Фрагмент для ознакомления
2
1 ПОНЯТИЕ СТРАХОВОГО СТАЖА И ЕГО ВИДЫ
1.1 Понятие и юридическое природа страхового стажа
Становление и развитие института стажа в праве социального обеспечения следует рассматривать в неразрывной связи с развитием государственной системы социального обеспечения граждан.
В период с 1917 по 1922 год были заложены основы республиканской системы социального обеспечения трудящихся, изданы новые законы о социальном обеспечении и страховании. Другой политикой государства при принятии законов о социальном обеспечении и страховании было стремление к созданию комплексного закона, охватывающего сразу несколько видов положений, и комплексного кодифицированного закона, регулирующего все вопросы, связанные с одним или несколькими видами социального обеспечения и страхования населения.
Поскольку пенсии изначально считались привилегией государственных служащих, первым видом профессиональной деятельности, получившим определенное правовое значение в социальном обеспечении, был государственный служащий. Их стаж работы был связан не только с правом на пенсию, но и с ее размером.
Стаж работы имел юридическое значение и для других категорий граждан. Однако неразвитость государственной системы социального обеспечения не позволила сформировать и развить страховой стаж как особую правовую категорию. В связи с этим особое внимание следует уделить историко-правовому анализу законодательства о страховом стаже в советский период, когда развивалась система социального обеспечения.
В развитии страхового стажа в советской системе социального обеспечения можно выделить четыре основных этапа:
Первый этап - возникновение норм о страховом стаже в условиях военного коммунизма и новой экономической политики (1917-1928 гг.). Данный этап характеризуется следующими особенностями.
Введение стажа в пенсионной системе как средства достижения экономических и идеологических целей. Норма стажа в системе социального обеспечения корректируется исходя из конкретных экономических условий. Формирование общего и непрерывного страхового стажа.
Второй этап (1928-1955 гг.) развития институтов выслуги лет, направленный на привлечение и удержание трудовых ресурсов в связи с ускоренной индустриализацией и восстановлением народного хозяйства в послевоенный период, характеризуется следующими особенностями.
Введение зависимости от стажа работы при назначении пенсий по старости и пособий по временной нетрудоспособности. Повышение роли стажа в системе социального обеспечения. Стаж работы является не только условием для получения пособий по социальному обеспечению, но и критерием, влияющим на размер пенсии. Юридическое значение стажа работы по специальности (специальный страховой стаж ).
Третий этап - этап совершенствования правового регулирования страхового стажа в условиях развитой социалистической экономики и единой общегосударственной системы социального обеспечения - с 1955 по 1990 годы:
-были установлены единые требования к стажу работы для выплаты пенсий и пособий по временной нетрудоспособности. В страховой стаж включается вся трудовая деятельность в качестве рабочего или служащего, независимо от характера и продолжительности работы и длительности перерыва, а с 1965 года в страховой стаж включается также время работы в качестве члена колхоза, что дает право на получение пенсии;
-сохранена дифференциация пенсионных выплат в зависимости от характера и условий труда и выделен стаж как разновидность страхового стажа.
Четвертый период (1990 г. - настоящее время). Внесение изменений в закон о трудовом стаже в период становления и развития рыночной экономики.
Наряду с развитием системы страхования в социальном обеспечении, оно неразрывно связано с формированием системы страхового стажа. Трудовой (страховой) стаж является неотъемлемым элементом всех систем социального обеспечения с момента возникновения страховой системы социального обеспечения. Современные пенсионные реформы основаны на принципе страхования. Исторический опыт человечества показывает, что страховые системы всегда были наиболее уместны в социальной сфере. Другими словами, это законодательное закрепление менее формальной и более содержательной системы обязательного пенсионного страхования, которая существовала в бывшем Советском Союзе многие годы и стала по сути равноправной системой.
Суть государственного социального страхования с начала XX века основывалась на уплате страховых взносов, которые гарантировали получение определенных видов гарантий и услуг в случае наступления определенных юридических фактов, которые были присущи пенсионным выплатам. Однако пенсионные выплаты фактически не являлись страховыми, так как выплаты не были соразмерны страховым взносам, уплаченным за работника. Такая ситуация была характерна для советского социального страхования в целом. Право на определенные виды пенсий всегда было связано с трудовым стажем работника, но прямой связи между размером пенсии и суммой страховых взносов не было.
Стоимость пенсий в основном покрывалась за счет государственных субсидий из-за низких страховых взносов. Это было представлено как самое большое социальное достижение. В результате общая пенсионная система стала эгалитарной, полностью игнорируя принцип, согласно которому пенсии зависят от страхового вклада человека.
Государственная пенсия, ознаменовавшая новый этап в развитии социального обеспечения, стала первым страховым законом, который попытался реализовать страховой принцип на практике в государственной пенсионной системе. Однако отсутствие скользящих размеров пенсий в условиях инфляции и бюджетного дефицита, в том числе в Федеральном пенсионном фонде России, привело к уравниванию бедности. В результате пенсионная реформа зашла в тупик, поскольку был утрачен страховой принцип распределения пенсионных средств.
Концепция пенсионной реформы РФ 1995 года и Программа пенсионной реформы 1998 года привели к введению в пенсионное законодательство страны категорий страховых сроков.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ " устанавливает в качестве условия для выплаты страховой пенсии по старости не общий страховой стаж, а страховой стаж (не менее шести лет); в результате пенсионной реформы 2001 года для выплаты пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца достаточно одного дня страхового стажа. В результате реформы в 1996 году был введен новый страховой полис, для которого требуется только один день страхового стажа.
На законодательном уровне понятие страхового стажа впервые было определено Федеральным законом № 27-ФЗ от 01.04.1996 №27-ФЗ , который определил страховой стаж как общее количество рабочих лет, за которые уплачиваются взносы в течение жизни застрахованного лица.
Согласно Федеральному закону от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования ", страховой стаж - это совокупный период, в течение которого уплачиваются страховые взносы.
Таким образом, что формирование страхового стажа связано с развитием государственного социального обеспечения. С каждым этапом развития стажа совершенствуется его правовое регулирование. Пенсионное законодательство основывается на страховом стаже, что создает основу для дальнейшего реформирования пенсионной системы.
Стаж относится к продолжительности деятельности. Это период, в течение которого лицо, приступающее к какой-либо работе или деятельности, приобретает практический опыт и знания. Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является страховой стаж. Его наличие оказывает существенное влияние на объем прав инвалидов в сфере социального обеспечения.
Под трудовым стажем понимается общий период страховой деятельности (работы, учебы) и иной общественно полезной деятельности, как оплачиваемой, так и неоплачиваемой, который учитывается при определении права гражданина на пенсионное обеспечение.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях " дает теоретическое и более легитимное определение страхового стажа. А именно, страховой стаж - это сумма периодов работы и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж для назначения пенсии при определении права на тот или иной вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Таким образом, страховой стаж как конкретный показатель ценности страховой деятельности имеет как количественные, так и качественные характеристики. Количественной характеристикой стажа является его продолжительность, а качественная характеристика отражает характер и условия страховой деятельности.
Трудовой стаж имеет юридическое значение в ряде областей. Он учитывается при предоставлении оплачиваемого отпуска и при занятии определенных должностей. Поскольку нормативное законодательство РФ придает разным видам стажа различное правовое значение, стаж как общее понятие, вбирающее в себя признаки всех видов страхового стажа, не имеет самостоятельного правового значения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. (принята всенародным голосованием 12.12.1993г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СЗ РФ, 04.08.2014, № 31.
2. Федеральный закон от 15 декабря 2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» // СЗ РФ, 2001, № 51, ст. 4831
3. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ // СЗ РФ, 2001, № 51, ст. 4832
4. Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ // СЗ РФ, 2013, № 52 (часть I), ст. 6965
Основная литература:
5. Григорьев И.В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 431 с.
6. Кочанова Т. Отказ в назначении пенсии по вине работодателя // Трудовое право. 2018. № 12. С. 33 - 37.
7. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для среднего профессионального образования / Е. Е. Мачульская. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 449 с.
8. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 451 с.