Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Развитие речи по-прежнему наиболее актуально в дошкольном возрасте. Основной целью речевого развития является формирование устной речи и навыков устного общения с окружающими, на основе овладения литературным языком. Словарный запас-это лучший способ осуществления речевой деятельности в процессе решения задач речевого общения.
Слаборазвитая речевая деятельность негативно сказывается на всех сферах личности ребенка. Нарушается развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность памяти, нарушается логическая и смысловая память, детям трудно осваивать мыслительные манипуляции, прерываются все формы общения и межличностного взаимодействия, развитие игровой деятельности, как нормы, имеет большое значение с точки зрения общего психического развития. Когнитивное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов. Поэтому расширение словарного запаса ребенка, развитие лексического плана является одной из важнейших задач воспитания.
Уточнение и расширение словарного запаса играет важную роль в развитии логического мышления, поэтому чем богаче словарный запас ребенка, чем точнее он мыслит, тем лучше развивается его речь. Поэтому разработка словаря необходима для формирования всесторонне развитой личности, а также для подготовки ребенка к предстоящему обучению в школе. Федеральные государственные образовательные стандарты, которые регламентируют работу дошкольных образовательных учреждений, считают: «Развитие словарного запаса детей одной из важных задач речевого развития; обогащение активного словарного запаса; развитие последовательной, грамматически правильной интерактивной и монолитной речи; развитие речевого творчества".
Проблему развития лексической стороны речи у дошкольников рассматривают в своих работах большинство отечественных исследователей. Поэтому Н.В. Серебрякова, Р.И. Лалаева, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, А.Г. Арушанова, акцентируют внимание на развитии словарей посредством различных игр (речевых игр, игр-инсценировок, инсценировочных игр, дидактических игр и упражнений). Г.А. Волкова рассматривала развитие словаря через театрализованную деятельность, Е.П. Короткова рассказала об этом через беседу, Н.В. Рыжова - через наблюдения во время прогулок. Влияние художественного слова на формирование словарного запаса детей, а также использование художественной литературы изучали М.М. Конина, Л.А. Пеневская, В.И. Логинова, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, В.И. Яшина, M.M. Алексеева.
В настоящее время растет число детей с речевыми нарушениями, в результате чего им трудно усваивать языковые единицы, не хватает словарного запаса, в результате чего они не хотят общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Дети с речевыми нарушениями - особый контингент, они понимают значение многих слов, объем их пассивного словарного запаса близок к норме. Но использование слов в экспрессивной речи, обновление словаря вызывает большие трудности. Дошкольники с речевыми нарушениями не знают многих действий с предметами, не знают оттенков цветов и плохо различают форму предметов. В словарном запасе детей мало обобщенных понятий. Антонимы используются редко, а синонимов практически нет.
В связи с этим требуется особый подход к развитию лексической стороны у детей с речевыми нарушениями. Так, на особенности развития словаря у детей с речевыми нарушениями особое внимание обращали такие авторы как Р.Е. Левина, Г.С. Гуменная, Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина, Н.А. Чевелева, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова, они отмечают, что у детей с речевыми нарушениями наблюдаются трудности усвоения лексических закономерностей родного языка.
Несмотря на то, что в последние годы были проведены исследования словарного запаса дошкольников с нарушениями речи, особенности развития лексической стороны речи у таких детей изучены недостаточно
Таким образом, все вышесказанное и обуславливает актуальность данного исследования. Проблемой развития лексической стороны речи у детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли М. М. Конина, Е. И. Тихеева, В. И. Логинова, Л. А. Пеньевская, А. П. Иваненко, В. В. Гербова, В. И. Яшина; специфику усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.
Авторы уделяли большое внимание использованию методов и средств, прекрасно зарекомендовавших себя в теории и практике логопедической работы, потенциал которых, по-прежнему, не исчерпан. К числу таким методам и средствам относятся дидактические игры и дидактические речевые упражнения.
Проблема исследования: развитие лексической стороны речи у старших дошкольников с речевыми нарушениями актуально, так как количество детей с данной речевой патологией с каждым годом увеличивается и развитие словаря детей будет способствовать более успешной подготовке к обучению в школе.
Цель: Изучить особенности развития лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредствам дидактических упражнений.
Задачи:
1.Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
2.Дать характеристику развития лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
3.Провести экспериментальное исследование эффективности развития лексической стороны речи у старших дошкольников с речевыми нарушениями.
Объект: Лексическая сторона речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
Предмет: Развитие лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями средствами дидактических упражнений.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого - педагогической литературы по теме исследования;
Эмпирические: диагностика, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы данной работы могут быть использованы студентами и преподавателями на лекциях, семинарах и практических занятиях по дошкольной педагогике и психологии.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список используемых источников.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Общее недоразвитие речи следует рассматривать как комплексное речевое расстройство, то есть сложное расстройство речи, при его наличии у детей нарушаются все компоненты речевой системы, такие как звук и значение, при этом слух и интеллект сохраняются (Р.Е. Левина, Г.В.Чиркина Т.Б. Филичева,). Недостаточность речевой деятельности при наличии общего недоразвития речи у детей может колебаться как от полнейшего отсутствия речи, так и до развернутой речи с ярко выраженными ошибками лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Р.Е. Левина).
У детей с речевыми нарушениями прослеживаются следующие признаки: связная речь подавляется, при достаточном полном понимании обращенной к ним речи. У детей недостаточно внимания, и дети также ограничены в своей способности переключать свое внимание. Запоминание их слов снижено, и производительность их памяти также отстает от нормы. Детям трудно запоминать сложные структуры, элементы, набор заданий, наблюдается задержка в развитии вербального и логического мышления, затрудняются сравнение и обобщение, синтез и анализ.
Наряду с этим для них характерна постоянная задержка в развитии двигательной сферы и слаборазвитая координация движений. У детей снижается скорость и ловкость выполнения, появляется нерешительность при выполнении физических упражнений. Наибольшие трудности возникают при выполнении заданий только по устным инструкциям [10].
У детей с речевыми нарушениями связная речь развита недостаточно хорошо. Узкий словарный запас, многократное употребление одних и тех же похожих слов с разным значением делают речь ребенка монотонной и стереотипной. Во время пересказа текста дети с нарушениями речи допускают ошибки при передаче логического ряда событий, упускают личные связи и "теряют" персонажей. История-описание для них недоступно, обычно полное описание заменяется другим списком объектов и их частей. Возникают большие трудности в описании игрушек и предметов в соответствии с планом, заданным логопедом. Дети испытывают серьезные трудности в определении идеи рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его реализации с помощью речевой композиции.
В большинстве случаев детям трудно составлят
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алмазова, А.А. Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста: изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация. Учебно-методическое пособие / Алмазова А.А. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. - 765 c.
2. Белякова, Л. И. Диагностика речевых нарушений [Текст] / Л. И. Белякова, О. Ю. Филатова // Журнал «Дефектология». — 2017. — №3. — С.53-107.
3. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей [Электронный ресурс] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – КнигоМир, 2011. – 320 с.
4. Калиниченко, С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР: Лексико-грамматические занятия. Тема «Мебель»: Учебно-методическое пособие / С.А. Калиниченко. - М.: Владос, 2015. - 55 c.
5. Кондратенко, И. Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте [Текст]: метод, пособие / И. Ю. Кондратенко. — М.: Айрис- пресс, 2015. — 224 с.
6. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст]: метод. пособие / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: ООО «Центр Гуманитарной литературы «РОН», 2001. – 157с.
7. Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с ОНР : метод. пособие / сост. Е. В. Абраменко, В. С. Васильева. — Челябинск: Цицеро, 2015. — 139 с
8. Кривощапова, Л. О. Диагностический материал для обследования речи детей дошкольного возраста 4-7 лет с общим недоразвитием речи / Л.О. Кривощапова. - М.: Владос, 2018. - 804 c.
9. Логинова, Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия: Учебно-методическое пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. - М.: Форум, 2017. - 24 c.
10. Практическая коррекционная работа с детьми с ОНР: методическое пособие для педагогов и родителей/ О. С. Рудик. - Москва: ВЛАДОС, 2021. - 302,
11. Смирнова, И.А. Логопедия. Иллюстрированный справочник [Текст] / И.А.Смирнова. – М.: Каро, 2014. – 232 с.
12. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.
13. Филиппова, О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе / О.В. Филиппова. - М.: Феникс, 2019. - 402 c.
14. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии [Текст]: Учеб.пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 2016. — 223 с.
15. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с