоблюдение правил пунктуации приводит к недостаточно точному восприятию смысла текста, искажению информации. Тогда как использование знаков препинания позволяет точно и ясно передать звучащую речь на письме, отразить, в известной степени, интонационные и эмоционально-экспрессивные особенности говорящих на русском языке.
Проанализировав научно-методическую литературу, в рамках тематики нашего исследования мы выяснили, что принципы и правила русской пунктуации разрабатывались и были представлены в работах таких известных русских лингвистов как: Ф.И. Буслаев, Я.К. Грот, В.В. Виноградов, Л.В. Щерба, Д.Н. Ушаков, С.И. Абакумов, С.Г. Бархударов, Д.Э. Розенталь.
В методике начального обучения русскому языку работа над пунктуацией связана с именами М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, Г.А. Фомичевой, Л.С. Трегубовой, Т.И. Зиновьевой и др.
Таким образом, мы видим важность и необходимость практического ознакомления обучающихся в начальной школе с пунктуацией, что и говорит об актуальности тематики выпускного исследования.
Цель исследования: выявить особенности формирования у младших школьников пунктуационных умений
Объект: исследования: процесс обучения младших школьников русскому языку.
Предмет исследования: формирование у младших школьников пунктуационных умений
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу с целью определения сущности понятия «пунктуационные умения».
2. Выявить уровни сформированности у младших школьников пунктуационных умений .
3. Разработать проект формирующего эксперимента по формированию у младших школьниковпунктуационных умений.
4. Обобщить и проанализировать результаты исследования.
Гипотеза исследования: формирование у младших школьников пунктационных умений будет эффективным при использовании теоретический и практический материал
В ходе нашей работы использовались следующие методы: – анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы; – педагогическое наблюдение за деятельностью учителя и обучающихся; – педагогический анализ;
Методологической основой исследования послужили работы Я.К. Грота, Ф.И. Буслаева, Л.В. Щербы, С.И. Абакумова, Д.Э. Розенталя, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования предложенных нами упражнений и заданий учителями начальных классов и студентами педагогических факультетов.
База исследования: (школа, класс, количество учащихся). МАОУ «НОШ № 123», г. Череповец, 2 класс в количестве 30 человек.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПУНКТУАЦИОННЫХ УМЕНИЙ.
1.1. Характеристика основных понятий исследования
Пунктуация - это система правил и знаков, используемых для организации и упорядочивания текста, чтобы передать его смысл и структуру читателю. Пунктационные умения являются умениями понимать и применять эти правила и знаки пунктуации правильно при написании и чтении текста.
Одна из важнейших задач обучения в начальной школе сегодня состоит в формировании общей речевой культуры учащихся младшего школьного возраста, которая предполагает развитие всех видов рече-языковой деятельности. Важным фактором развития письменной речи в деятельности учащихся выступает овладение пунктуационными нормами русского языка, поскольку именно они обеспечивают точность формулирования мысли и достижение понимания в письменной коммуникации.
В методике обучения русскому языку в начальных классах школы работа над освоением учащимися пунктуационных норм связана с такими учеными, как Н.Г. Блохина, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Г.А. Фомичева, Т.И. Зиновьева и др. [6, 56, 32]. Пунктуационная грамотность индивида, по убеждению ученыхметодистов, представляет собой важную сторону общей культуры, причем человек овладевает ею с детства [26, с. 49].
Каждый раздел школьной программы русского языка осуществляется на фоне такой языковой единицы, как предложение. Становится ясным стремление методистов, педагоговпрактиков к отыскиванию дополнительных возможностей в изучении пунктуации при формировании предложений. С одной стороны, их нахождение обеспечивает развитие у школьников практических умений употребления знаков пунктуации в процессе письменной фиксации речи, а кроме этого – подготавливает учащихся к более эффективному изучению сложных тем раздела синтаксиса в 8-11 классах.
Помимо этого, целенаправленное внимание обучающихся в начальной школе детей к знакам препинания создает базу для того, чтобы в последующем сформировать у них комплекс пунктуационных знаний и умений, а также содействует осознанию роли правильной пунктуации препинания в ходе письменного общения [29, с. 102; 38].
В психолого-педагогической и методической литературе выделяют понятие навыков и умений [1, с.232]. Умения являются одной из самых значимых категорий педагогики и психологии. Отечественные ученые (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) исходят из базовых положений психологической теории деятельности, согласно которой содержание термина «умения» подразумевает систему отдельных отработанных действий, то есть это особые акты, как компоненты деятельности [12]
Анализ понятия "пунктационные умения" может включать рассмотрение следующих аспектов:
1. Знание правил пунктуации: Это включает понимание различных знаков пунктуации, таких как точка, запятая, двоеточие, точка с запятой и другие, а также умение применять их в соответствии с правилами русского языка.
2. Разделение текста на предложения: Правильное использование знаков препинания, таких как точка, восклицательный и вопросительный знаки, позволяет четко разделить текст на предложения, что делает его более понятным для чтения.
3. Организация текста: Знание пунктуационных правил позволяет правильно организовывать текст, используя знаки препинания для создания пауз, разделения элементов списка, вставки пояснительных и модифицирующих конструкций.
4. Выражение смысла и намерений: Пунктуация может изменять смысл предложения или выражать определенные намерения. Например, использование запятых в диалогах помогает разделить реплики говорящих, а использование восклицательного знака или вопросительного знака может выразить эмоции или задать вопросы.
5. Чтение и понимание текста с пунктуацией: Умение правильно воспринимать и понимать текст, включающий пунктуацию, важно для интерпретации его смысла. Пунктуация может указывать на акценты, паузы, отношения между предложениями и частями текста.
6. Стилистические аспекты: Пунктуация также может использоваться для создания определенного стиля или эффекта в тексте. Например, использование тире или скобок может добавить эмфазу или некоторую информацию.
Правильное использование пунктуации и развитие пунктуационных умений важны для ясного и качественного письма, чтения и понимания текста. Эти умения помогают установить связи между фразами и предложениями, сделать текст более эффективным и передать идеи автора более точно и точно.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверьянова, Л. В. Пунктуация в начальной школе: учебно-методическое пособие для учителей / Л. В. Аверьянова. – М.:Вершина, 2012.
2. Андреева Н.В. Практическое пособие по диагностике пунктуационных навыков у младших школьников. – Санкт-Петербург: Издательство СПбГПУ, 2019.
3. . Будреева, Л. А. Развитие пунктуации у младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей / Л. А. Будреева. – М.: Просвещение, 2018
4. Барышева Е.В. Диагностика и коррекция пунктуационных умений у младших школьников: учебно-методическое пособие. – Москва: Издательство МГУ, 2014.
5. Ватажкина О.И. Развитие пунктуационных умений у младших школьников с помощью игровой деятельности // Современная педагогика. – 2010. – № 4. – С. 15-19
6. Васильева, Г. А. Практическая пунктуация: основные проблемы и средства их решения / Г. А. Васильева. – М.: Академия, 2015.
7. Гущина, И. А. Развитие пунктуационных умений у младших школьников: учебно-методическое пособие / И. А. Гущина. – М.: Просвещение, 2017.
8. . Григорян Л.Т. Определение уровня формирования пунктуационных умений у младших школьников // Педагогическая наука и практика. – 2015. – № 3. – С. 45-52
9. Дынник, А. С. Пунктуация в начальных классах: учебное пособие для учителя / А. С. Дынник. – М.: Педагогика, 2010.
10. Зиновьева Т.И. Пунктуационные умения младших школьников: диагностика и развитие. – Москва: Просвещение, 2012.
11. Зрянина, Е. В. Методика обучения пунктуации в начальной школе / Е. В. Зрянина. – М.: Логос, 2017.
12. Иванова Е.В. Формирование пунктуационных умений у младших школьников средствами компьютерной программы // Информационно-аналитические материалы. – 2018. – № 2. – С. 50-56
13. Карпенко О.Н. Оптимальные условия формирования пунктуационных умений у младших школьников // Педагогическая психология в России. – 2013. – № 3. – С. 40-45.
14. Мельникова А.С. Развитие пунктуационных навыков у младших школьников с помощью рабочих тетрадей // Начальная школа. – 2014. – № 7. – С. 33-37.
15. Осипова Е.А. Мониторинг пунктуационных умений младших школьников: методика и результаты // Новые исследования в образовании. – 2012. – № 2. – С. 82-89.
16. Овчинникова, Л. А. Обучение пунктуации у младших школьников: учебно-методическое пособие / Л. А. Овчинникова. – М.: Логос, 2016.
17. Пехова, Л. А. Пунктуация и письмо: учебно-методическое пособие для учащихся 2-4 классов / Л. А. Пехова. – М.: Просвещение, 2018.
18. Попова О.И. Интерактивные методики развития пунктуационных умений у младших школьников. – Санкт-Петербург: Издательство СПбГПУ, 2010.
19. Рябцева, О. В. Учим писать и ставить знаки: памятка по пунктуации для детей / О. В. Рябцева. – М.: Академия, 2011.
20. Серебрякова, Н. В. Пунктуация в диалоге с детьми: учебно-методическое пособие для учителей начальной школы / Н. В. Серебрякова. – М.: Просвещение, 2016
21. Федорова Н.А. Пунктуационные умения младших школьников: диагностика и коррекция. – Москва: Педагогическое общество России, 2013.