Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. РФ признана социальным государством, а это означает, что в таком государстве органы социальной защиты функционируют как обязательные элементы, призванные обеспечить реализацию прав и свобод человека и гражданина. Целью российского государства является обеспечение благосостояния граждан, создание условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с Конституцией РФ (п.п.1,2 ст.7, п.1 ст.38, ст.41, ст.38) право на социальное обеспечение является одним из основных прав человека и гражданина. Применение судами материальных норм российского права социального обеспечения имеет большое значение, поскольку судебная практика оказывает существенное влияние на совершенствование отраслевых законодательных норм.
Социальное законодательство РФ (в том числе законы о пособиях, пенсиях, страховых выплатах пострадавшим от несчастных случаев на производстве, социальной помощи малообеспеченным, социальном обслуживании и т.д.) продолжает ежегодно изменяться, появляются совершенно новые правовые нормы. В судебной практике важно определить, насколько поправки в законодательство учитывают интересы российских граждан, не нарушают ли они права на социальное обеспечение по старости, инвалидности, временной нетрудоспособности, безработице, рождению и воспитанию детей, соответствуют ли эти поправки общепризнанным нормам международного права.
Объект исследования – общественные отношения, регулирующие систему органов социальной защиты населения России и их деятельность в современных социально–экономических условиях в целях обеспечения достойного уровня жизни.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие систему защиты прав граждан в сфере социального обеспечения.
Цель курсовой работы – исследовать право на достойный уровень жизни, провести анализ системы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.исследовать сущность права на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения;
2.рассмотреть источники финансирования (финансового обеспечения) социальной защиты населения в целях обеспечения права на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения;
3.определить особенности осуществление права на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения населения федеральными органами государственной власти;
4.проанализировать проблемы организации работы органов социального обеспечения в субъектах РФ и местных органов социальной защиты населения;
5.исследовать проблемы организация социальной защиты населения в целях обеспечения права на достойный уровень жизни.
Нормативно – правовую базу исследования составили: Конституция РФ, иные нормативные акты по теме исследования.
Теоретическая основа исследования. При написании работы использовались научные труды следующих авторов: Антипьева Н.В., Афанасьев С., Багдасарян И.А., Гайдин Д., Григорьев И.В., Демидова И., Зайков Д.Е., Жабровский Р.А., Капитонова Е.А. и другие авторы.
Методологическую основу работы составляют диалектический, правовой, сравнительно–правовой и формально–логический методы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава I.Теоретические аспекты механизма реализации и защиты прав граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения государственными органами социальной защиты населения России
1.1.Сущность права на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения
Право граждан РФ на социальную защиту закреплено непосредственно в Конституции РФ, которая провозглашает, что Россия является социальным государством и ее политика направлена на создание оптимальных условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это положение сформулировано в статье 39 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по инвалидности, по уходу за детьми и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Статья 7 Конституции РФ закрепляет основные правовые основы развития Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, гарантирующих достойный уровень жизни и свободное развитие человека. Под уровнем жизни понимается обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, уровень их использования и степень удовлетворения разумных потребностей .
Уровень жизни в значительной степени зависит от уровня развития промышленного производства, количества и структуры национального богатства страны, производства и использования валового национального продукта, характера распределения доходов. Право граждан на достаточный жизненный уровень является общепризнанным социально–экономическим правом. Оно необходимо для поддержания достойного благосостояния человека и его семьи. Социальное обеспечение является одним из механизмов реализации права граждан на достойный уровень жизни. Социальное обеспечение – это установленная государством и гарантированная Конституцией РФ система материального обеспечения в случаях старости, болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных случаях, предусмотренных законом.
Основной целью социального обеспечения является оказание необходимой помощи определенным лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Основными формами реализации права граждан на достаточный жизненный уровень в области социального обеспечения являются охрана труда и здоровья, установление минимального размера оплаты труда, государственная поддержка семьи, одиноких матерей и детей, инвалидов и пожилых людей, развитие социальных служб, обязательное социальное страхование, государственное пенсионное обеспечение граждан в случае наступления различных социальных рисков и установление и предоставление льгот. Эти права реализуются различными государственными органами, министерствами, отдельными учреждениями и организациями, а также с помощью населения в целом в виде материальной и финансовой помощи, а также социальной помощи в виде услуг образования, культуры, здравоохранения и физической культуры.
В общем смысле социальная защита – это совокупность определенных социально–экономических мер, осуществляемых государством и направленных на оказание помощи нетрудоспособным гражданам России (см. рис.1 Приложение 1).
Социальное обеспечение является ключевым компонентом социальной защиты. Законодательно предусмотрены государственные и социальные пенсии, поощряется добровольное социальное страхование, создаются различные дополнительные формы социального обеспечения и благотворительности. Все граждане имеют право на социальную защиту.
Конституция РФ возлагает на государство безусловную обязанность создавать все условия, необходимые для реализации этого права. Следует отметить, что Конституция РФ не только декларирует право граждан на определенную социальную защиту, но и очень точно и четко определяет, как его реализовать. Во–первых, это создание государственного страхования работающих граждан, различных других фондов для финансирования социальной защиты граждан, принятие федерального законодательства, гарантирующего реализацию вышеуказанных прав .
В первоочередном порядке в социальной защите в РФ нуждаются следующие категории граждан, см. рис.2 Приложение 2.
Органы, осуществляющие выплату пособий по безработице, и подчиненные им организации социальной защиты населения образуют единую государственную систему социального обеспечения, обеспечивающую прямую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, ветеранов и их семей, интенсивное развитие социальных услуг и реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.
Существуют три основные формы социальной защиты: социальное обеспечение, социальное страхование и социальная помощь. Соответственно, формы социальной защиты включают:
–предоставление мер социального обеспечения;
–предоставление услуг социального страхования;
–предоставление социальной помощи.
Рассмотрим эти формы социальной защиты.
1.Социальное обеспечение – это форма помощи государственной организации для управомоченного круга лиц, предоставляемая при наступлении определенных юридических фактов или при определенных обстоятельствах, установленных законом, с целью выравнивания социального положения людей.
Социальное обеспечение включает в себя пособия, услуги и натуральные выплаты, предоставляемые в случае наступления (или существования) определенных социальных рисков, связанных с неспособностью человека удовлетворить собственные потребности или обеспечить адекватные средства к существованию недееспособных членов семьи.
Неотъемлемой частью социального обеспечения является предоставление нуждающимся в материальной помощи лицам социальных услуг (например, услуг по предоставлению жилья и других социальных объектов) и различного рода льгот (например, оплата лекарств, бесплатное протезирование и т.д.) в дополнение к денежным пособиям или вместо них.
2.Социальное страхование – это система компенсации последствий социальных рисков, связанных с невозможностью работать или получать доход.
Она основана на взносах, уплачиваемых работодателями и работниками, и распространяется только на тех, кто уплатил взносы.
Социальное страхование может быть как обязательным (страховая поддержка со стороны государства), так и
Фрагмент для ознакомления
3
1.Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (с последующими изм.) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря. – № 237.
2. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 № 166–ФЗ (с последующими изм.) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – N 51. – Ст. 4831
3. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 167–ФЗ (с последующими изм.) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – N 51. – Ст. 4832
2.Судебная практика:
4. Решение Суда района им. Лазо Хабаровского края от 14 июля 2015 г. по делу N 2-164/2016 // Микрюков В.А. Аналогия закона и аналогия права в практике разрешения семейно-правовых споров. Москва: Статут, 2021. – С.102.
5. Апелляционное определение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 25 сентября 2015 г. по делу N 11-12/2015 // Микрюков В.А. Аналогия закона и аналогия права в практике разрешения семейно-правовых споров. Москва: Статут, 2021. – С.103.
3.Основная литература:
6. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения [Электронный ресурс] : учебник и практикум / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. – 4–е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 425 с. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/433499
7. Право социального обеспечения [Электронный ресурс]: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. – 2–е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 406 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/447826
3.Дополнительная литература:
8. Афанасьев С. Обзор правовых позиций в постановлениях Конституционного Суда России // Сравнительное конституционное обозрение. 2022. № 4. С. 175 – 188.
9. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. – М: Проспект, 2020. 184 с.
10. Афтахова А.В. Пенсионное обеспечение : учебное пособие для вузов / А. В. Афтахова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 240 с.
11. Васильев, С.В. Медико–социальная работа с психически больными пожилого и старческого возраста // Социальное обслуживание. – 2018. – № 1. – С. 6–11.
12. Воронцова М. В. Социальная защита и социальное обслуживание населения : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Воронцова, В. Е. Макаров ; под редакцией М. В. Воронцовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 330 с.
13. Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для вузов. – М: Юрайт, 2019. 428 с.
14. Косаренко Н.Н. Право социального обеспечения. Учебник. – М: КноРус, 2019. 240 с.
15. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. – М: Проспект, 2020. 480 с.
16. Что влияет на размер страховой пенсии по старости? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
4.Интернет ресурсы:
17. Сайт СПб ГБУСОН "КЦСОН Калининского района" http://kcson.kalin.gov.spb.ru/administrativnye–reglamenty/