Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1 Сущность понятия «мотивация» в философских, психологических и педагогических концепциях личности
1.2 Особенности развития учебной мотивации у младших школьников в инклюзивном образовании
ГЛАВА 2 НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
2.1 Нестандартные формы обучения, как метод повышения мотивации
2.2 Особенности организации нестандартных форм обучения у младших школьников с инклюзивным образованием
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления
2
В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования доступность качественного, единого и специализированного образования для детей с особыми образовательными потребностями является главным и необходимым условием их успешной социализации, обеспечения их участия в жизни общества и реализации их самоценности во всех видах профессиональной и социальной деятельности. Оно рассматривается как одно из главных и необходимых условий их успешной социализации, обеспечения их участия в жизни общества и реализации их самооценки во всех видах профессиональной и социальной деятельности. Фактически инклюзивное образование является более эффективным способом обеспечения социализации детей, чем обучение в коррекционно-развивающих школах.
Инклюзивное образование занимает неотъемлемое место в структуре базовых услуг системы образования. После вступления в силу нового закона «Об образовании» необходимость обсуждения этого вопроса и поиска линейной и продуктивной организации образовательного процесса действительно растет с каждым днем.
На современном этапе развития общества наблюдается тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения, растет число детей с нарушениями развития. В настоящее время в Российской Федерации 1,6 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в специальном (дополнительном) образовании для удовлетворения своих особых образовательных потребностей.
В младших классах доминирующую роль играет учебная деятельность, в ходе которой дети знакомятся с человеческой культурой. Разумеется, формирование мотивации к учению - центральная и самостоятельная задача школьного образования, но она не менее важна, чем систематическое приобретение знаний, умений и навыков. Формирование учебной мотивации активнее происходит в первые годы школьной жизни и является залогом успешности будущей учебной деятельности в старших классах.
Анализ психолого-педагогической и научной литературы показывает, что проблема мотивации учебной деятельности и ее формирования волновала многих исследователей. Так, Б.И. Додонов В.Г. Асеев, и Ю.Н. Крулюткин отнесли эту проблему к категории развития общей мотивации личности, а Л.И. Божович, М.А. Данилов, П.И. Груздев и посвятили себя изучению проблемы активизации психической деятельности личности.
Многие исследователи отмечают, что формирование учебно-познавательной мотивации у школьников связано с развитием любознательности, внимания, наблюдательности и памяти. Это означает, что формирование учебной мотивации - психолого-педагогическое явление, оказывающее комплексное воздействие на компоненты системы личностных процессов (Л.И. Божович, В.Г. Леонтьев, Н.Т. Купарадзе, и др.).
В современной психолого-педагогической литературе все большее внимание привлекает личностно-ориентированный подход к образованию, все чаще появляются проблемы диагностики и развития учебных способностей учащихся. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, освящаются теоретические и методологические аргументы в пользу развития учебной мотивации и познавательной активности. Педагогические условия развития и основные факторы познавательной самостоятельности и активизации учебной деятельности у школьников изучали М.А. Данилов, М.Л. Скаткин, Г.И. Щукина и др.
В то же время в исследованиях по проблеме активизации учебного процесса в большей степени рассматриваются способы приведения, учащегося в состояние полной готовности к получению и усвоению знаний и недостаточно внимания уделяется мотивационному аспекту этого процесса. Важность изучения этой проблемы отмечали отечественные педагоги и психологи Л.А. Венгель, Л.И. Божович, С.В. Гусарова, и др. Тем не менее в научной литературе мало внимания уделяется изучению особенностей развития учебной мотивации, учащихся в нестандартных формах обучения.
Основным видом деятельности учащихся младших классов является обучение. Обучение существенно изменяет мотивацию поведения учащихся, открывая новые источники для развития их познавательной, нравственной сферы и произвольного поведения. Однако большинство разработанных методов активизации мотивации учебной деятельности рассчитаны на здоровых детей. Эффективные методы активизации и формирования мотивации учебной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья раскрыты не полностью. Мотивация к обучению у детей с ОВЗ развита слабо.
Изучение особенностей формирования мотивации учебной деятельности учащихся в инклюзивном образовании здоровья имеет большое значение для нашего лучшего понимания психологии этой группы учащихся, совершенствования диагностических, педагогических и образовательных методик для этой группы учащихся, а также для осуществления комплексных коррекционных мероприятий.
Несмотря на возрастающий интерес к формированию мотивации учащихся, этот процесс еще недостаточно изучен, в том числе и в плане определения условий формирования мотивации, учащихся в нестандартных формах обучения.
Объект исследования: образовательный процесс младших школьников в условиях инклюзивного образования.
Предмет исследования: педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников при организации нестандартных форм урока в условиях инклюзивного образования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. / В. Г. Асеев - М., 2006- 273с
2. Бобырев А.В. Педагогическая сущность нестандартных уроков в условиях профильного обучения // Известия Южного федерального университета. – 2017. – №9. – С.10-14..
3. Божович, Л.И. Изучение мотивации детей и подростков. / Л.И. Божович - М., 2002- 304с.
4 Волина, В.В. Учимся играя. / В.В. Волина. – М.: Новая школа, 2004. - 251с.
5. Власова, Т.А. Учителю о детях с отклонениями в развитии. / Т.А.Власова, М.С. Певзнер. - М.: Просвещение, 2003. - 173 с.
6.Виноградова, А.Д. Дефектология. / А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова. - М.: Просвещение, 2005. - 144 с.
7.Выготский Л.С. История развития высших психических функций: учебное пособие. – М.: Наука, 2010. – 345 с.
8.Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии. / Л.Г. Григорьева. – М.: Академкнига, 2002. – 213 с.
9.Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. / Е.П. Ильин. – СПб: Питер,2000. -512с.
10.Киселева, Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитий / Н.А. Киселева, И.Ю. Левченко. – М.: Коррекционная педагогика, 2005. – 210 с
11.Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии. / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. - М.: Академия, 2002. - 480 с.
12.Леонтьев А.А. Педагогика: учебник. – М.: Педагогика, 2013. – 280 с.
13.Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка: учебное пособие. – М.: МГУ, 2011. – 537с.
14.Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. / Е. М. Мастюкова. - М., 2002.- 295с.
15.Назарова, Н.М. Специальная педагогика. / Н.М. Назарова. – М.: Академия, 2010. – 356с.
16. Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование. /под ред. В.В. Давыдова. – М., Педагогика, 2000. – 285с.
17.Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие. / С. Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 2012 – 192
18.Соколова Л.Н. Нестандартный урок в начальных классах: сущность, признаки, типология, функции // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2017. – №9. – С.125-128.
19.Сорокин, В.М. Специальная психология. / В.М. Сорокин. – СПб. Речь, 2003. – 216 с.
20.Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. / Е. А. Стребелева. - М.: Владос, 2008. - 264с.
21.Феталиева Н.Ю. Опыт нетрадиционного образования // Вестник МГУ. – 2016. – №8. – С.137-140.
22.Шепшинская И.М. Технология планирования и организации нетрадиционного урока // Вестник Челябинского государственного университета. – 2017. – №2. – С.63-67.