Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИЕМОВ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИСКУССТВА НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Роль внеурочных занятий по изобразительной деятельности в начальной школе 6
1.2. Приемы знакомства младших школьников с произведениями искусства на внеурочных занятиях 11
2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИСКУССТВА НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 17
2.1. Анализ педагогического опыта по организации работы с произведениями искусства на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности в начальной школе 17
2.2. Методические рекомендации педагогам по применению приемов знакомства с произведениями искусства на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности в начальной школе 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Важное место в воспитании подрастающего поколения в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования занимает изобразительное искусство. Обусловлено это тем, что вектор образовательной системы ориентирован на личностно-ориентированную модель массовой начальной школы, что подразумевает развитие личности обучающегося, в частности его творческих способностей.
Вызвано это тем, что жизнь в современных условиях связана с научно-техническим прогрессом, вследствие чего она характеризуется разнообразием и сложностью, предполагает наличие у человека качеств, позволяющих ориентироваться и адаптироваться в постоянно меняющемся мире. Такими качествами являются подвижность и гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению поставленных задач. Наличие этих качеств и их достаточный уровень обеспечиваются творческими способностями, являющимися существенной характеристикой интеллекта. Значимость творческих способностей для современного человека определяет необходимость их развития как одну из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.
Развитие творческой активности, в условиях образовательной организации, становится возможным благодаря организации в соответствии со ФГОС внеурочной деятельности. Отметим, что на всех стадиях развития личности ребенка происходит активное становление творческих способностей, а этапе начального образования это становится одной из важнейших задач.
Для того чтобы в большей степени и более разнообразно реализовать на внеурочных занятиях обучающую, воспитывающую и развивающую функции, такие исследователи как М.А. Максимовская, Е.И. Машбис,
Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров и другие уверены в том, что на занятиях по изобразительной деятельности необходимо использовать разнообразные приемы.
Исходя из актуальности проблемы, была выбрана тема исследования «Приемы знакомства с произведениями искусства на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности в начальной школе».
В процессе исследования нами было выявлено противоречие между необходимостью применения приемов знакомства с произведениями искусства на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности в начальной школе и недостаточным вниманием к методическому оснащению данной темы.
Цель исследования: определить эффективность применения приемов знакомства с произведениями искусства на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности в начальной школе.
Объект исследования: образовательный процесс начальной школы в рамках внеурочной деятельности.
Предмет исследования: приемы знакомства с произведениями искусства на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности в начальной школе.
Гипотеза исследования: эффективность использование приемов знакомства с произведениями искусства на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности в начальной школе будет выше, если:
организовать творческую деятельность обучающихся с учетом дифференцированного подхода;
для школьников будет создана творческая и психологически комфортная атмосфера;
внеурочная деятельность будет выстроена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Принимая во внимание цель, объект, предмет и гипотезу исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявить роль внеурочных занятий по изобразительной деятельности в начальной школе.
2. Охарактеризовать приемы знакомства младших школьников с произведениями искусства на внеурочных занятиях.
3. Провести диагностическое исследование уровня развития творческих способностей у обучающихся во внеурочной деятельности.
4. Разработать Методические рекомендации педагогам по применению приемов знакомства с произведениями искусства на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности в начальной школе.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы), эмпирические (констатирующий эксперимент, тестирование).
База исследования: МБОУ «СОШ № 20».
Практическая значимость: материалы работы можно применять для разработки программ внеурочной деятельности в начальной школе.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИЕМОВ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИСКУССТВА НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Роль внеурочных занятий по изобразительной деятельности в начальной школе
Во ФГОС НОО внеурочная работа понимается как деятельность, имеющую достаточно большой потенциал, для создания развивающей и воспитывающей среды в образовательном учреждении, призванную сформировать различные сферы личности ребенка и удовлетворить его познавательные потребности, а также развить творческие способности
[цит. по 15, с. 26].
Направления внеурочной работы по знакомству с произведениями искусства включает в себя такие мероприятия как: проектная деятельность, выставки творческих работ, игры. Вопрос организации внеурочной работы для учебных заведений, выходит на одно из первых мест. Это означает необходимость вовлечения учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, и в занятие творчеством. В ходе реализации проектов, ученики начинают понимать, осваивать и изобретать новое, обретают способность выражать собственные мысли, учатся быть открытыми, у них формируются интересы и творческие способности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алпатова, Е. В. Теоретические основы живописи. Учебно-методическое пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Архитектура» - Москва, 2015. – 165 с.
2. Алферов, А.Д. Психология развития школьников: учебное пособие для вузов / А.Д. Алферов, Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. – 384 с.
3. Архипова, О.В. Жизнь после уроков: радость познания / О.В.Архипова // Дополнительное образование и воспитание - 2019 - № 12 - С.19-21.
4. Вертякова, Э. Ф. Формирование восприятия произведений изобразительного искусства в профессиональной подготовке учителей начальных классов [Текст] Э.Ф. Вертякова. «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта» – № 11 (153) – 2017г. с 41-44.
5. Григорьев, В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др. «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование- под ред. Горского В. А. 4-е издание – М.: «Просвещение», 2014 – 111 с.
6. Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение : пособие для учителей ФГОС / Д.В. Григорьев, Б. В. Куприянов / под общ. ред. Л.П. Савельева. – М.: изд. Просвещение, 2021.
7. Григорьев, Д. В., П. В. Степанов «Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение» - пособие для учителей – М.: «Просвещение», 2011. – 186с.
8. Енин, А. В. «Внеурочная деятельность. Теория и практика 1 – 11 классы – М.: ВАКО, 2015 – 288 с.
9. Ковалько, В.И. Младшие школьники после уроков / В.И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2017 - 334с.
10. Лихачев, Д. Б. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] / Д. Б. Лихачев. – Москва : Педагогика, 2002. – 176 с
11. Мелик-Пашаев, А. А. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей / А. А. Мелик-Пашаев. – Дубна : Феникс+, 2009. – 272 с.
12. Муравьёва А. А., Кузнецова Ю. Н., Червякова Т. Н. «Организация модульного обучения, основанная на компетенциях: пособие для преподавателей» М.: Альфа – М, 2015, 96 с.
13. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова – 4-е изд. – Москва : ИТИ Технологии, 2010. – 944 с.
14. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. – Москва : Просвещение, 2019. – 224 с.
15. Савенкова Л.Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: Интеграция в педагогике искусства. Монография. – М.: МАГМУ- РАНХиГС, 2019. – 156 с.
16. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе / Н. М. Сокольникова. – Москва, 2007.
– 69 с.
17. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учеб. пособие для студ. / Н.М. Сокольникова. – М.: Академия, 2019. – 390 с.
18. Сухинина, О. Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством // Дошкольное воспитание / О. Сухинина. – 2004. – № 2 –С. 35