Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Особенности подросткового возраста. «Трудные» подростки: психологические особенности
1.1 Возрастные особенности развития подростков
Каждый возрастной период ребенка имеет свои предпосылки эмоционального роста. Подростковый возраст – это период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуются самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности. В этом периоде у подростков формируются основы нравственности, социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Основные черты характера и формы межличностного поведения начинают активно проявляться. Приоритетные мотивационные линии связаны со стремлением к личностному самосовершенствованию: самопознанию, самовыражению и самоутверждению. В развитии личности подростковый период является одним из самых интересных и сложных в жизни, а межличностное общение становится особенно важным и приобретает статус ведущего типа деятельности. Для успешной реализации составляющих общения (коммуникации, интеракции, перцепции), которые основываются на эмоциональном интеллекте, важно исследовать и способствовать его развитию. Одной из главных тенденций переходного возраста является возникновение межличностных отношений между подростками. Обусловлено это тем, что подростки испытывают потребность в общении со сверстниками, которое не может быть заменено общением с родителями. В среде со сверстниками подростки не только удовлетворяют свою потребность в общении, но и учатся взаимодействовать друг с другом, развивают коммуникативные способности и самосознание .
Общение со сверстниками все больше выходит за пределы школьной жизни и учебной деятельности, захватывая новые интересы, виды деятельности, отношения, приобретая признаки самостоятельной и очень важной для подростка сферы жизни. Как видим, в подростковом возрасте иначе расставляются акценты между семьей (взрослыми), сверстниками и школой. Главное место среди мотивов позитивного отношения к школе занимает мотив общения со сверстниками. Ведущим видом деятельности подросткового возраста является интимно-личностное общение со сверстниками, то есть межличностное общение с ними. К началу подросткового возраста складывается парадоксальная ситуация: отношения ребенка со сверстниками уже строятся на некоторых важных нормах взрослой морали равенства, а основой его отношений с взрослыми продолжает оставаться особая детская мораль послушания.
Переориентация общения с взрослыми на общение с сверстниками осуществляется тем, что это: 1) важный канал информации для подростков; 2) специфический вид межличностных отношений, в процессе которых подростки приобретают навыки социального взаимодействия, формируются умения подчиняться коллективной дисциплине, производятся коммуникативные навыки; 3) специфический вид эмоционального контакта, в процессе которого осуществляется взаимопомощь, переживается чувство солидарности. Школа становится тем местом, где можно само выразиться. Привлекательность школы может исчезнуть, если подростку некому себя показать, выразиться, завоевать статус (проявления могут быть положительными и отрицательными), среди сверстников или учителей .
Таким образом, общение со сверстниками выделяется в относительно самостоятельную сферу жизни. В обществе сверстников реализуется главная потребность периода - найти свое место в обществе, быть «значимым». Общение с товарищами или одноклассниками в этом возрасте приобретает большую ценность, что нередко отодвигает на второй план и обучение, а также отношения с родными. Так, среди причин снижения успеваемости и нарушений поведения, различных аффективных переживаний одно из главных мест занимает недовольство подростков своими отношениями сверстниками. Существенно меняются мотивы общения с товарищами и обусловленные им переживания в течение подросткового возраста. Взрослые представляют мотивы общения подростков со сверстниками обычно достаточно примитивно - как стремление просто быть вместе, в обычной комфортной среде. Можно сказать, что уже в 12-13 лет каждый из подростков не просто хочет со всеми контактировать, но и занимать определенное положение, которое соответствует их притязаниям. Кто-то хочет быть лидером, кто-то стремиться заслужить авторитет в каком-то деле, а другие хотят найти лучшего друга. В 6 классе дети начинают задумываться, что конфликты, проблемы с общением с товарищами, могут быть вызваны особенностями их собственной персоны. В этот период начинаются очень близкие отношения с различными сверстниками, но, как правило, они временные. Школьники начинают ценить дружбу, но бывают по отношению к товарищу требовательными, ревнивыми, склонны к оскорблениям. Если же у подростка отсутствует коммуникативное умение, в общении они используют неадекватные способы убеждения сверстников (давление, противопоставление) .
Появляется значимость новых референтных групп сверстников, подросток стремится самостоятельно выбирать референтную группу. Данная группа состоит из людей, с которыми он больше всего проводит время. Роль группы укрепляет внутренние позиции подростка, и дает чувство защищенности. При общении появляется ценность – это дружба. Происходит выработка «кодекса товарищества». Они стараются сделать все, на что их толкает группа, поддерживают мысли и идею каждого. Актуальным становится сравнение со сверстниками, когда подросток видит себя со стороны, сравнивает свои возможности, испытывает различные социальные роли, формирует и совершенствует себя. Взрослый пример желателен, но практически не реален для достижения, поэтому подростку лучше равняться на сверстника, видеть свои достоинства и недостатки.
1.2 Психологические особенности «трудных» подростков
Традиционно к категории «трудных» детей обычно относят подростков, с которыми очень сложно найти определенный контакт в общении, как педагогам, так и родителям. Это те дети, для которых мудрые наставления ничего не значат и поэтому являются безрезультатными. На наш взгляд, причиной подобного поведения является их новый возрастной этап в жизни, от которого им самим порой нелегко справиться. Из практики общения с такими подростками видно, что они испытывают существенные изменения в характере: чрезвычайно вспыльчивы, наблюдается частая перемена настроения, вспышки гнева, раздражительность, подавленное состояние и др. Все эти явления мешают ему успешно развиваться, что соответственно начинает волновать его родителей, учителей и психолога.
Кроме того, трудности наступают и в учебном процессе, им с трудом дается выполнение требований учителей, и как следствие – пробелы в усвоении программы. Кроме того, в силу различных обстоятельств «трудный подросток» становится не похожим на своих ровесников .
Некоторые подростки этого возраста могут отставать в плане физического развития, а другие наоборот могут набирать бешеный темп в своем физическом росте. Поэтому каждый трудный подросток, труден по-своему.
«Трудный» подросток: что же стоит за этим всем известным и, к сожалению, давно привычным термином? Плавно переходя к теории и изучая работы специалистов в области психологии, мы можем заметить, что термин «трудный подросток» не применим в их работах. Так, Л.С. Выготский пишет, что «… термин «трудный ребенок» или «трудновоспитуемый ребенок» - термин не научный, не представляющий никакого определенного психологического или педагогического содержания. Это общее обозначение огромных групп детей, отличных друг от друга, предварительное обозначение, выдвинутое из-за практического удобства»
Существуют дискуссии, насколько корректно использовать данное понятие. Чаще всего его заменяют следующими терминами: «дети группы риска», «педагогически запушенные дети», «социально запущенные дети», «дети нестандартного поведения», «девиантный подросток», «делинквентный подросток» или «дети с отклоняющимся поведением». Попробуем сформировать свое понимание термина «трудный подросток», основываясь на смежных понятиях. «Трудный» подросток – это ребенок в возрасте 10-15 лет, выделяющийся из общей массы детей характерным, отклоняющимся от общей нормы поведением, к которому требуется особое отношение и внимание со стороны педагога и психолога, которому необходим индивидуальный подход. Углубляясь в проблему психологии «трудных» подростков, опираясь на различные источники, постараемся выделить их особенности. Психологические особенности трудных подростков, по мнению Д. И. Фельдштейна, обнажают основные особенности всех подростков, показывают их в преувеличенном виде . Различные деятели в области психологии указывают, что особенностями таких подростков могут являться: агрессия и жестокость, недоверие к окружающим, отсутствие веры в свои собственные силы. Как правило, в поведении таких подростков отсутствует какая-либо мотивация, что указывает на внутренний подсознательный протест ребенка. Помимо всего прочего, такие подростки являются трудновоспитуемыми, асоциальными, импульсивными, склонны к девиантному поведению. Менделевич В. Д. под девиантным поведением понимает систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам, проявляющиеся в несбалансированности психических процессов самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением . Все это является следствием переходного возраста, когда у подростка начинают появляться собственные желания и цели, которые порождают внутренний конфликт личности, негативного микроклимата в семье и школе.
Характер «трудного» подростка берет свое начало из семьи, где по статистике, большинство таких детей, воспитывается в неблагополучных семьях. Где «неблагополучие» стоить понимать не с экономической точки зрения, а со стороны психологии, где особо плохо развиты взаимоотношения между родителем и ребенком, что создает отрицательную среду для психологического развития подростка, где отец может совершать насильственные действия по отношению к жене и детям, или же злоупотреблять спиртными напитками, наркотическими веществами на глазах у детей. В большинстве случаев, каждый ребенок видит в своих родителях абсолютный пример поведения, тем самым перенимая его как положительные, так и вредные привычки с целью отожествления себя со взрослым, чтобы добиться признания со стороны взрослых.
Отклоняющееся поведение есть результат нарушения социализации несовершеннолетних, неблагоприятного психосоциального развития, выражающееся в различных формах детско-подростковой дезадаптации в сравнительно раннем возрасте.
Помимо прочего, на трудный характер подростка влияют его взаимоотношения и социальная роль в школе. Как правило, дети, которые были педагогически запущены, не были вовремя взяты под контроль педагогом, в последствии имеют импульсивный характер поведения на уроке. Не получив должного внимания со стороны педагога ранее, они со временем теряют к ней интерес, а в случаях низкого социального положения в микроклимате класса, где не имеют должного количества общения – замыкаются, меньше контактируют со сверстниками или становятся к ним агрессивными.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Ветрова Е. В., Никишин А. В., Вашкевич А. В. Личность преступника – негативное влияние социальное микросреды на ее формирование// ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2019. № 3. С. 139-145
2) Выготский Л.С. Трудное детство // МедиаКнига, 2017. – 23 с.
3) Глебова Н. В. Неполная семья как фактор формирования отклоняющегося поведения у подростков//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. Материалы Международной научно-практической конференции. Под редакцией Д.Я. Грибановой. 2020. С. 17-21
4) Дикусар Я. С. Влияние семьи на формирование девиантного поведения несовершеннолетних // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2017. № 4. С. 28–33
5) Евсеева И. Г., Маслова А. Н. Воспитание нравственных ценностей у трудных подростков// Человек как предмет воспитания (к 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского: Всероссийская научно-практическая конференция «Человек как предмет воспитания», 23 марта 2023 г. : сборник научных трудов / сост. А. А. Базулина. – М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2023. С. 55-57
6) Ипатов А. В., Аутодеструктивное поведение подростков // Дефектология. — 2016. — № 3. — С. 19-25
7) Кобзарь-Фролова М. Н., Приемы и способы профилактики и предупреждения деликтности несовершеннолетних // Право и государство: теория и практика. — 2019. — № 5. — С. 143-146.
8) Комогорцева А. Д. Влияние значимых социальных групп на формирование девиантного поведения у подростков//ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА. Сборник статей VII Международной научной студенческой конференции. Том Часть III. Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации. 2019. С. 218-220
9) Кузьменков В. А., Криминальная аномия как социальная проблема // Социологические исследования. — 2019. — № 1. — С. 96-105.
10) Кузьмина Л. С. Влияние семьи на формирование девиантного поведения у подростка // Столица науки. 2020. № 6 (23). С. 331–340.
11) Литвинов А. Г., Эмоциональная и личностная сфера подростков с психосоматическими расстройствами // Психология и школа. — 2004. — N 3. — С. 80-85
12) Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. 400 с.
13) Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения /В.Д. Менделевич. - СПб. : Речь, 2009. - 445 с.
14) Мансурова Г. Р. Влияние группы сверстников на процесс социализации подростка// INTERNATIONAL BULLETIN OF APPLIED SCIENCE AND TECHNOLOGY. 2022. С. 249-251
15) Матвеева В. Р., Бобрышева И. В. Психологические особенности «трудных» подростков//БУДУЩЕЕ НАУКИ-2022. Сборник научных статей 10-й Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах. Том 2. Отв. редактор М.С. Разумов. Курск, 2022. С. 145-149
16) Никитская Е. А., Харламова Д. А. Некоторые теоретические конструкты в психолого-педагогическом анализе поведения современного подростка // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2019. № 2. С. 72–75.
17) Рассказова И. Н. Проблема деструктивного поведения детей//ГОРИЗОНТЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Материалы I Международной научно-практической конференции. Омск, 2020. С. 133-136
18) Раттер М. Помощь трудным детям. М., 2004. 424 с.
19) Рудаков Н. А. Девиантное поведение подростков как последствие ошибок в воспитании// НАУЧНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И ОБРАЗЫ БУДУЩЕГО В КОНТЕКСТЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Материалы XXXVIII Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2021. С. 143-147
20) Саитбаталова В.Т., Баймурзин А.С. Девиантное поведение//MODERN SCIENCE. 2021. № 5. С. 418-420
21) Терещенко О. В., Социально-философские аспекты анализа процесса криминализации современного общества // Социально-гуманитарные знания. — 2019. — № 3. — С. 322-330.
22) Филипенко Е. В., Психолого-педагогические детерминанты профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в условиях воспитания семейного социума // Право и образование. — 2022. — № 7. — С. 63-72
23) Хохлов Н. А., Стратегии сканирования зрительного поля при проведении нейропсихологической диагностики детей и подростков // Вопросы психологии. — 2021. — № 5. — С. 76-80
24) Фельдштейн Д.И. Подросток на дистанции взросления и в пространстве его определения /Д.И. Фельдштейн // Мир психологии. - 2007. - № 4 (52). - С. 27–34.
25) Шеренговская В.Г. Психолого-педагогические особенности воспитания трудных подростков// Законность и правопорядок: история, современность, актуальные проблемы : материалы VII Всероссийской межвузовской студенческой научной конференции, г. Москва, МПГУ, 3 декабря 2022 г. / под общ. ред. С. В. Ширяевой [Электронное издание сетевого распространения]. – Москва : МПГУ, 2023. С. 783-790