Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА ПОДРОСТКАМИ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
1.1.Одиночество в подростковом возрасте: сущность, виды, особенности проявления
1.2.Особенности эмоциональной сферы подростков из неполных семей
ГЛАВА 2.СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ОДИНОЧЕСТВА КАК ФАКТОР ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
2.1.Проблемы социальной работы, направленной на преодоление одиночества как фактор жизни подростков из неполных семей
2.2.Коррекционно-развивающая программа для подростков из неполных семей, переживающих чувство одиночества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Период подросткового возраста очень сложный. Подростки в возрасте десяти лет сталкиваются со многими проблемами, но одной из них является феномен одиночества. В последнее время интерес к этому вопросу школьных психологов возрос. Необходимость анализа природы и сути этого состояния, деталей его переживаний и проявлений в жизни подростка становится все более очевидной. По сути, одиночество - это не всегда проблема, оно также может носить благоприятный характер. Отношение к другим, людям, является основной структурой человеческой жизни и ее стержнем. Одиночество и взаимоотношения в человеке тесно связаны друг с другом, что особенно важно на данном возрастном этапе семейных отношений.
Семья выступает в качестве первого образовательного учреждения, и человек общается на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы человеческой морали, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир личности и личностные качества. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность, раскрывает его индивидуальность. Все зависит от того, какая семья у подростка. На этом фоне все чаще появляются неполные семьи с родителями и детьми.
Семьи с одним родителем сталкиваются с проблемами, связанными с тем, что нелегко войти в их жизнь. Трудности в неполной семье не лежат на поверхности, а косвенно проявляются через нежелательное поведение ребенка, черты характера ребенка. На фоне подросткового кризиса дети особенно тяжело переживают развод родителей, распад семьи, ссоры в детско-родительских отношениях и в связи с этим переживавшее одиночество может приобретать негативную окраску. Из-за недостаточного влияния на ребенка в семье может возникнуть односторонность педагогического воздействия, проявление неуравновешенных родительских чувств, эмоциональная холодность, искажения личностных качеств ребенка. В результате у подростков могут наблюдаться отклонения в поведении, такие как замкнутость, конфликтность, агрессия, которая проявляется по отношению к слабому человеку. На сегодняшний день проблема переживания подростковым одиночеством из неполной семьи очень актуальна, но она раскрыта не до конца и требует дополнительных исследований.
Объект исследования составляют общественные отношения, регулирующие вопросы эффективности системы социальной работа с подростками из неполных семей.
Предметом исследования настоящей работы являются особенности переживания одиночества подростками из неполных семей.
Целью исследования является изучение методов социальной работы направленные на преодоление одиночества у подростков из неполных семей.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть одиночество в подростковом возрасте: сущность, виды, особенности проявления;
2.выявить особенности эмоциональной сферы подростков из неполных семей ;
3.исследовать проблемы социальной работы, направленной на преодоление одиночества как фактор жизни подростков из неполных семей;
4.разработать коррекционно-развивающую программу для подростков из неполных семей, переживающих чувство одиночества.
Гипотеза исследования: существуют особенности в переживании одиночества подростками из неполных семей, выраженные в зависимости от общения на фоне диффузного одиночества.
Анализ научной литературы по проблеме исследования. Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации; федеральное и региональное законодательство в сфере социальной работы, иные материалы практики.
Теоретической основой исследования являются труды следующих авторов, такие как: Д Д.В. Гарбузов, А.И. Захаров, Н.А. Рождественская, Р.С. Вейс, Г. С. Салливан, Ф. Фромм- Рейхман, И.С. Кон, К.Р. Роджерс, К.Т. Ясперс и других ученых.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 03.04.2023) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"//СЗ РФ. – 2007. - № 1 (1 ч.). - Ст.18
3. Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 (ред. от 25.02.2003) "О мерах по социальной поддержке многодетных семей"// Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 19. - Ст. 1044
Специальная литература:
4. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 431 с.
5. Зыков С.В. О государственной правовой семейной политике в Российской Федерации / С.В. Зыков // Семейное и жилищное право. 2020. № 1. С. 13 - 17.
6. Касаткина А.Ю. Семья в Российской Федерации: проблемы теории и практики / А.Ю. Касаткина // Семейное и жилищное право. 2021. № 5. С. 7 - 9.
7. Крашенинников П.В. Поддержка института семьи: конституционные поправки / П.В. Крашенинников, Е.В. Бадулина // Семейное и жилищное право. 2020. № 4. С. 19 - 24.
8. Основы социальной работы : учебное пособие для вузов / Н. Ф. Басов [и др.] ; под редакцией Н. Ф. Басова. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 213 с.
9. Социальная работа: теория и практика : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е. Н. Приступа [и др.] ; под редакцией Е. Н. Приступы. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 306 с.
10. Тарусина Н.Н. Семья как общеправовая конструкция / Н.Н. Тарусина // Lex russica (Русский закон). 2020. Т. 73. № 4 (161). С. 21 - 33.
11. Холостова, Е. И. Социальная работа : учебник для вузов / Е. И. Холостова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 755 с.
12. Щелкин А.Г. Феномен детства в российском художественном сознании в XIX и XX столетиях на фоне постсовременности. Глазами социолога / А.Г. Щелкин // Петербургская социология сегодня. 2020. № 13 - 14. С. 23 - 60.