Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 5
1.1. Особенности организации обучения в начальных классах 5
1.2. Возрастные особенности обучающихся начальных классов 9
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 16
2.1. Характеристика понятия «коррекционно-развивающее обучение» в научной литературе 16
2.2. Характеристика детей с особыми образовательными потребностями 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, в процессе обучения у обучающегося должно сформироваться умение учится, т.е. развитие его личности должно выстраиваться на усвоении универсальных учебных действий. Именно поэтому период младшего школьного возраста является важным для того, чтобы заложить фундамент для того, чтобы процесс обучения происходил непрерывно.
Современное образование представляет собой организованный, целенаправленный и систематизированный процесс, осуществляемый посредством организации и планирования учебно-воспитательного процесса в образовательной организации. Главная задача, стоящая перед школой, в концепции модернизации Российского образования – воспитать людей, обладающих развитой познавательной активностью, способных рационально действовать, принимать целесообразные решения и выбирать наиболее эффективные пути достижения поставленных перед ними целей.
В настоящее время обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обучаются в обычном общеобразовательном классе, однако так было не всегда. Изначально для детей с ограниченными возможностями здоровья создавались отдельные инклюзивные классы и школы. Но длительное наблюдение за детьми, с временной задержкой, показало, что способность использовать предоставленную помощь и сознательно принимать усвоенные знания, полученные в образовательном процессе, приводят к тому, что через некоторое время эти дети могут успешно обучаться в массовых школах.
Концепцией компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения является активное вовлечение детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в различные сферы образовательного процесса. Однако необходимо отметить, что включение данной группы детей в образовательное пространство школы требует как о педагогов, так и от других обучающихся адаптации к нуждам и потребностям особых детей. Что требует кардинальных изменений образовательного процесса в целом.
Учитывая актуальность проблемы была сформулирован тема исследования: «Организация обучения в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования».
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: процесс организации обучения в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
Цель исследования: выявить особенности организации обучения в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать специфику организации обучения в начальных классах
2. Изучить психолого-педагогическую характеристику обучающихся младших классов
3. Изучить понятия «коррекционно-развивающее обучение» в научной литературе
4. Изучить особенности детей, имеющие особые образовательные потребности.
Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка используемых источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1.1. Особенности организации обучения в начальных классах
Образовательный процесс на данном этапе своего развития, направлен на развитие универсальных учебных действий. Сущность понятия «универсальные учебные действия» определяют как действие, которое обеспечивает овладение ключевыми компетенциями. Они составляют основу умения учиться, т.е. это такой способ действия, обучающегося который, позволяет ему усваивать новые знания и умения, а также позволяет организовывать данный процесс. Для процесса формирования познавательных универсальных учебных действий методологической основой является теория деятельности и учение о поэтапном формировании умственных действий [5].
Современная педагогическая наука выносит на приоритетный план проблему развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся. Впервые о важности их развития было заявлено во ФГОС НОО как часть метапредметных универсальных ученых действий, но до появления данного понятия в психолого-педагогической литературе использовали понятия «мыслительные операции», «умственные действия», «логические операции» которые можно считать предшественниками изучаемого понятия.
Одной из особенностей социального развития общество, оказывающего влияние на образовательную систему в целом является его быстрое изменение. За каждые 5-10 лет происходит удвоение уже имеющихся данных и открытие новой, уникальной информации. Именно поэтому, претерпевают изменения и требования к результатам обучения в школе, а конкретно перед педагогами ставится задача не просто дать ученику необходимый объем знаний и умений, а научить его учится. Для чего это необходимо? Данные изменения вызваны тем, что получаемая в ходе обучения информация быстро устаревает и для успешного дальнейшего обучения ученику предстоит дополнять ее новыми фактами. Именно поэтому внедрение ФГОС НОО выдвигает на приоритетный план не просто достижение каких-либо предметных результатов, а достижение универсальных учебных действий, поскольку они будут способствовать овладению учениками способности к саморазвитию и самосовершенствованию. При этом отметим, что овладение новыми навыками должно происходит в процессе приобретения обучающимися социального опыта [6].
Если мы возьмем широкое значение термина А. В. Федотовой «универсальные учебные действия», то их можно заменить словосочетанием «умение учиться», то есть умение саморазвития и самосовершенствования с помощью обдуманного и интенсивного получения нового социального опыта. Напротив, в более узком смысле – это набор способов действий обучающегося, который может обеспечить его способность к автономному усвоению новых знаний и умений, в том числе организацию упомянутого процесса [39].
Развитие универсальных учебных действий в образовательном процессе происходит за счет освоения различных учебных предметов. Каждая школьная дисциплина в зависимости от содержания материала и способов организации самой учебной деятельности, обучающихся дает некие возможности для формирования познавательных УУД [16].
Организация обучения в начальных классах, по мнению
Л. И. Лазаревой, представляет собой систему способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации [13].
В свою очередь универсальные учебные действия подразделяются на общеучебные, логические и постановку и решение проблемы. Они гарантируют умение к изучению окружающего мира: готовность осуществлять целенаправленный поиск, обработку и применение информации [14].
С точки зрения Н. В. Медведевой под познавательными универсальными учебными действиями необходимо понимать такую систему способов познания окружающего мира, которая выстраивается на самостоятельном поиске новой информации и предполагает выполнение совокупности операций направленных на обработку, систематизацию и обобщение, а также дальнейшее применение полученных знаний [7].
Умение решать проблемы и задачи является одним из самых важных познавательных универсальных действий. Проблемными ситуациями изобилуют современные УМК. К примеру, «вставь пропущенное число», «восстанови предложение или текст». Ребенок должен уметь сформулировать проблему и понять, как ее решить, понять, что от него требуется [2].
Познавательные универсальные учебные действия, это те действия, которые необходимы современному человеку для свободной, грамотной, а главное эффективной работы с той многочисленной массой информации, которую он получает из окружающего мира.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алехина С. В. Инклюзивное образование. / С. В. Алехина, Н. Я. Семаго, А. К. Фадина. - М.: Центр школьная книга, Москва, 2010. - 272 с.
2. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян // Молодой ученый. – 2014. – № 14 (73). – С. 243-244.
3. Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии: учеб. пособ. / В.М. Астапов. М., Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. 176 c.
4. Балакирева, Н. А. Коррекционно-развивающая работа с детьми младшего школьного возраста средствами невербальных заданий / Н. А. Балакирева. – Орехово-Зуево : Государственный гуманитарно-технологический университет, 2018. – 84 с.
5. Водяха Ю. Е. Психология младшего школьника : учебно-методическое пособие / Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха. – Екатеринбург : Урал. гос. пед.ун-т, 2018. – 109 с.
6. Грязнов Ю. П. Развитие мыслительной деятельности учащихся / Ю. П. Грязнов, Л. А. Лисина, П. И.Самойленко. – 2012. – № 2. – С. 30–33.
7. Дементьева И.Ф. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья : проблемы и перспективы // Социальная педагогика.- 2012.- №2.- С.43-47
8. Долгова В. И. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе : монография / В. И. Долгова, Н. И. Аркаева, Е. Г. Капитанец. – М.: Издательство «Перо», 2015. 200 с.
9. Белопольская, Н.Л. Оценка коммуникативного поведения детей с нарушениями психического развития в процессе коррекционной работы методом хоровых игр [Текст] / Н.Л. Белопольская, О.В. Рубан, И.В. Брустило // Дефектология. – 2015. - №5. – С.22-28.
10. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие / В.К. Дьяченко. - М.: Педагогика, 2011. - 160с.
11. Дядинчук Т. Г. Познавательный интерес как средство обучения младших школьников / Т. Г. Дядинчук// Молодой ученый. – 2014.- №4.- С.954-956.
12. Екжанова Е.А. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов / Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова. - М.: Дрофа, 2008. – 286 с.
13. Запятая О.В. Организация учебного процесса по формированию универсальных учебных действий младших школьников: методические рекомендации /О.В. Запятая, М.В. Минова, И.Г. Литвинская. - Красноярск: КК ИПК РО, 2014. - 68с.
14. Ильин Е. П. Психология для педагогов [Текст] / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2012. 640 с.
15. Калашникова Е.Ф. Особенности методики обучения информатике в коррекционных классах / Е.Ф. Калашникова, Е.Н. Гусева // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5548
16. Калинина С. М. Особенности организации обучения в коррекционных классах / С. М. Калинина // Методика преподавания математических и естественно-научных дисциплин: современные проблемы и тенденции развития : Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 30 июня 2021 года / Отв. редактор Ю.В. Коваленко. – Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2021. – С. 168-172.
17. Кожурова, А. А. Исследование жизненной компетенции как показатель уровня личностных качеств детей с ОВЗ младшего школьного возраста / А. А. Кожурова, Л. И. Находкина // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 67-4. – С. 198-202.
18. Крившенко Л.П. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 432 с.
19. Кузнецова, Е. В. Технологии социально-педагогического сопровождения социализации младших школьников с ОВЗ в образовательном пространстве массовой школы / Е. В. Кузнецова // Вопросы педагогики. – 2022. – № 4-1. – С. 152-157.
20. Кузьмина О.С. Актуальные вопросы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования / О.С. Кузьмина // Омский научный вестник. – 2013. – № 2. – С. 191-194
21. Кузьмина, О.С. Актуальные вопросы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования / О.С. Кузьмина // Омский научный вестник. – 2013. – № 2. – С. 191-194.
22. Лысенко Е. М. Возрастная психология : краткий курс лекций для вузов / Е. М. Лысенко. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 173 с.
23. Метлева Д.В. Особенности работы со слабоуспевающими учениками при обучении физике в основной школе / Д.В. Метлева, О.Р. Шефер // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: межвуз. сб. науч. тр. – Вып. XII. Челябинск: Край Ра, 2016. С. 46-50.
24. Мешкова Г. А. Проблемное обучение как одно из современных технологий обучения / Г. А. Мешкова // Modern Science. – 2019. – № 4-3. – С. 98-101.
25. Минхевич М. П. Формирование познавательной активности учащихся в условиях дефференциации обучения / М. П. Михевич. – М.: Речь, 2015. – 169 с.
26. Мохорт А. В. Технология проблемного обучения и методические приемы создания проблемных ситуаций в процессе обучения / А. В. Мохорт // Экономика и социум. – 2020. – № 3(70). – С. 409-413.
27. Назарова В. Н. Развитие мыслительной деятельности младших школьников в учреждениях дополнительного образования [Текст] / В. Н. Назарова // Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики. – 2016. – № 2. – С. 43-49.
28. Павлова, М. Ф. Коррекция и развитие познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта на основе использования развивающей методики «Логические блоки Дьенеша» / М. Ф. Павлова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 222-224.
29. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая рос. энцикл., 2002. 527 с.
30. Полякова, Е. М. Опыт работы с детьми, имеющими выраженные интеллектуальные нарушения [Текст] / Е. М. Полякова // Дефектология. - 2014. - №4. - С. 16-19.
31. Развивающая работа в процессе изучения гуманитарных предметов начальной школы : Учебное пособие для студентов программы магистратуры 44.04.01 Педагогическое образование направленности «Начальное образование». – Киров : Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2022. – 109 с.
32. Рогова И.Н. Методика организации работы со слабоуспевающими учениками в процессе обучения физике: автореф. дис. кан. пед. наук: 13.00.02 / И.Н. Рогова. Челябинск, 2008. 22 с. 10. Усова А.В. Методика обучения физике в средней школе. М.: Просвещение, 2008. 303 с.
33. Ульзутуева С. А. Проблемное обучение как целостная система в парадигме развивающего обучения / С. А. Ульзутуева // Современные технологии в физико-математическом образовании : сборник трудов II научно-практической конференции, Челябинск, 25–27 июня 2015 года / под. ред. С. А. Загребиной. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. – С. 67-72.
34. Шаламова, Н. В. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста [Текст] / Н. В. Шаламова, С. А. Шатунова, Н. Л. Егорова // Инновационные технологии в науке и образовании : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 март 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары, 2016.
35. Шамсутдинова Д.В. Социально-педагогические условия интеграции лиц с ограниченными возможностями.[Текст]: / Д.В. Шамсутдинова. Казань, 2002. – 216 с.
36. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе : учеб. пособие / Г. И. Щукина. - М.: Просвещение, 2010. – 160 с.
37. Юдина, Т. А. Сравнительный анализ характеристик социальной ситуации развития младших школьников, обучающихся в инклюзивных классах / Т. А. Юдина // Психолого-педагогические исследования. – 2020. – Т. 12, № 3. – С. 31-44.