Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Модернизация российского образования осуществляется с целью обеспечения нового качества, которое обеспечивало бы актуальные запросы современного общества. В рамках требований ФГОС на каждой из образовательных ступеней образовательный процесс сегодня ориентируется на новые результаты образования. Процесс учения сегодня, понимается, прежде всего, как процесс развития личности обучающегося.
В традиционной образовательной модели требования предъявлялись к предметным знаниям, умениям и навыкам (ЗУН). Сегодня школьнику необходимо демонстрировать обретение в образовательном процессе помимо ЗУН духовно-нравственного и социального опыта. В связи с этим возникает необходимость использования в образовательном процессе и в инновационной педагогической деятельности современных образовательных технологий и методик, включая наглядность в обучении. Основной образовательной целью сегодня является необходимость научить школьников учиться в течение всей их жизни, чему несомненно поспособствует правильно отобранная педагогом наглядность.
Для современного общества это актуально, поскольку наше общество является информационным. Увеличение количества информации требует сегодня от субъекта наличия у него новых личностных качеств, к которым можно отнести комплексное решение проблем и задач, творческого подхода, мобильности и креативности.
Именно эти проблемы необходимо решить при внедрении в образовательный процесс инновационных образовательных технологий и методик, которые предусматривают широкое использование наглядности в образовательном процессе. Дисциплина История относится к гуманитарным предметам, которые требуют умений субъекта работы с большими объемами информации, в том числе с текстами и изображениями различного характера. В связи с этим, перед каждым педагогом сегодня стоит задача научить учеников правильно работать с любой информацией и различными информационными источниками.
Цель работы: описать организацию учебной работы с наглядностью на уроках истории в основной школе.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс по предмету История в основной школе.
Предмет исследования: наглядность в обучении на уроках истории России в 9 классе.
Задачи:
1. Провести анализ понятия наглядности в обучении в условиях ФГОС ООО.
2. Изучить особенности реализации наглядного обучения на уроках истории России в основной школе.
3. Описать организационно – педагогические условия реализации наглядного обучения на уроках истории России.
4. Предложить методические рекомендации по реализации наглядного обучения на уроках истории в основной школе.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы реализации наглядного обучения на уроках истории России в 9 классе
1.1. Анализ понятия наглядности в обучении в условиях ФГОС ООО
В традиционной образовательной модели в учебно – воспитательном процессе требования к ученикам предъявлялись к предметным знаниям, умениям и навыкам (ЗУН). Этим результатам соответствовали все те технологии и методики, которые использовались в традиционной образовательной модели. Сегодня школьнику необходимо демонстрировать обретение в образовательном процессе духовно-нравственного и социального опыта. В связи с этим возникает необходимость использования в образовательном процессе и в инновационной педагогической деятельности современных образовательных технологий и методик, каждая из которых предусматривает использование наглядности в процессе обучения и развития школьников.
Принцип наглядности в обучении – это один из основных дидактических принципов, который предполагает обучение, основанное на образах, которые способны воспринимать обучающиеся. Данный принцип педагоги реализуют при помощи средств наглядности, под которыми понимают способы, с помощью которых учитель демонстрирует школьникам объект познания [11].
К наглядным методам относят демонстрацию натуральных объектов, демонстрацию опытов, демонстрацию изображений, объектов, или явлений. Принцип наглядности в обучении не является инновационным. Наглядность всегда увеличивает эффективность обучения и помогает ученику усваивать материал более осмысленно и с большим интересом. Здесь лишь важно понимать, что наглядность не должна быть оторвана от того предметного содержания, которое учитель пытается донести до каждого школьника. Также педагогу важно помнить о целесообразности использования наглядности на том, или ином этапе усвоения учебного материала. Каждый методист скажет о том, что учебный процесс никогда не должен быть перегружен наглядными средствами обучения [24]. Значение наглядности методисты видят в том, что она мобилизует психическую и познавательную активность учеников. Это позволяет педагогу увеличить объём того материала, который школьник должен усвоить. Наглядность в образовательном процессе снижает утомление учеников, тренирует творческое воображение, и облегчает весь процесс обучения.
Теорию наглядности в обучении разработал великий чешский педагог Я.А. Коменский. Он обобщил эмпирический опыт предшественников и впервые, теоретически обосновал и раскрыл принцип наглядности. Я.А. Коменский понимал наглядность как процесс вовлечения в процесс познания всех органов чувств субъекта к наиболее лучшему восприятию вещей и явлений. Сегодня наглядные методы применяются учителями на всех этапах педагогического процесса. Их роль заключается в том, чтобы обеспечить всестороннее образное восприятие школьника и дать ему опору для мышления.
Наглядность в обучении может быть обеспечена применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, а также, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Всё это актуально и для предмета История. В современной образовательной среде методы наглядности стали использоваться чаще и шире, чем в традиционной образовательной модели. Сегодня особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, презентаций, слайдов, карт, схем, реализуемых с помощью ИКТ и цифровых технологий.
Методисты выделяют следующие виды наглядности:
-словесная;
-предметная;
-графическая и др.
Словесная наглядность – это сопровождение слова учителя, прослушивания звукозаписей, выразительное и творческое чтение или пересказ, при рассматривании ранее отобранных предметов, изображений, картинок и др. Предметная наглядность используется педагогами в виде книжных выставок, репродукций, портретов, иллюстраций, фотографий, скульптурных фигурок, макетов и др. Под графической наглядностью понимают использование таблиц, схем, алгоритмов и др.
Обучающие методики с использованием средств наглядности в традиционной школе при изучении предмета История были хорошо разработаны А.А. Вагиным. Он в целом создал стройную систему методики преподавания истории в средней школе. Некоторые его методики с использованием средств наглядности актуальны и в настоящее время. Практика показала, что проблемы использования наглядности в современном учебно – воспитательном процессе необходимо решать при внедрении инновационных образовательных технологий. История относится к гуманитарным предметам, которые требуют умений работать с большими объемами информации, в том числе с текстами и иллюстрациями различного характера. Перед каждым педагогом сегодня стоит задача научить учеников правильно работать с информацией и различными информационными источниками.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - Учебное пособие для вузов – М.: Академический проект, 2010. – 624 с.
2. Алексашкина, Л.Н., Учебные проекты по истории в основной школе
[Текст] / Л. Н. Алексашкина, Н. И. Ворожейкина // Преподавание истории и
обществознания в школе. – М.: Просвещение, 2017. – No 10. – С. 23-29.
3. Алексашкина, Л Н. Деятельностный подход в изучении истории в
школе [Текст] / Л. Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. - М.: Просвещение, 2015. - No 9. - С. 10-20.
4. Актуальность использования технологии развития критического
мышления в учебном процессе [Электронный ресурс]. -
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98677058 (дата обращения: 08.10.2023).
5. Анисимова, Н.П. Психологический анализ урока в контексте
образовательных стандартов нового поколения [Текст] /Н.П. Анисимова // - Я.: 2013. – No 3. – С. 229–234.
6. Бирюков, С.А. Работа с архивными документами на уроках истории.
[Текст] / С.А. Бирюков //Преподавание истории в школе. – М.: Просвещение,
2015. – No 5. – С. 16-23.
7. Бернадский, В.Н. Методика преподавания истории
в школе [Текст] / В.Н. Бернадский. - М., 2017. - 216 с.
8. Возрастные особенности среднего школьного возраста
[Электронный ресурс]. -http://www.ulsu.ru/com/schools/opalihin/jfuekld/cbkliy/dmdljy/ (дата обращения: 08.10.2023).
9. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. Учение о методах. Теория урока [Электронный ресурс]. -https://www.studmed.ru/vagin-a-a-metodika-prepodavaniya-istorii-v-sredney-shkole-uchenie-o-metodah-teoriya-uroka_1cbdf2a1680.html?ysclid=lgc9kuxe82476372768 (дата обращения: 08.10.2023).
10. Вольнова, Н. А. Общеучебные умения и навыки [Текст] / Н.А. Вольнова. – М.: Практика административной работы в школе, 2014. – 58 с.
11. Воровщиков, С.Г. Универсальные учебные действия как метапредметный компонент содержания основного общего образования [Текст] / С.Г. Воровщиков – М.: Справочник, 2012. – 240 с.
12. Вейдт, В.П. Изменение технологий и содержания обучения в
соответствии с ФГОС [Текст]/ В.П. Вейдт // Сборник методических
рекомендаций. – К.: Изд-во Калининградского областного института развития образования,2017. - No 61. – 272 с.
13. Вяземский, Е.Е. Актуальные проблемы преподавания истории в
образовательных организациях различных типов. [Текст]/ Е.Е. Вяземский., О.Ю. Стрелова., Ю.Ю. Сергеева // Преподавание истории в школе. - Н.: Изд-во Нижневартовского гос. Университета, - 2014. – 107 с.
14. Голиков, А.Г. Методика работы с историческими источниками
[Текст]/ А. Г. Голиков, Т. А. Круглова.// Учебное пособие для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по направлению «История». – М.:
Академия, 2014. – 223 с.
15. Горохова, О.А. Использование творческих заданий на уроках
практикующего учителя истории [Текст] /О.А. Горохова // Преподавание
истории в школе. – М.: Просвещение, 2015. – No 3. – С. 11–14.
16. Гевуркова, Е.А. Формирование метапредметных умений работать с источниками в курсах истории. [Текст]/ Е.А. Гевуркова., Е.А. Крючкова // Преподавание истории и обществознания в школе. - М., 2016. No 7. – С. 33-40.
17. Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития [Текст]/ И.О. Загашев. - Пособие для учителя – СПб; Альянс Дельта. - 2003. – 192 с.
18. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]/И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2004. – 382 с.
19. Пиаже, Ж. Моральное суждение у ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. - М.; АК, 2006. – 480 с.
20. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные
технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат. - Учебное пособие. – М. - Академия, 2003. – 272 с.
21. Современные подходы и системы профильного обучения.
[Электронный ресурс]. -http://edu.lenobl.ru/Files/file/tezisu_broshyura.pdf (дата обращения: 08.10.2023).
22. Тоболова, Ж. В. Внедрение приемов и стратегий технологии
развития критического мышления как процесс активного получения
знаний обучающимися [Электронный ресурс]. - http://festival.1september.ru/articles/506149/ (дата обращения: 08.10.2023).
23. Хоруженко, Е. Г. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах / Е. Г. Хоруженко. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12939/ (дата обращения: 08.10.2023).
24. Шакина, Г.В. Оценка сформированности у школьников умений работы с текстом как источником информации [Текст] / Г.В. Шакина. – М.: Стандарты и мониторинг в образовании, 2010. – 10 с.
25. Шишкина, Т.В. Мониторинг качества сформированности общеучебных умений и навыков [Текст] / Т.В. Шишкина. – М.: Справочник зам. дир. школы, 2012. – 32 с.