Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Агрессия и враждебность распространены в современном мире. Дети могут столкнуться с издевательствами и буллингом в образовательных учреждениях. Конечно, все это негативно влияет на психику ребенка, снижается самооценка, подросток начинает сомневаться в своих силах, теряет поддержку. Подростку сложно адекватно воспринимать критику и претензии в свой адрес. В этот период родителям очень сложно внимательно присмотреться к своему «подросшему» ребенку, найти нужные слова и понять его ситуацию. Все вышеперечисленное отражается на поведении ребенка и может привести к развитию отклоняющегося поведения поведения.
Проблема отклоняющегося поведения широко обсуждается в отечественной и зарубежной психологической литературе. Подростковое отклоняющееся поведение – явление сложное, поэтому изучение этой проблемы актуально и междисциплинарно.
Методологические основы изучения отклоняющегося поведения в отечественных теориях, представлены в трудах Я.И. Гилинского, B.C. Афанасьева, М.Е. Поздняковой, Б.М. Левина; в работах Ю.В. Кудрявцева, В.П. Кaзимирчука, В.Н. Кудрявцева, а также в трудах И.А. Невского, В.Ф. Лeвичевой, В.Т. Лисовского, А.C. Харчeва.
В современном мире становится все больше проявлений отклоняющегося поведения среди подростков обоих полов. Исследование отклоняющегося поведения позволяет открыть гендерный подход.
Цель исследования – исследовать особенности отклоняющегося поведения подростков старшего школьного возраста.
Объект исследования – отклоняющееся поведение.
Предмет исследования – особенности отклоняющегося поведения подростков старшего школьного возраста.
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что отклоняющее поведение среди подростков старшего школьного возраста будет определяться гендерными особенностями, а именно подросткам мужского пола более свойственно проявлять отклоняющееся поведении в виде агрессии и насилия, а у подростков женского пола – повышенный уровень влияния социального окружения, что сказывается на самоповреждающем состояние и может провоцировать появление отклоняющегося поведения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть проблему отклоняющегося поведения в отечественной и зарубежной литературе;
- дать психологическую характеристику подростков старшего школьного возраста;
- рассмотреть отклоняющееся поведение по гендерному признаку;
- провести эмпирическое исследование особенностей отклоняющегося поведения мальчиков и девочек старшего подросткового возраста;
- разработать план формирующих мероприятий по профилактике отклоняющегося поведения подростков старшего школьного возраста.
Методы исследования. Для достижения задач были использованы следующие методы:
- теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические методы: опрос;
- методики:
«Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)» (А. Н. Орел).
База исследования: МАОУ СШ г. Красноярск.
Выборка исследования. В исследовании приняло участие 22 подростка 15 лет, из которых 9 парней и 13 девушек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что после проведенного исследования был разработан план формирующих мероприятий по профилактике отклоняющегося поведения подростков, которые могут быть полезны классным руководителям и школьным психологам.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Глава 1. Теоретические основы особенностей отклоняющегося поведения подростков старшего школьного возраста
1.1 Исследования отклоняющегося поведения в литературных источниках
Вопросы, затрагивающие проблему возникновения отклоняющегося поведения в психологической науке, были рассмотрены в трудах Э.Дюркгейма, З.К.Леонгарда, З.Фрейда, Э.Фромма, Э.Эриксона, В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, И.В.Дубровиной, В.В.Ковалева, А.Е.Личко, Д.И.Фельдштейна, Т.И.Шульге и др.
Концепции девиантности в конце 19 - начале 20 веков развивались на основе двух подходов: функционального и нозоцентрического. Эти понятия являются концепциями биогенетической или социогенетической интерпретации.
Во второй половине XX века в результате смены парадигмы в науке проблема девиации стала изучаться с помощью комплексного мультимедийного анализа [1].
В исследованиях современных ученых рассматриваются проблемы отклоняющихся поведений и их профилактики в определенных областях:
- педагогики (О.А. Андриенко, М.И. Бекоева, Н.Г. Иванова, А.В. Лялюк, Л.А. Ральникова и др.);
- психологии (С.А. Амбалова, Е.В. Здоровцева, Л.В. Макшанцева, М.В. Зотова и др.);
- социологии (Г.В. Кондратьев, П.Е. Пешкова, Ф.В. Хугаева и др.);
- юриспруденции (В.Н. Жадан, Л.И. Нифонтова, В.В. Простяков);
- дефектологии (Н.С. Гилева, Л.В. Жихарева, М.В. Салтыкова-Волкович и др.) и т.д.
В нашей работе мы использовали концепцию С.Т. Гаврилова. По ее мнению, девиация – это многогранное явление жизни в социальной среде, социальных отношений в устойчивых формах человеческой деятельности, несоответствия нормам и ожиданиям общества. Оно может быть положительным и служить прогрессу общества, а может быть и отрицательным - тормозить развитие общества. Это стереотип поведенческой реакции, связанный с нарушениями соответствующих возрасту социальных норм: побегом из дома и одиночеством, ранним алкоголизмом, наркоманией, суицидом, сексуальными девиациями. Такое поведение возникает не только по социальным, но и по биологическим причинам, таким как болезнь, адаптация и дезадаптация [12].
С.А. Беличева выделила социальный тип девиантного поведения. Он познает эгоистическое направление воровства и воровства; агрессивное направление – поддразнивание и хулиганство; социальный пассивный тип, т.е. избегание гражданской ответственности, исключение из активной общественной жизни [8].
В.Д. Платонов обнаружил следующие формы девиантного поведения: социальные (деструктивные, аморальные, политические преступления) и делинквентное (криминальные) и паранормальные [9].
В.Д.Менделевич выделяет такие клинические проявления отклонений от нормы как – аддиктивноe, дeлинквентное, патохарактерологическое, психопатологическое, на базе гиперспосоностей; при этом он подчеркивал, что при психопатологических типах дeвиантного поведения значение ситуативных факторов нивалируется [23].
Отечественные исследователи А.А.Александров, В.В.Королев, В.Д.Менделевич, В.Г.Степанов считают, что целесообразно разделять девиантное поведение на преступное – криминальное. Криминальная личность это та личность, которая совершила преступление (В.Н.Кудрявцев, В.Ф.Пирожков). Одни ученые утверждают приоритетность эндогенности, говоря, что «преступниками не рождаются, а становятся», другие же (Айзенк, Кречмер, Ломброзо, Шелдон) – доказывали значимость эндогенных причин, когда отклонения генетически «запрограммированы»[2].
Отклоняющее поведение включает делинквентное, девиантное и криминальное поведение:
1. Девиантное поведение – девиантное поведение, связанное с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений и больших половых групп.
2. Делинквентность характеризуется повторяющимся антисоциальным поведением детей и подростков, которое становится общеизвестным нормальным стереотипом, но нарушает правовые нормы, но не криминализируется из-за ограниченного социального риска или безнаказанности.
3. Криминальное поведение определяется как противоправное деяние, являющееся основанием для возбуждения уголовного дела при наступлении уголовной ответственности и квалифицируемое по отдельным статьям Уголовного кодекса. Кринимальное поведение – предшествующие правонарушения и хулиганство.
Многие учёные и исследователи девиантности рекомендуют различать разные модели поведения.
Т. Шибутани прeдложено выдeлять три типа отклоняющегося повeдения.
Первый тип предполагает поведение, которое соответствует групповым нормам и отличается от установок и убеждений лиц, обладающих властью и авторитетом, или от официально принятых норм и стандартов.
Второй тип, который он выделил, это временная потеря самообладания, особенно под
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск: Изд-во Урал. унта, 1986. 150 с.
2. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК»,1996. 384 с.
3. Арутюнян М. Ю. «Кто я» Проблема самоопределения юношей и девушек-подростков. М. : МЦГИ, 1992. 175 с.
4. Ахметзянова А. И., Кедрова И. А., Рудакова Е. В. Психологические особенности личности подростков, детерминирующих девиантное поведение // Акмеология. 2016. № 4. С. 201 – 209.
5. Ахметова О. А. Возрастные изменения личностных черт у подростков: обзор литературы // Культурно-историческая психология. 2013. № 4. С. 36–44.
6. Багрунов В. П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека. Л. : Наука, 1981. 381 с. 8
7. Белкин А. И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию. М. : Изд-во Моск. унив-та, 1975. 790 с.
8. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. -- М.: Социальное здоровье России, 1994. - 224 с.
9. Берковиц Л. Агрессия: причина, последствия и контроль. СПб. : Прайм-Еврознак, 2019. 512 с.
10. Бреслав Г.М., Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное образование // Вопросы психологии. 1990. № 3. 64-69 с.
11. Бурминская Т. В. Взаимосвязь особенностей развития личности подростков и форм агрессивных реакций. Ставрополь : СГПИ, 2004. 199 с.
12. Гаврилова Т.П. Организация интеллектуально-игровой деятельности подростков с отклоняющимся поведением с целью предупреждения их девиаций / Гаврилова Т.П., Грицких Е.Н. // Современное педагогическое образование. 2018. № 6. С. 88-92.
13. Гурьева В. А. Клиническая и судебная подростковая психиатрия. М. : Медицинское информационное агентство, 2007. 22 с.
14. Дворянчиков Н. В., Логунова, О. А., Решетова, Д. В. Взаимосвязь некоторых личностных особенностей и характеристик криминального поведения подростков // Психология и право. 2011. № 1. С. 65- 71.
15. Жмуров Д. В. Криминальная агрессия несовершеннолетних. Иркутск : Изд-во «Репро-центр», 2009. 162 с.
16. Завражин С. А. Феноменология девиантного поведения: избранные труды. Владимир : ВГГУ, 2008. 348 с.
17. Ипатов А. В. Аутодеструктивное поведение подростков в контексте отклоняющегося развития личности // Акмеология. 2018. №4 (68). С. 25–31.
18. Каган В. Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ Я у подростков // Вопросы психологии. 2000. № 3. 65-69 с.
19. Колесникова, Г.И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, психоконсультирование : Учебное пособие/ Г.И. Колесникова. – Ростов-на-Дону: Феникс 2007. – 350с.
20. Личко А. Е. Подростковая наркология. Л. : Медицина, 1991. 301 с.
21. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб. : Речь, 2006. 218 с.
22. Мельникова М .Л. Агрессивное поведение делинквентных подростков. Екатеринбург : Нева, 2017. 193 с.
23. Менделевич В. Д., Садыкова Р. Г. Психология зависимой личности, или подросток в окружении соблазнов. Йошкар-Ола : Марево, 2002. 239 с.
24. Пономарева Т. А. Особенности девиантного поведения подростков: социокультурный аспект // Инновационная наука. 2017. № 3. С. 254-257.
25. Тормосина Н. Г. Психологическое исследование гендерных и возрастных особенностей аутодеструктивного поведения. Вестник Университета. 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-issledovanie-gendernyhivozrastnyh-osobennostey-autodestruktivnogo-povedeniya/ (дата обращения: 07.05.2021).
26. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/Д: Феникс, 19с.