Фрагмент для ознакомления
2
Вместе с тем, американские университеты, научно – исследовательские центры и лаборатории стремятся получить как можно большее число специалистов из России и стран СНГ. Подавляющее число американских Нобелевских лауреатов обучались в Китае, СССР или странах Восточной Европы. Возникает противоречие между передовыми технологиями, материальным обеспечением образовательной и научной системы и качественными показателями при подготовке ученых самого высокого уровня. Это противоречие, в том числе, определило тему нашего исследования - образование в США: возможности и перспективы.
Цель исследования – изучение образовательной системы США в ретроспективе и перспективы ее развития.
Объект исследования – образовательная система США.
Предмет исследования- образование в США: возможности и перспективы.
Тема и цель работы определили задачи исследования:
1. Дать характеристику становления и развития американской системы образования в XVIII-XX вв.
2. Выявить отличительные особенности в организации американского образования на разных ступенях.
3. Проанализировать новаторские подходы в педагогике Джона Дьюи в начале XX в.
4. Выявить особенности развития педагогической мысли в США конце XIX-начале XX вв.
5. Обозначить перспективы развития образования в США
6. Подобрать методы исследования и использовать их при работе с научными источниками.
7. Сделать выводы по проведенному исследованию.
Для решения поставленных задач были использованы теоретические методы исследования: общенаучные и специально-исторические.
Общенаучные:
1) Системно-структурный; классификации. Системно-структурный был использован в работе для анализа научной литературы.
2) Сопоставительный - для анализа сходств и различий американской системы обучения на различных ступенях образования
3) Обобщение и систематизация известных данных.
4) Монографический (описательный) - при описании педагогического наследия Дж. Дьюи, Э Коллингса, К. Уошборна, Э. Паркхерст.
Специально-исторические методы: сравнительно-исторический, логического анализа, хронологический.
Работа состоит из введения, 2 глав, 5 параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Ретроспективный анализ развития образования США
1.1. Становление американской образовательной системы в XVII-XIX вв.
Колонизация Северной Америки активно проводилась с 1620 г., европейцы прибывали в Новый Свет в поисках лучшей доли, уезжая от религиозных преследований. Жизнь переселенцев была организована в общинах, среди которых значительное влияние приобретали религиозные квакеры (радикальное протестантское движение «Религиозное общество Друзей»). В общинах большое внимание уделялось образованию, на общих собраниях решались вопросы обучению детей, принимались решение о содержании учителя. Община в 50 домов должна была содержать 1 учителя начальной школы, на 100 домов открывалась английская грамматическая школа. В 1787 г. Совет континента распорядился, чтобы каждое новое поселение на северо-западной территории, выделяло участок земли для бесплатной средней школы. В начальной школе преподавались чтение, письмо, арифметика, Закон Божий. Начало среднему образованию в США было положено в 1635 г в Бостоне открытием английской грамматической школы. Грамматические школы были построены по типу европейского образования с древними языками, математикой, геометрией, астрономией, риторикой. Примером для США было английское образование, а оно на тот период было прогрессивнее других, т.к. в парламенте были приняты законы об образовании детей рабочих, а также об усилении утилитарной направленности в обучении, преподавании современных языков, основ предпринимательства, ремесла, сельского хозяйства. В XVIII в. английское образование основывалось на взглядах Джона Локка, который в трактате «Мысли о воспитании» определил, что программа воспитания джентльмена, делового человека нового общества, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утонченного в обращении. Задача воспитания – выработка характера, развитие воли, дисциплина. Воспитание джентльмена включает физическое, нравственное, умственное, религиозное, трудовое воспитание [10]. Идеи Локка перекликались со взглядами Уильяма Пэтти, видного английского экономиста, который предлагал в Англии создавать в трудовые дома, где дети всех сословий получали элементарное образование и полезные экономические знания. Практическая ориентация школ – 4 часа учебы, 4 часа работы в мастерских. Идеи Пэтти оказали огромное влияние на создание американских школ. В 1636 г был открыт гарвардский колледж, который потом стал университетом. Название колледж получил по имени английского министра Дж. Гарварда, который эмигрировал в Америку и завещал колледжу половину своего имущества и библиотеку. Программа колледжа соответствовала европейскому образованию и после него можно было поступить в европейский университет. В 1776 г в США насчитывалось 17 колледжей, к 1800 г. добавились еще 20.
В 1834 г. в штате Пенсильвания утвердилась абсолютно бесплатная система школ, финансируемая за счет государственных средств и находящаяся под контролем общественности. В 1865 г. к концу Гражданской войны образование — от начальной школы до университета — становилось доступным для всех и привлекало в свою систему самых достойных членов общества. Государственная школа стала тем сосудом, в котором формировалось своеобразие американской цивилизации. На рубеже XIX в. вместе с церковью и судом школа стала ключевой государственной организацией общества [2].
В 1862 г. Конгресс принял закон Морилла о высшем образовании по которому штатам предоставлялось право выделять государственные земли для строительства высших учебных заведений, в которых преподавали науки и практики, направленные на подготовку студентов «к повседневным занятиям и профессиям». Это расширило сеть профессиональных колледжей и привело к созданию огромных современных государственных университетов [1].
1.2. Развитие педагогической мысли в США в XVIII-XX вв.
Развитие педагогической мысли проходило в США в одном ряду со становлением американской нации и самостоятельного государства. Государственные деятели, президенты США уделяли этому значительное внимание. Видную роль в американском просвещении сыграл Томас Пейн, известный англо- американский просветитель, его трактат «Век разума» по сути, дал название всему XVIII веку, как веку Просвещения. Он был убежден, что Америка должна быть свободна от Англии, и посвятил этой проблеме памфлет «Здравый смысл» (1776г.), где доказывал последствия экономического и политического вреда зависимости США от Англии.
Бенджамин Франклин был известным в Европе ученым, философом. Он был масоном, поэтому в США создает «Общество кожаных фартуков», образовательное учреждение, в котором, по примеру флорентийской академии могли обучаться все: от подмастерья до государственного деятеля. Б. Франклин разработал проект школы, методические рекомендации для преподавателей. Как ученый он следовал принципу: «Учить не религии, а наукам». По его проекту в США, в 1751 г в Филадельфии, была открыта Академия, общеобразовательная школа. Школа - частная, особенность ее была в совместном обучении мальчиков и девочек.
Томас Джефферсон, президент США, автор Декларации независимости, был еще и автором закона о всеобщем распространении знаний. Понимая, что США населяют переселенцы из разных европейских стран и чувство Родины у них еще не сформировано, Т. Джефферсон считал патриотическое воспитание главным. По его инициативе открыта публичная библиотека в штате Вирджиния. Позже здесь же был основан университет, ректором которого стал Т. Джефферсон.
На рубеже XIX и XX столетий первые начальные школы, которые строили свою деятельность на основе идей "нового воспитания", возникли во многих европейских страна и в США. В педагогике большое распространение получил бихевиоризм – направление в американской психологии, изучающее поведение человека и животных как реакцию на стимулы внешней среды. Поведение — человека- это цепь ответных реакций на раздражение окружающей среды. Формула «стимул-реакция» объясняла поведение человека. Ребенок сам вырабатывает реакцию на окружающую среду, воспитатель должен наблюдать и обобщать данные.
Основателем данного направления был Дж. Уотсон. Среди последователей можно назвать Э. Торндайка, который сформулировал «законы научения»: "закон упражнения", "закон эффекта", "закон готовности", "закон множественных реакций", "закон установки или отношения", "закон доминирования элементов", "закон реакции по аналогии"[3].
Идеи «свободного воспитания», которые были популярны в педагогической мысли европейских стран нашли свое распространение в США, и это в первую очередь, нашло свое отражение в работах Джона Дьюи. Основанная им в 1896 г. в Чикаго Лабораторная школа, оказала большое влияние на американские учебные заведения XX столетия. Дьюи- основоположник прагматической педагогики (от слова дело). Целью воспитания согласно этому направлению педагогической мысли, являлось научить ребенка решать реальные жизненные проблемы и достигать максимального благополучия в рамках норм, определенных обществом. Следствием этого стало положение о том, что в системе образования и воспитания, главными являются не научные знания и социальные идеи сами по себе, а их пути использования для решения проблем, которые особенно важны для каждого отдельного воспитанника. Поскольку потребности являются разными для каждого индивида, в основе содержания образования и воспитания должен быть положенный сам процесс решения жизненных проблем: воспитанники должны научиться общим принципам и методам решения проблем и выработать потребность их решения в реальных условиях своей жизнедеятельности [9].