Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Игра, её психологическая характеристика
Многие психологи изучали игры и их воздействие на психическое развитие детей. Так, разработкой психологической теории игры занимались Л.С. Выготский [6], Д.Б. Эльконин [18], А.Н. Леонтьев [12] и др.
Как отмечал психолог А.Н. Леонтьев «игра – это исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми отношений между людьми и направленный на познание окружающей действительности» [12, с.117].
Ни в одном из видов деятельности человек не показывает такого разнообразия своих способностей, как в игре. Именно поэтому её часто используют в сфере обучения и профессиональной подготовке людей. Л.С. Выготский в своей работе «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» писал о том, что игра способствует развитию высших психических функций. Она, по мнению учёного, переходит к внутренним процессам в школьном возрасте, к внутренней речи, логической памяти, абстрактному мышлению [6, с.76].
Л.С. Рубинштейн, характеризуя игру как «осмысленную деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединённых единством мотива», отмечает и её важное воспитательное значение. Однако связанная с трудом игра никак не ограничена только производственно-техническим содержанием трудовой деятельности. Он считает, что в игре формируется уважение к другой личности и её правам, проявляется дружба и умение общаться, также учёный видит главное назначение игр в развитии социального и индивидуального опыта школьников.
Советский психолог Д. Б. Эльконин выявил наиболее характерные виды игр для детей:
- игра-развлечение (игра, в которой полностью отсутствует сюжет. Её цель – развлечь, развеселить участников);
- игра-упражнение (отсутствует сюжет, преобладают физические действия, при этом одно и тоже действие повторяется несколько раз);
- сюжетная игра (есть игровые действия и воображаемая ситуация, хотя ещё в зачаточной форме);
- процессуально-подражательная игра (воспроизведение действий или ситуаций, которые ребёнок наблюдает в настоящий момент).
Согласно данной классификации игр, социальная среда выступает источником развития, а содержание и структура игр определяется обществом.
Игра считается «необходимым, ключевым условием воздействия на ребёнка. Она освобождает подсознание, делает процесс воспитания и обучения свободным, прямым, притягательным и ненавязчивым» [18, с.8]. При этом, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, игра должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения ее в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального ее изучения.
Дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, уточняют знания об окружающей действительности.
1. Игровое действие носит символический характер.
2. Определяет себе ту или иную роль.
3. Сюжет (отражение действительности)
4. Содержание (основной момент деятельности взрослых)
5. Реальные и игровые взаимоотношения.
В игровой деятельности интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. Способствует формированию произвольности психических процессов, интеллектуальному развитию, развитию речи, развитию воображения, развитию личности.
Вывод: Игра - один из видов детской деятельности, используемый взрослыми для обучения детей дошкольного возраста, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
Игра - это инициируемая ребенком деятельность, в которой происходят значительные психологические изменения, развиваются психические процессы и происходит подготовка ребенка к переходу на новую, более высокую ступень развития.
1.2 Роль игровой деятельности в структуре развития детей дошкольного возраста
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память и воображение, дисциплинированность и ловкость. Игра доставляет детям радость, вызывает разнообразные чувства и переживания, является интересной и доступной для ребенка формой познания и творческого воображения впечатлений об окружающей действительности.
В игре ребенок развивается как личность, формируются те психологические аспекты, которые в дальнейшем определяют успешность или неуспешность учебной и трудовой деятельности, межличностных отношений.
Важнейшим результатом является развитие чувства коллективизма. Это связано с тем, что в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие содержания деятельности и реализация общих игровых целей [7].
Л.С. Выготский (1966) отмечал, что под влиянием игры, в процессе замещения игрушек реальными предметами и игровых действий реальными действиями, у детей развивается способность воспроизводить определенные стороны действительности с помощью различных способов обозначения действительности (наглядных символов, образов, слов) [6].
В процессе игры функции замещения и обозначения развиваются и осуществляются более сложным образом с помощью языка. Таким образом, игра имеет решающее значение для формирования специфических мыслительных процессов человека и спонтанной регуляции его поведения (Выготский Л.С. (1966, 1983)) [6].
Исследования А.В. Запорожца (1986) показывают, что игра создает благоприятные условия для развития и совершенствования движений. В игре дети получают доступ к вещам, которые в других условиях им недоступны. Способность контролировать свое поведение развивается у детей раньше, чем в условиях непосредственной задачи. Дети способны более эффективно выполнять простейшие трудовые задания и задания, мотивированные игрой [9].
В игре постепенно особым образом формируется интеллектуальная культура ребенка. Это формирование идет от перспективы внешнего, материального (или материализованного) действия к мыслительной и изобразительной деятельности. В каждой игре ребенок сталкивается с рядом интеллектуальных задач. Решение задач осуществляется с учетом различных возрастных особенностей детского организма.
Доказано, что в процессе игры у детей впервые возникает коллективное мышление. Ученые считают, что детская игра возникает стихийно, но спонтанно, как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых. Однако хорошо известно, что способность к игре возникает не в результате автоматического переноса того, что усвоено в повседневной жизни [6].
Приобщение детей к игре необходимо. От того, какое содержание взрослые включают в предлагаемые детям игры, зависит успех социокультурной трансмиссии подрастающему поколению.
Необходимо подчеркнуть, что дети могут продуктивно усваивать социальный опыт только в том случае, если они сами активно включаются в процесс социальной деятельности. Если педагог не учитывает инициативу в приобретении опыта, то даже самые, казалось бы, совершенные методики обучения и управления игрой не достигают своих практических целей.
Задача комплексного игрового воспитания может быть успешно решена только при условии формирования психологических основ игровой деятельности в каждом возрасте. Это связано с тем, что развитие игры связано с важными прогрессивными преобразованиями психики ребенка и является основой для развития всех других сторон его личности, особенно интеллектуальной сферы [28].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. [Текст] – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - 416 с.
2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. [Текст] – СПб. Издательство «СОЮЗ», 2001. – 320 с.
3. 2. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. [Текст] – Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 416 с.
4. Блонский, П.П. Педагогика и психология [Текст]: В 2 т./ П.П. 2018-405
5. Бондарчук, О. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Текст] / О. Бондарчук. - М.: Просвещение, 2017. - 974 c.
6. Выготский, Лев Проблема умственной отсталости[Текст] / Лев Выготский. - Москва: Высшая школа, 2020. - 475 c.
7. 9.Дудкин, К. Н. Зрительное восприятие и память. Информационные процессы и нейронные механизмы[Текст] / К. Н. Дудкин. – Л., 1985. – С. 11-29.
8. 10.Житникова, Л. Н. Учите детей запомнить: Пособие для воспитателя [Текст] / Л. Н. Житникова. – М., 1973. – С. 43.
9. Запорожец А.В., Эльконин Д.В. Психология личности и деятельности дошкольника[Текст] /Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина.-Москва,1999.
10. Исаев, Дмитрий Николаевич Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков. Учебное пособие для студентов медицинских и педагогических вузов: моногр. [Текст] / Исаев Дмитрий Николаевич. - М.: Каро, 2021. - 334 c.
11. Леонтьев, А. Н. Развития памяти [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М., 1971. – 280
12. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. Избр. психол. труды: В 2 томах [Текст] / Под. ред. В.В. Давыдова и др. – М.: Педагогика, 1983. – С. 303 – 323.
13. Макаренко А.С. Воспитание в советской школе[Текст] / А.С. Макаренко. - М.: «Просвещение», 2010- 254с
14. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии[Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 220 с.
15. Соколова Н.Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников. [Текст] // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под. ред. Л.П. Носковой, Н.Д. Соколовой, О.П. Гаврилушкиной и др. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с. – С. 135 – 146.
16. Соколова Н.Д, Л.В.Калинникова. - Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением интеллекта [Текст] // Дефектолог. – Архангельск 2002. - № 6; 2003. -
17. Шипицына, Л. М. Обучение общению умственно отсталого ребенка [Текст] / Л.М. Шипицына. - Москва: Высшая школа, 2017. - 280 c.
18. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] /Д.Б. Эльконин.- Москва,2007.
19. Ушинский К. Д.; отв. ред. А. И. Пискунова. Теоретические проблемы педагогики[Текст] / Москва: Педагогика, 1974. 584 с.
20. Виноградова Мария Аполлинарьевна, Иванова Наталия Витальевна Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-syuzhetno-rolevoy-igry-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 15.10.2023).
21. Губанова Н.Ф. Культурологический подход к развитию игровой деятельности дошкольников // МНИЖ. 2017. №1-3 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturologicheskiy-podhod-k-razvitiyu-igrovoy-deyatelnosti-doshkolnikov (дата обращения: 05.09.2023).
22. Голуб В.Ф. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА // Теория и практика современной науки. 2022. №6 (84). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-igrovoy-deyatelnosti-u-doshkolnikov-v-gruppe-kompensiruyuschego-vida (дата обращения: 15.10.2023).
23. Деревянкина Н. А. Развитие эмоциональности в игровой деятельности дошкольников // Ярославский педагогический вестник. 2003. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnosti-v-igrovoy-deyatelnosti-doshkolnikov (дата обращения: 13.09.2023).
24. Карапетян Владимир Севанович, Даллакян Алла Мартыновна, Хачатрян Эгине Вардгесовна РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ МЕТОДОМ PARLA // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2020. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-igrovoy-deyatelnosti-doshkolnikov-eksperimentalnym-metodom-parla (дата обращения: 11.09.2023).
25. Лихачева Наталья Львовна, Попова Елена Сергеевна Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением речи // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017. №2 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-igrovoy-deyatelnosti-doshkolnikov-s-narusheniem-rechi (дата обращения: 15.10.2023).
26. Люсова Е. С. Особенности состояния игровой деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи // Специальное образование. 2016. №XII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sostoyaniya-igrovoy-deyatelnosti-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 15.10.2023).
27. Макарова Е.Д. Подготовка педагогов к организации игровой деятельности дошкольников // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-pedagogov-k-organizatsii-igrovoy-deyatelnosti-doshkolnikov (дата обращения: 15.10.2023).
28. Матвеева Алиса Леонидовна РАЗВИТИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПАМЯТИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Интерактивная наука. 2021. №10 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-u-doshkolnikov-pamyati-cherez-ispolzovanie-igrovoy-deyatelnosti (дата обращения: 25.09.2023).
29. Назарова А.М. Психологические особенности игровой деятельности дошкольников // Инновационная наука. 2016. №2-4 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-igrovoy-deyatelnosti-doshkolnikov (дата обращения: 15.09.2023).
30. Пушкарская Оксана Васильевна ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА // Педагогика: история, перспективы. 2022. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovaya-deyatelnost-kak-forma-psihicheskoy-aktivnosti-doshkolnika (дата обращения: 07.10.2023).
31. Трегубова Е.И. Игры с правилами как средство формирования самоконтроля у дошкольников // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igry-s-pravilami-kak-sredstvo-formirovaniya-samokontrolya-u-doshkolnikov (дата обращения: 12.10.2023).
32. Фенькина А. А. Игровая деятельность дошкольников как постижение культуры // МНКО. 2013. №5 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovaya-deyatelnost-doshkolnikov-kak-postizhenie-kultury (дата обращения: 02.10.2023).
33. Фенькина Александра Анатольевна Модель организации игровой деятельности дошкольников как культурной практики // Евразийский Союз Ученых. 2015. №11-2 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-organizatsii-igrovoy-deyatelnosti-doshkolnikov-kak-kulturnoy-praktiki (дата обращения: 15.10.2023).
34. Чикова Ирина Вячеславовна, Мантрова Мария Сергеевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ // АНИ: педагогика и психология. 2021. №4 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-igrovoy-deyatelnosti-sovremennyh-doshkolnikov (дата обращения: 15.10.2023).
35. Шавшаева Людмила Юрьевна ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // АНИ: педагогика и психология. 2020. №2 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-formirovaniya-igrovoy-deyatelnosti-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 05.10.2023).