Фрагмент для ознакомления
2
1. Теоретические основы управления процессом качества воспитания в общеобразовательной организации
Для современной общеобразовательной организации характерна общность интересов в ней обучающихся, схожесть образа жизни и социальных возможностей, а также норм поведения и отношений. Для современных учеников общеобразовательная организация – это организационно привлекательная среда, которая способна при определённых условиях стать эффективной образовательной и воспитательной системой, обеспечивающей качественное образование и социальное воспитание [12].
Под управлением качеством понимают непрерывный процесс целенаправленного воздействия на объекты управления в области качества. Процесс, который осуществляется на всех этапах и стадиях жизненного цикла услуги, имеющий целью формирование, обеспечение и поддержание заданного уровня качества, должен удовлетворять требованиям потребителей и общества в целом. Менеджмент качества включает в себя четыре основных составляющих [7]:
1. Контроль качества.
2. Обеспечение качества.
3. Планирование качества.
4. Улучшение качества.
Под управлением качеством воспитания понимают совокупную последовательную деятельность по проведению свойств воспитательного процесса, его условий и результатов в соответствие с заданными объективными критериями и показателями качества.
При этом управление качеством направлено на достижение такого уровня реализации воспитательного процесса, его условий и результатов, которые бы отвечали целям-потребностям участников процесса и установленным нормам. Управление качеством воспитательного процесса представляется как совокупная последовательная деятельность по приведению свойств воспитательного процесса, его условий и результатов в соответствие с критериями и нормами качества. Формирование целостного интегративного взаимодействия субъектов воспитательного процесса обеспечивается системностью и самоорганизацией.
Анализ философских, экономических, социальных и педагогических теорий достижения качества позволил рассматривать качество воспитательного процесса как целостную и объективную систему, характеристику условий, реализации и результатов воспитательного процесса через совокупность свойств, удовлетворяющих духовные, нравственные, образовательные и социокультурные потребности учеников, их родителей, общества, государства, соответствующих передовым достижениям науки, культуры и практики [19].
Исследователями установлено, что управление качеством воспитания представляет собой совокупную последовательную деятельность по проведению свойств воспитательного процесса, его условий и результатов в соответствии с заданными критериями и показателями качества целостной воспитательной системы. Качество воспитательного процесса предполагает осуществление комплекса управленческих действий, реализуемых на стадиях проектирования и конструирования целей воспитания, определения параметров, стандартов, критериев качества, моделирования воспитательной и управленческой систем, регулирования и коррекции в процессе их функционирования и оценке результатов. Такого рода комплекс должен быть основан на совокупности следующих принципов: системности, демократизации управления, всеобщей направленности на качество целостного образовательного процесса, самоорганизации системы и личности, переводящей объект воспитания в субъект своего собственного развития.
Необходимыми основаниями качества воспитательного процесса являются опора на закономерности развития личности, социальных систем, учет тенденций развития образовательного процесса, потребностей государства, общества и личности. Доминирующей целью в управлении в данном случае является обеспечение качества условий, качества реализации и качества результатов воспитательного процесса в соответствии с заданными параметрами и показателями качества воспитательной системы. Системный подход упорядочивает представления о качестве воспитательного процесса, обеспечивает единство деятельности всех элементов управляемой и управляющей систем на основе общих целей, концептуальных идей и общей направленности на высокие результаты, что позволит говорить о технологичности процесса воспитания в общеобразовательной организации
Основу любой воспитательной системы в образовательной организации составляет ведущая целевая установка с соответствующим комплексом задач, которые направлены на развитие личности будущего выпускника. Рационально поставленные цель и задачи воспитания субъекта позволяют упорядочить совокупность факторов личностного и любого иного воспитания субъекта (патриотического, эстетического, трудового, экологического и др.). Все эти цели и задачи позволяют выстроить принципы успешного функционирования всей воспитательной системы в образовательной организации и определить актуальные ведущие направления и содержание воспитательной деятельности.
В основу любой воспитательной системы организации сегодня заложена «Типовая программа воспитания и социализации». Реализация возможностей воспитательной системы опирается при этом на эффективную диагностику для каждого из существующих направлений воспитательной работы школы. Диагностика сформированности того, или иного свойства или качества личности обучающегося проводится сегодня в образовательных организациях регулярно. Оценивается значимость полученных показателей эффективности деятельности на основе проведённой диагностики и выявленной результативности воспитательного процесса по отношению к каждому ученику. Лишь с помощью регулярной периодичной диагностики появляется возможность выявления определённой положительной динамики результативности воспитательной системы организации.
Самой организации это позволяет определить меру включённости каждого из учеников в различные виды жизнедеятельности воспитательной системы. Это позволяет зафиксировать процесс роста социальной адаптации и становления личности школьника. К примеру, в рамках трудового воспитания, при соответствующей дальнейшей диагностике школьников отмечено возрастание удельного веса таких жизненно важных качеств, как трудолюбие, ответственность, самостоятельность, взаимопомощь, отзывчивость и др. В ходе реализации потенциала всей воспитательной системы образовательной организации при соответствующем управлении качеством удаётся зафиксировать зависимость между становлением обновлённой воспитательной системы и ростом личностного самосознания учеников.
Внимание воспитанников стали больше привлекать истинно гражданские и трудовые ценности, честь, уважение человеческого достоинства, истинного профессионализма и др. Всё это возможно обеспечить в общеобразовательной организации, благодаря соответствующим психолого – педагогическим условиям, созданным в организации. Это позволит создать в школе благоприятную атмосферу самочувствия учеников и психологический комфорт, в процессе обучения [22].
Сегодня, цель и задачи воспитания, и социализации обучающихся всех образовательных уровней формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке. Именно на воспитание и развитие направлены усилия основных взаимодействующих субъектов: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
В связи с этим глобальным запросом со стороны государства обобщённой целью реализации образовательной деятельности в общеобразовательной организации является качественная образовательная подготовка. В любой воспитательной системе все эти цели и задачи определяются локальной программой воспитания и социализации ученика. В основе всех локальных документов, которые разрабатываются в самих общеобразовательных организациях, лежат типовые программы воспитания федерального и регионального уровня. Это говорит о том, что, несмотря, на существующие различи в подходах к воспитанию подрастающего поколения, тенденции и концепции воспитания, в целом, являются единообразными по всей стране.
Целью реализации программы воспитания и социализации обучающихся в общеобразовательной организации является дальнейшее совершенствование процесса воспитания в условиях реализации ФГОС на каждой из образовательных ступеней школы (начальная, основная, общая) и других стандартизированных документов.
Задачами программы воспитания школы в этом контексте являются:
-формирование социальной активности учеников;
-подготовка учеников к осознанному жизненному выбору в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества;
-создание условий для расширения познавательных и профессиональных интересов, через проектную, исследовательскую деятельность, и другие актуальные виды развивающей деятельности;
- укрепление у школьников позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- формирование первичных навыков успешной социализации и профессионализации (в рамках ранней профессиональной ориентации);
-формирование представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированные на эти ценности;
-образцы поведения через практику общественных отношений с представителями различных социальных и профессиональных групп;
- формирование устойчивых ключевых компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в сообществе;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России и региона.
На основе сформированных целей и задач воспитательной системы школы должны быть сформированы ожидаемые результаты воспитания учеников, согласно существующей воспитательной системе. В связи с обозначенными целью и задачами, ожидаемые результаты реализации Программы воспитания и социализации могут быть следующими:
-сформирована социальная активность обучающихся;
-сформированы представления о ценностях культурно-исторического наследия России и родного края, уважительное отношение к национальным героям и культурным представлениям российского народа;
-сформированы ценностные представления о морали, об основных понятиях этики;
-сформированы представления о духовных ценностях народов России и региона, об истории развития и взаимодействия национальных культур в регионе;
-сформированы представления об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности;
-сформировано ценностное отношение к природе, к окружающей среде, к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;
- создана система непрерывной воспитательной работы и социализации, осуществлён комплекс мероприятий, направленных на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании;
– выработана и реализуется последовательная политика в области воспитательной работы и механизмы ее осуществления;
– закреплены в программе воспитания такие ценности как, патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации и региона, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и др.;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать / Ю.П. Азаров. -М.: Образование, 2017. – 231 с. – ISBN 978-5-907117-96-9. – Текст: непосредственный.
2. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, 2015. -No4. – с.78-80. – Текст: непосредственный.
3. Алиева, С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей школьного возраста / С. А. Алиева // Начальная школа. - 2017. -No 9. - С. 17 - 20. – Текст: непосредственный.
4. Бородина, Е.Н. Наследие: методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в художественно-игровой деятельности / Е.Н.Бородина. – Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2016. –115 с. - ISBN 978-5-906987-73-0. –Текст: непосредственный.
5. Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социол. исслед. - 2002. - No 1. - С. 96–105. – Текст: непосредственный.
6. Голянская, О. А. Психологические факторы развития ценностных ориентаций личности: дисс...канд.психол.наук / О.А. Голянская. – Новосибирск, 2004. – 163 с.
7. Григорьева, С.Н. Проблема категории ценностей в философии, психологии, социологии и педагогике / С.Н. Григорьева // Молодой ученый. - 2016. - No6.2. - С. 37-41. – Текст: непосредственный.
8. Гуляева, И.Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности / И. Л. Гуляева // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Сост. Тихомиров, С. А. -Вологда: Книжное наследие, 2017. - 686 с.
9. Данилюк, А.Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2016. ― 29 с.
10. Дивисенко, К. С. Динамика ценностей (По материалам автобиографий и сочинений) / К.С. Дивисенко // Социологические исследования. – 2008. – No8. – С. 118 – 122. – Текст: непосредственный.
11. Ерофеева, И. А. Жизненные ценности современных подростков / И.А. Ерофеева // Новаинфо. – 2016. – Т.1 - No 49. – С. 475 – 482. – Текст: непосредственный.
12. Жильцова, Ю. В. Формирование семейных ценностей у студенческой молодежи / Ю.В. Жильцова, И.Р. Сорокина // Современная психология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 41-43. – Текст: непосредственный.
13. Завражнов, В.В. Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте / В. В. Завражнов, Е. Д. Железнова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 265-267. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43338/ (дата обращения: 07.10.2023).
14. Казаринова - Волшебная, Е. К. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодёжи / Е. К. Казаринова - Волшебная, И. Г. Комиссарова, В. Н. Турченко // Социологический журнал. - 2012. - No6. - С. 123-124. – Текст: непосредственный.
15. Крапивка, И. А. Проблемы формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте / И.А. Крапивка // Общество: политика, экономика, право. – 2010. - No 1. - С.42 – 46. – Текст: непосредственный.
16. Кузнецова, Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике / Л. В. Кузнецова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2016. -No 9. - С. 28 - 35. – Текст: непосредственный.
17. Каргапольцев, С.Ю. Патриотизм и национальное сознание в современной России (проблемы и перспективы) / С.Ю. Каргапольцев // Патриотизм-феномен Российской истории: материалы Междунар. науч.-практ. Конф./ под ред. И. Ю. Лапиной, С. Ю. Каргапольцева; СПб. - СПБГАСУ, 2013. — С. 84–116. – Текст: непосредственный.
18. Каргапольцев, С.Ю. Патриотизм как индикатор креативности общественного сознания / С.Ю. Каргапольцев // Вестник гражданских инженеров. — 2014. — № 1 (42). — С. 197–204. – Текст: непосредственный.
19. Левина, А.А. Семья в системе ценностей современной молодежи: социологический аспект / А.А. Левина // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - No 10. – С. 132 – 136. – Текст: непосредственный.
20. Низовских, Н.А. Психосемантическое исследование ценностно -мотивационных ориентаций личности / Н.А. Низовских // Психологический журнал. – 2005. - No 3. – С. 25-37. – Текст: непосредственный.
21. Панкова, Т.А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников / Т.А. Панкова // Социол. исслед. - 2002. - No 5. - С. 111–114. – Текст: непосредственный.
22. Правила успешного тренинга с подростками [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://summercamp.ru (дата обращения: 07.10.2023).
23. Пасько, Т.Б. Нравственное воспитание как основа становления личности / Т.Б. Пасько // Образование и воспитание. —2017. —No2. —С. 46-49. – Текст: непосредственный.
24. Подгорнова, С.В. Культуроориентированные модели внеурочной деятельности школьников: учебно-методическое пособие / С.В. Подгорнова // науч.ред.: Л.М. Ванюшкина; авт.-сост.– СПбАППО, 2014. –113 с. – Текст: непосредственный.
25. Петрова, Л. Б. Формирование личности гражданина и патриота России в общеобразовательной школе / Л. Б. Петрова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва: Буки-Веди, 2017. — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12441/ (дата обращения: 07.10.2023).