Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В работах психологов Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина ставится важный вопрос: как научить детей писать быстро и красиво?
Данная проблема не потеряла актуальность и сегодня. Перед учителями начальных классов возникает вопрос, как научить детей писать грамотно и красиво, какую использовать методик, какие приемы будут более эффективными. Решая любой из перечисленных вопросов, следует брать во внимание, каков уровень подготовки ребёнка, целесообразно ли начинать обучение письму или требуется дополнительная подготовительная работа.
Практика демонстрирует, что большая часть детей, которые поступают в первый класс, не подготовлены к письму, и уже с первых дней в школе перед ребенком возникает ряд трудностей. Дети, как правило, имеют маленький опыт выполнения графических заданий, рисования, их координация движений руки несовершенна, уровень зрительно-моторных координаций низкий, слабо развито пространственное восприятие и зрительная память. Большая часть школьников не могут правильно держат ручку и карандаш, не знают, как правильно сидеть, не умеют правильно расположить бумагу (тетрадь). В редких случаях кто-то владеет основами звуко-буквенного анализа. Перечисленные факторы затрудняют вырабатывание навыка письма и обуславливают множество проблем в процессе обучения.
Каракули и небрежный почерк в тетрадях становятся следствием не отсутствия желания стараться, или невнимательности и лени, а от неадекватности предъявляемых требований по отношению возможностям ребёнка. Возникает вопрос, возможно ли помочь детям избежать больших трудностей при обучении письму. Это возможно, однако следует понимать, что это зависит от уровня функционального развития школьника, а также связано с его речевым развитием и состоянием здоровья. Кроме того, имеет значение, как и какую методику применить.
Обучение письму должно осуществляться с учетом возрастных и функциональных характеристик каждого ребёнка. На наш взгляд, тема формирования почерка представляет значимость, так как развитие правильного почерка являет собой длительный специфический процесс, у которого имеются свои сложности и особенности. Необходимо научить детей писать не только красиво, но быстро и при этом сохраняя красоту почерка. Сегодня именно школа становится тем местом, где воспитанники осваивают базовые основы хорошего, правильного почерка.
Многочисленные статистические исследования показывают существенный рост количества детей, у которых отмечаются не проходящие проблемы в каллиграфии. В настоящее время до 30 процентов школьников страдают от плохого почерка, что обусловило актуальность исследования [5, с. 75].
Так, объект исследования – каллиграфические навыки у младших школьников.
Предмет исследования – формирование каллиграфических навыков у младших школьников.
Цель работы – выявить особенности формирования каллиграфических навыков у младших школьников.
Цель работы обусловила следующие задачи:
- рассмотреть понятие каллиграфического навыка;
- рассмотреть особенности формирования каллиграфических умений при нарушениях почерка у младших школьников;
- описать организацию и проведение эксперимента, направленного на формирование каллиграфических навыков;
- описать результаты проведенного исследования.
Гипотеза исследования: если внедрить в процесс обучения грамоте систему приемов, направленных на формирование навыка каллиграфического письма, почерк детей улучшится, вырастет число детей, обладающих высокой степенью сформированности каллиграфических навыков.
Методологическую базу исследования составили: анализ и синтез научной и научно-публицистической литературы, соответствующей теме исследования, наблюдение, систематизация.
Теоретическую основу исследования составили работы: Агарковой И.Г. [1], Байгиреевой Ж.М. [3], Журавлевой Д.А. [9], Илюхиной В.А. [10], Потаповой Е.Н. [18] и др.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать материалы исследования в рамках преподавания дисциплины «Педагогика» среди студентов ссузов и вузов педагогической направленности.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. КАЛЛИГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Понятие каллиграфического навыка
Сегодня в методике обучения письму понятие «каллиграфия» трактуется как умение писать отчетливым, устойчивым, удобочитаемым почерком. Вместе с «чисто техническим навыком» должно осуществляться вырабатывание представления о буквенной фиксации лексемы, которая отражает взаимосвязь между семантикой и формой, то есть происходит формирование автоматизированного способа действия, что и номинируют графическим навыком. Графические навыки письма причисляются к сенсомоторным навыкам человека. Однако, в отличии от большего числа сенсомоторных навыков, которые включены или в трудовую деятельность, или в спортивную, графические навыки письма интегрированы с учебной активностью человека, в частности, с процессом письменной речи. В этом и заключается особенность и трудность их вырабатывания. Они образовываются в процесс чтения, орфографии, развития письменной речи.
В работе нами будет рассматриваться интерпретация понятий графического и каллиграфического по Н.Г. Агарковой [1, с. 12].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агаркова, И.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программа для начальной школы / И.Г. Агаркова // Начальная школа. 2015. №12. С. 12-14
2. Антипова В. А., Кайшенова А. Б., Скоробогатова Д. Н. Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте //Российская наука в современном мире. – 2021. – С. 108-110.
3. Байгиреева Ж.М., Воротынцева В.И., Исенова А.Д., Ошаева А.Е., Ческидова А.В. Формирование каллиграфических умений при нарушениях почерка у младших школьников / журнал Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017
4. Валенцева О. С. Психологические основы формирования каллиграфических навыков младших школьников //Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования. – 2018. – С. 120-123.
5. Воробьёва Е. А., Гамова Н. В. Формирование каллиграфических навыков у учащихся начальных классов //Инновационная наука. – 2021. – №. 12-2. – С. 75-76.
6. Вяткина Л. В., Мишаченко С. Е. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников //Вопросы педагогики. – 2021. – №. 4-1. – С. 77-80.
7. Гранкина Т. Н. Формирование каллиграфических навыков письма //внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы. – 2020. – С. 98-100.
8. Джапарова Д. Р., Яяева А. М. Формирование каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста //Традиции и инновации в педагогике начальной школы. – 2021. – С. 114-120.
9. Журавлева Д. А. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников //Реализация образовательных и профессиональных стандартов в психологии и педагогике. – 2021. – С. 16-19.
10. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме // Начальная школа. - 2015.№ 8
11. Калабекова Ф. М. Развитие каллиграфических навыков у младших школьников //Молодежь. Наука. Образование. – 2019. – С. 167-171.
12. Красавина Ю. В. Особенности формирования каллиграфических навыков обучения письму младших школьников //Проблемы современного педагогического образования. – 2015. – №. 48-1. – С. 156-162.
13. Лавринец Е. К. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников //научно-методический журнал № 12. – С. 210.
14. Малова П. А., Васильева А. Е. Формирование каллиграфических навыков младших школьников //студенческий форум. – 2023. – С. 10.
15. Николаенко А. С., Симахина Ю. А. Формирование каллиграфических навыков письма в начальных классах //Актуальные вопросы современных научных исследований. – 2023. – С. 205-207.
16. Павлова Л. В. и др. Развитие каллиграфических навыков у младших школьников: из опыта работы МБОУ г. Астрахани «Гимназия № 1» //Рецензенты: Кутанова Рано Алымбековна, канд. пед. наук, доцент. – 2020. – С. 27.
17. Пивоварова В. Е. Методические основы формирования каллиграфических навыков у младших школьников //Проблемы и перспективы науки и образования. – 2016. – С. 107-113.
18. Потапова Е.Н. Обучение письму младших школьников // Начальная школа. – 2015. – №6.
19. Потапова Е.Н. Обучение письму младших школьников // Начальная школа. – 1987. – №6
20. Руслякова К. О. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников //Редакционный совет. – 2019. – С. 842.
21. Савкина Н. Г., Воротникова Е. В. Формирование каллиграфических навыков в начальной школе //Редакционный совет. – 2019. – С. 837.
22. Филиппова Е. В. Методика формирования каллиграфических навыков у младших школьников. – 2018.
23. Финько В.И. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников / Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2022. №1.
24. Цаплина Е. Д., Лавриненкова М. А. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников //Язык-текст-коммуникация. – 2020. – С. 187-189.
25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. Давыдова В.В., Зинченко В.П. – Москва, 1989