Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Современные педагоги считают, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление детей с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием родного региона. Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста, необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли на которой родился и рос.
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важно посеять, и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, детскому саду, городу, Отечеству.
Объект: процесс организации краеведческой работы в старшем дошкольном возрасте.
Предмет: содержание краеведческой работы в старшем дошкольном возрасте.
Гипотеза: Краеведческая работа возможна в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблематике;
определить особенности краеведческой работы в старшем дошкольном возрасте;
проанализировать содержание и организацию в старшем дошкольном возрасте;
сформулировать выводы.
Использованы следующие методы исследования и получения информации: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, классификация.
Структура. Работа состоит из введения, теоретической главы из 4 параграфов, вывода, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы краеведческой работы в условиях ДОО
1.1.Понятие «краеведение», «краеведческая работа»
Краеведение создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений и дает возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практических целей. Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс .
Краеведческий подход – важная составляющая географического образования и патриотического воспитания детей: воспитания любви к Родине, традициям, прошлому народа, уважения к людям науки, культуры, труда .
Реализация краеведческого подхода предполагает не только обязательное непосредственное восприятие личности объектов и процессов реальной действительности – конкретной природно-производственной системы микро- и мезорайона – установление их взаимосвязи, взаимообусловленности, соотнесение с теоретическими знаниями, но и посильное научное исследование этих объектов и явлений.
Суть краеведческого подхода, заключается в использовании знаний о чувственно воспринятых географических объектах и явлениях для конкретизации общих понятий, связей закономерностей, а также для сравнения с другими, недоступными восприятию объектами, территориями.
Краеведение, как региональный компонент многих областей знания, связывающий ряд отраслей современной науки и экономики, несет в себе не только теоретический, но и практический потенциал, как в рамках социализации личности, так и в более широких пределах, охватывающих в ходе этногенеза, время (историю), пространство (ландшафт) и традиционный этнический стереотип поведения (мироощущение) народа .
Краеведение принадлежит к типу комплексных наук. Оно соединяет в себе сведения природоведческие (в свою очередь комплексные), исторические, искусствоведческие, по истории литературы, науки и т.д. Объединяющее начало состоит в том, что все эти сведения относятся к одной местности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В. П. Аникин. – М. : Детство, 1997. – С.28
2. Давыденко О. И., Свинина Е. В., Гришина И. И. Краеведение в детском саду // Образование и воспитание. - 2017. - №5. - С. 32-34.
3. Веретенникова, С. А. Воспитание у старших дошкольников любви к природе / С. А. Веретенникова // Дошкольное воспитание. – 2001. – №5. – С. 20-22.
4. Зуев В. Ф. Педагогические труды. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. – 432с.
5. Каширских Т.А. А нужно ли управлять краеведческой деятельностью? /Т.А. Каширских // Библиотека. - 2001 .-№ 2. - С. 18-19.
6. Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4–6 лет /Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова — Москва: Сфера, 2007 г. - 150с.
7. Лапшина, Г. А. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста / Г. А. Лапшина. – Воронеж: Октябрь, 2010. – 170 с
8. Лихачев Д.С. Русская культура. - М.: Искусство, 2000. - 440 с
9. Марковская, М. М. Уголок природы в детском сад / М. М. Марковская. – М.: Просвещение, 1994. – С.14
10. Матова В. Н. Краеведение в детском саду. ФГОС /В. Н. Матова. — Москва: Детство-Пресс, 2015.- 176 с.
11. Рыжова, Н. А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы / Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 7. – С. 38-43.
12. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование дошкольников / Т. А. Серебрякова. – М. : Академия, 2010. – 87с.
13. Токмакова Л. Земля – наш дом родной / Л. Токмакова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 7. – С. 81-85.
14. Федорова Л.В. Учебное пособие по краеведению / Л. В. Федорова. – Тюмень : ИПОС СО РАН, 2013. – 152 с.
15. Федорова А. Г., Чекмазова Л. В., Леднева Е. М., Какуева А. К. Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ // Молодой ученый. - 2016. - №28. - С. 953-954.
16. Хабарова, Т. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников: Методическое пособие для педагогов / Т. В. Хабарова, Н. В. Шаффигуллина. – СПб. : Детство-пресс. 2010. – 128с.
17. Цавкаева, Л. С. Проект «Зелёный детский сад» / Л. С. Цавкаева // Дошкольная педагогика. – 2009. – №3. – С. 42-43.
18. Шутова Т.В. Духовно-нравственный аспект в эколого-краеведческом образовании детей дошкольного возраста // Педагог. – 2016. - № 7. – С.12
19. Экологическое просвещение от теории к практике / Т. И. Регеранд. – Петрозаводск : Книга, 2014. – 126с.