Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Развитие устной речи и письма школьников, в том числе, их речевой культуры, является одной из самых важных проблем современного образования. Школьное обучение является особым этапом в жизни каждого человека. Учебная деятельность субъекта образования непосредственно связана с изменением его деятельности в дальнейшем, с освоением новой социальной роли, которая предполагает расширение и совершенствование коммуникативных связей человека.
Обучение – это всегда целенаправленный и мотивированный процесс. Задача педагога заключается в том, чтобы каждого из учеников включить в этот учебно-воспитательный процесс. Для этого учителю необходимо обеспечить формирование и развитие их познавательных потребностей и познавательных мотивов.
Приемы активизации познавательной деятельности учеников, в том числе и на уроках русского языка очень разнообразны. Они всегда используются педагогами в образовательном процессе. Старшие школьники должны иметь опыт ведения диалога, дискуссий, быть приобщёнными к творческой деятельности. В тоже время, педагоги часто замечают у детей снижение интереса к учебе и интеллектуальную пассивность. Именно этим можно объяснить пристальное внимание учителей старшей школы к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности субъекта.
Решающее значение в обучении предмету русский язык на этапе старшей школы приобретает формирование у школьников широкого языкового кругозора, воспитание у них уважения к слову и развитие умения свободно пользоваться изобразительно-выразительными возможностями русского языка. Успешное решение задач речевого и письменного развития старших школьников предполагает необходимость изучения в курсе русского языка вопросов культуры речи, как в теоретическом плане, так и в практическом. Это обеспечивается учителем за счёт использования специальных техник и методик, в процессе проведения целенаправленной работы по развитию речи старших школьников. В старшей школе ученики могут достаточно многое, адекватно воспринимать сложный текст, осуществлять его информационную переработку, вести диалог в соответствии с ситуацией общения и др. Успешность освоения русского языка старшими школьниками будет зависеть от использования инновационных форм обучения на уроках русского языка, в том числе – вузовских.
Цель работы: изучить и обосновать целесообразность использования вузовских форм обучения на уроках русского языка в старших классах.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс по русскому языку в старших классах.
Предмет исследования: вузовские формы обучения на уроках русского языка в старших классах.
Задачи:
1. Изучить процесс организации непрерывного образования в условиях реализации ФГОС.
2. Рассмотреть особенности использования вузовских форм обучения на уроках русского языка в старших классах.
3. Описать организационно – педагогические условия использования вузовских форм обучения на уроках русского языка в старших классах.
4. Предложить методические рекомендации по использованию вузовских форм обучения на уроках русского языка в старших классах
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сопоставление, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы процесса использования вузовских форм обучения на уроках русского языка в старших классах
1.1. Процесс организации непрерывного образования в условиях реализации ФГОС
В современном федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) устанавливаются требования к результатам освоения основной образовательной программы школы на каждом образовательном этапе начальной, основной и старшей школы. В ФГОС для любой образовательной ступени речь идёт о формировании личностных, предметных и метапредметных результатов.
Под непрерывным образованием понимают процесс роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества. Любая образовательная область при этом должна быть преемственна по отношению к каждой образовательной ступени. Большинство старших школьников уже определились с выбором того вуза, где они планируют продолжить своё дальнейшее образование, в связи с чем учителя периодически используют вузовские формы обучения [11].
В вузах существует три формы обучения: очная, очно – заочная и заочная. Каждая форма обучения имеет свои особенности и предназначена для различных целей. Учебные занятия в вузах проводят в виде лекций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, консультаций, коллоквиумов и других видов занятий. Все они применяются с использованием инновационных образовательных технологий, ис учётом цифровой образовательной среды.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько М.: Народное образование. - 2006 - 336 с.
2. Васильев, Ю. В. Педагогическое управление в школе: Методология, теория, практика [Текст] / Ю.В. Васильев. - М: Педагогика. – 2012. – 139 с.
3. Винер, Н. Кибернетика и общество [Текст] / Н. Винер. - Перевод Е.Г. Панфилова Общая редакция и предисловие Э.Я. Кольмана М.: Тайдекс Ко, 2013 г.- 186 с.
4. Варнавских, С.М. Воспитание творческой активности школьников в условиях развивающей образовательной среды [текст] / С.М. Варнавских. - Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2013. – № 3. – С. 40 – 43.
5. Внедрение электронного образования и дистанционных образовательных технологий в образовательные организации / [Электронный ресурс] - режим доступа:https://sites.google.com/site/otdelrazvitiaobrazovania/obrazovatelnyj- kontent/ucebnosetevye-proekty (дата обращения: 22.10.2023).
6. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы [Текст] / Б.С. Гершунский. - М.: Педагогика 2014.- 135с.
7. Горячев, А.В. О понятии «Информационная грамотность» [Текст] / А.В. Горячев. - Информатика и образование. - 2011. - №3. – С. 18-21.
8. Джиемуратова, Г.А. Сотрудничество с учащимися в процессе творческой деятельности и возможности их педагогической поддержки / Г. А. Джиемуратова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2012. - № 12 (47). - С. 464-466. - URL: https://moluch.ru/archive/47/5834/ (дата обращения: 22.10.2023).
9. Донгак, Н. А. Применение проектных технологий в учебных заведениях / Н. А. Донгак. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62489/ (дата обращения: 22.10.2023).
10. Ефимов, П.П. Направления использования современных информационных технологий в инновационной образовательной среде / П. П. Ефимов, И. О. Ефимова. - Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. — С. 373-376. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6689/ (дата обращения: 22.10.2023).
11. Ефимов, П.П. Сущность инновационной образовательной среды [текст] / П. П. Ефимов, В. Н. Костин // Молодой ученый. - 2014. - № 7. - С. 502–506.
12. Информатизация общего среднего образования [Текст] / Научно-методическое пособие // Под ред. Д.Ш.Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 384 с.
13. Колин, К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика [Текст] / К.К. Колин // учебное пособие - Изд-во «Академический проект». М., 2010. - 203с.
14. Курова, Н.Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде образовательного учреждения [Текст] / Н.Н. Курова //Учеб. пособие для системы доп. проф. образования. – М.: Федерация Интернет образования, 2012. -186 с.
15. Концепция информатизации образования [Текст] / Информатика и образование. - 2015. - №1., 98-101 с.
16. Мардахаев, Л. В. Основы социально-педагогической технологии [Текст] / Л.В. Мардахаев // Учебное пособие. – Рязань, 2013. – 92 с.
17. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учебное пособие для сотрудников пед.вузов и системы повышения квалификации пед.кадров / Полат Е.С., Бухвркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; под ред. Полат Е.С. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 224с.
18. Педагогический менеджмент [Текст] / (Концепция, опыт работы) / К. Я. Вазина, Ю. Н. Петров, В. Д. Белиловский. - М. Педагогика, 2011. - 265с.
19. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат // М.: Изд-во Академия, 2015. - 77с.
20. Потебня, А.А. Мысль и язык [Текст] / А.А. Потебня. - СПб., 2012. -192с.
21. Рахманова, Л.И. Современный русский язык: Лексика. Фразеология. Морфология: Учеб. пособие [Текст] / Л.И. Рахманова. - М.: Изд-во МГУ, Изд-во «ЧеРо», 2007. – 480 с.
22. Русский язык. Комментарии к урокам: метод. пособие [Текст] /С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. - М.: Вентана – Граф, 2013. - С. 3 - 5.
23. Сенина, Н. А. Русский язык. Нормы речи: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10–11-й классы [Текст] / Н. А. Сенина, Т. Н. Глянцева, Н. А. Гурдаева; под ред. Н. А. Сениной. - Изд.3-е, перераб.- Ростов н/Д: Легион, 2016.- 240 с.
24. Современный русский язык: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис [Текст] / Под общей ред. Л.А. Новикова. – СПб.: Изд-во «Лань», 2004. – 864 с.
25. Хошимова, Ч.С. Проектирование современной информационной образовательной среды на основе дидактических возможностей Web-технологий / Ч.С. Хошимова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 9 (143). - С. 34-36. - URL: https://moluch.ru/archive/143/40108/ (дата обращения: 22.10.2023).