Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития общества система образования, в том числе и среднего, нуждается в серьезных инновациях и усовершенствованиях. В первую очередь это касается организации учебного процесса, в частности построения занятий, направленных на развитие творческой активности учащихся. Таким образом, деятельность современных учителей должна быть направлена на создание в школе условий, в которых дети чувствуют себя комфортно и могут индивидуально проявить свои способности.
С другой стороны, такая установка не всегда возможна (и даже не всегда признается) в современной системе обучения учащихся. Содержание многих современных предметов, реальные условия выполнения учебных задач, связь между философией преподавания и методами обучения в школе не всегда соответствуют развитию активной и творческой учебной деятельности школьников и учащихся. Это относится к различным сферам влияния преподавания на обучающегося, в том числе к формированию мотивации к обучению и особенно к развитию интереса к отдельным предметам. В отечественной педагогике - в работах М.А. Данилова, А.С. Макаренко, М.М. Пистрака, В.А. Сухомлинского и других - разработаны общепедагогические положения по развитию мотивации к обучению. –
Разработаны общепедагогические положения по развитию мотивации к обучению у учащихся начальной школы как неотъемлемой части общего развития личности. Ранние концептуальные суждения о роли и значении потребностей, интересов и мотивации в деятельности школы и жизни, учащихся получили дальнейшее развитие в работах А.Д. Алферова, В.К. Вилюнаса, Е.С. Гобова, О.С. Гребенюка, Т.И. Шамовой, Г.И. Шукиной и других педагогов. Она также специально рассматривается в работах Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и других преподавателей. Теоретические проблемы структуры и развития области мотивации личности также широко представлены в работах психологов Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.В. Карпова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова, П.М. Якобсона и других. Значительный вклад в теорию мотивации внесли зарубежные ученые Б. Вайнер, Д. Брунер, Т. Новацкий, К. Томашевский, Х. Хекхаузен и др.; Г.И. Щукина доказала, что реализации эмоций у младших школьников (особенно в младших и старших классах) способствуют факторы «эмоциональной реализации», «реализация эмоций», «реализация эмоций», «реализация эмоций», «реализация эмоций», «реализация эмоций».
Она утверждает, что обучающие игры, способствующие развитию познавательной активности, помогают учащимся (особенно школьникам средних и старших классов) реализовать эмоции. Она также указывает на важный фактор активизации обучения и считает, что художественная деятельность с ярко выраженным эмоциональным подтекстом влияет на мотивацию учащихся. Известный психолог А.К. Маркова определяет направление современного педагогического процесса, которое она объясняет, как «влияние коллективных форм учебной деятельности на учебную мотивацию». По ее мнению, это связано прежде всего с попытками преподавателя усилить процесс обучения и сделать учебную деятельность учащихся более эффективной; А.Б. Орлов развивает эту мысль и утверждает, что «организация обучения как фасилитации (содействия, мотивации и активизации развития учащегося) является одной из ключевых проблем «образования». одним из ключевых вопросов». Индивидуальное и групповое сотрудничество является неотъемлемой частью коллективной познавательной деятельности учащихся, активной формой позитивного стимулирования их обучения и поэтому вызвало наш интерес.
В частности, на этот вопрос обращали внимание такие известные педагоги, как Л.Г. Арчажникова, Н.А. Ветлугина, К.В. Тарасова, Н.А. Терентьева. В целом можно сделать вывод, что многие ученые и специалисты уделяют большое внимание проблеме мотивации учащихся, обращают особое внимание на интегрированные и комплексные формы обучения, подчеркивают и акцентируют внимание на важности общения в процессе формирования и воспитания. Возможности комплексного воздействия на учащихся в практике преподавания не регламентированы в каждом конкретном случае, а интерактивные методы, игры, педагогико-технические средства (компьютеры, интерактивные доски), составляющие наибольшую часть мотивации учащихся к обучению, используются редко.
Остаются нерешенными организационные проблемы, связанные с внедрением новых педагогических условий и использованием методического инструментария, соответствующего поставленным задачам, такие как подготовка квалифицированных специалистов по соответствующим видам педагогической деятельности, обеспечение необходимыми педагогическими материалами и технологическим оборудованием учебного заведения, организация конкретных форм работы и т.д. Вышеперечисленные факторы определяют актуальность данного исследования.
Цель исследования: мотивация учащихся на уроках.
Объект исследования: развитие мотивации учащихся начальной школы;
Предмет исследования: развитие мотивации учащихся начальной школы, изучающих учебные предметы.
Исходя из цели исследования и общих задач исследования, были определены следующие задачи:
- определить содержание и структуру индивидуальной учебной мотивации.
- выяснить состояние учебной мотивации современных учащихся начальной школы.
- обосновать методы и подходы к совершенствованию учебной мотивации учащихся начальной школы
Для решения поставленных задач, апробации результатов исследования и формулирования теоретических выводов использовался ряд методов исследования, таких как анализ литературы, изучение и обобщение передового педагогического опыта.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ У УЧЕНИКОВ ВТОРОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
1.1. Развитие мотивации в обучении как психологическая и образовательная проблема
Человеческая жизнь не может быть понята без учета высших стремлений, ценностей, мечтаний, придающих ей особый, позитивный смысл. Одной из характеристик человеческой деятельности является ее осознанность и целенаправленность. В процессе деятельности люди реализуют свои цели, замыслы и идеи в преобразуемой ими действительности. Цели, которые ставит перед собой человек, во многом зависят от его личного выбора. В постоянном стремлении к совершенству человек может планировать свои действия и определять свою судьбу. У каждого есть свобода создавать свой собственный стиль жизни. Человек несет ответственность за то, кем он является и как себя ведет. В этом контексте мотивация может рассматриваться как непрерывный процесс выбора и принятия решений, основанный на компромиссах в выборе поведения.
Потребности лежат в основе всего поведения и психической деятельности человека; по мнению Д.А. Леонтьева, потребности следует определять по форме деятельности, в которой они реализуются, и рассматривать их как потребности в деятельности, а не как потребности в вещах. Он обосновывает это тем, что объект, удовлетворяемый каждой потребностью, не один, а множество объектов, между которыми нет никакой связи, кроме характера направленной на них деятельности. С другой стороны, один и тот же объект может быть связан одновременно с несколькими потребностями, в том числе и с возможностью выполнения нескольких видов деятельности .
Однако на точку зрения Д.А. Леонтьева можно возразить: ведь одни и те же потребности могут удовлетворяться разными видами деятельности (тщеславным людям все равно, чем заниматься, лишь бы видели, что они этим занимаются) А. Маслоу утверждал, что человек - существо желаний. Человек редко бывает полностью удовлетворен, а когда удовлетворен, то это длится недолго.
Он считал, что человеческие потребности являются врожденными и организованы в иерархическую систему, основанную на принципе реализации потребностей более высокого уровня для удовлетворения потребностей более низкого уровня. Например, физиологические потребности должны быть удовлетворены прежде, чем появятся такие потребности, как безопасность: согласно А. Маслоу, иерархия потребностей выглядит следующим образом: физиологические потребности, потребности в безопасности и защите, потребности в принадлежности и любви, потребности в признании и потребности в самоактуализации.
Фромм утверждает, что человек имеет следующие социальные потребности: межличностные связи (потребность принадлежать к группе, чувствовать себя «мы» и избегать одиночества); уверенность в себе (потребность быть уверенным в собственной значимости и избегать чувства неполноценности и ущербности); привязанность (потребность чувствовать теплую, взаимную привязанность к живым существам, иначе - равнодушие и Самосознание (осознание себя уникальной личностью); ориентирующие
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникевич, Е.Н., Чумичева О.Ю. Повышение мотивации к изучению иностранного языка: новые методы и приемы.// Язык как система коммуникативных операций: Сб.научных ст. - Мн.: Сборник научных статей БГПУ им. М. Танка, 2004.- 65-68 с.
2. Бродацка- Адамович, Э. Роль учителя в мотивации ученика к учебе.// Технообраз 2005 Ч.!. - Гр.:2005 - 156-160 с.
3. Волков, Б. С. Психология развития человека [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М. : Акад. Проект, 2004. – 224 с.
4. Дaвыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. – М. : ИНТОР, 1996. – 544 с.
5. Гликман, И. З. Основы мотивации учения [Текст] / И. З. Гликман // Инновации в образовании. – 2007. – № 3. – С. 64-81.
6. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы . - М.: … , 2003. -508 с.
7. Коновалик, В.К. Варианты и условия организации кооперативной деятельности на занятиях по иностранному языку.// Язык как система коммуникативно-когнитивных операций : Сб.научных ст. - Мн.:2004. - 21-25 с.
8. Маркова, А. К. Форимрование мотивации учения [Текст] : книга для учителей / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М. : Просвещение, 1990. – 191 с.
9. Магомед - Эминов, М. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы [Текст] : автореф. дис канд. псих. наук : 19.00.01 / М. Ш. Магомед -Эминов ; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Москва, 1987. - 343
10. с.
11. Немов, Р. С. Основы психологического консультирования: учеб. для студ. Педвузов / Р. С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с.
12. Николаева, Н. В. Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности [Текст] / Н. В. Николаева // Образование в современной школе. – 2015. – № 7/8. – С. 44-45.
13. Осипова, И. Формирование учебной мотивации школьников [Текст] / И. Осипова //Лучшие страницы педагогической прессы. – 2004. – № 1. – С. 76-78.
14. Песняева, Н.А., Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников [Текст] / Н. А. Песняева // Методист. - 2010. - № 4. - С. 61-67
15. Рубенштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / С. Л. Рубенштейн. – СПб. : Питер, 2014. – 720 с.
16. Фопель, К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего [Текст] / К. Фопель. – М. : Генезис, 2013. – 173 с.
17. Фрейд, З. О психоанализе - М.: АСТ, 2001. - 699с.
18. Фридман, Л. М. Психология детей и подростков [Текст] : справ. для учителей и воспитателей / Л. М. Фридман. – М. : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2004. – 480 с.
19. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность Т.1. - М.:1986. - 470с
20. Цукерман, Т. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов [Текст] : пособие для учителей / Т. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. – М. : Интерпракс, 1994. – 158 с
21. Чуприкова, Н. И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации [Текст] / Н. И. Чуприкова. - М. : Столетие, 1997. – 480 с
22. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека [Текст] / П. М. Якобсон. – М.: Просвещение, 1969. – 317с.