Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена совокупностью следующих факторов.
В первую очередь, начало XXI столетия ознаменовано заметным расширением спектра идей, воззрений, взглядов на проблему развития мышления. Но при этом в ряде случаев имеет место недооценка дошкольного периода в качестве первоначальной ступени развития у индивида мышления.
Во-вторых, нередко задачи развития мышления могут пониматься упрощенно, то есть в качестве максимального объема знаний дошкольника. Но такой подход не оправдывает себя. Так как в первую очередь необходимо у дошкольников выработать общие способы познавательной деятельности, то есть сформировать у него умение сравнивать, анализировать, проводить аналогии, обобщать.
В-третьих, не маловажным выступает также и формирование у ребенка дошкольного возраста потребности получения разного рода новых знаний, овладение детьми данного возраста умением мыслить. Все это требует знаний об особенностях развития мышления в старшем дошкольном возрасте и применения наиболее эффективных подходов, технологий, методов и приемов.
Таким образом, значимость развития мышления дошкольников, недостаточное внимание его развитие у старших дошкольников, а также необходимость в правильном выстраивании педагогической работы в этом направлении, – все это в совокупности делает рассмотрение темы «Особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста» актуальным.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли следующие исследователи: 1) Г. Ахметова, Р.И. Бардина, М.Е. Бекболганова, И. А. Бурлакова, Т.Г. Визель, В.Н. Дружинин, С. Миллер, А. Мухаева, В.В. Петухов, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров и др., объектом исследования которых стала сущность мышления; 2) А.А. Алексеев, В.И. Андреев, М.М. Безруких, А.В. Белошистая, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, О.М. Концевая, Е.А. Носова, Д.Н. Узнадзе, Д.В. Чернилевский, О.А. Шагреева, Д.Б. Эльконин и др., особо пристальное внимание уделившие мышлению дошкольников; 3) Н.К. Ахметов, М.Л. Балаболкина, А.А. Гин, А.С. Зак, З.А. Михайлова, С.Л. Новоселова, Т. Тележникова, О.А. Шагреева, А.Ю. Ярецкая и др., затрагивавшие вопросы педагогической работы по развитию мышления у старших дошкольников.
Объект исследования – мышление в дошкольном возрасте.
Предмет исследования – особенности развития мышления у старших дошкольников.
Цель исследования – рассмотреть особенности и проблемы развития мышления у старших дошкольников и разработать комплекс занятий, направленных на развитие мышления детей данного возраста.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие и особенности мышления;
2) выявить особенности мышления в старшем дошкольном возрасте;
3) определить педагогические условия развития мышления дошкольников;
4) диагностическим путем определить проблемы в развитии мышления у детей старшего дошкольного возраста;
5) разработать комплекс занятий, ориентированных на развитие у старших дошкольников мышления.
Гипотеза исследования: у многих старших дошкольников недостаточно сформировано образно-логическое мышление, имеются затруднения в выполнении операций анализа и обобщения, недостаточно развита вербально-мыслительная деятельность и вербально-ассоциативные процессы, а также умение подбирать аналогии. В качестве психолого-педагогических условий для развития мышления старших дошкольников могут быть следующие: 1) должны применяться специально подобранные игры и игровые упражнения; 2) все игры и игровые упражнения должны быть отобраны адекватно возрасту дошкольников; 3) должны проводиться специальные групповые и индивидуальные занятия; 4) логические игры и игровые упражнения должны использоваться и на специальных занятиях, и в повседневной деятельности старших дошкольников.
Методы исследования: анализ публикаций по данной теме, метод сравнения и сопоставления, метод логической группировки выявленной информации. В числе эмпирических методик применялись следующие: 1) Тест «Невербальная классификация», 2) Тест «Нелепицы», 3) Тест «Лишний предмет», 4) Ассоциативный эксперимент, 5) Методика «Аналогии».
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты и разработанный комплекс могут быть использованы воспитателями и педагогами при развитии мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и одного приложения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев, А.А. Взаимодействие образных и символьных структур в развивающемся интеллекте ребенка / А.А. Алексеев. – СПб: Питер, 2016. – 122 с.
2. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. – Казань: Изд-во КГУ, 2018. – 238 с.
3. Ахметова, Г. Понятие и сущность логического мышления в психологии и педагогике / Г. Ахметова, М.Е. Бекболганова, А. Мухаева // Евразийский Союз Ученых. – 2016. – № 1. – С. 9-15.
4. Ахметов, Н.К. Игра как процесс обучения / Н.К. Ахметов // Вестн. Науч.-педагогич. центра. – 2015. – № 22. – С. 8 – 10.
5. Балаболкина, М.Л. Использование нейропсихологического подхода в диагностической и развивающей работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / М.Л. Балаболкина // Социальное обслуживание семей и детей: науч.-метод. сб. – М., 2018. – Вып. 13. – С. 21–31.
6. Бардина, Р.И. Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста / Р.И. Бардина, А.И. Булычева, О.М. Дьяченко. – М.: Приор, 2016. – 356 с.
7. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учеб. пособие / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2013. – 416 с.
8. Белошистая, А.В. Развитие логического мышления у дошкольников / А.В. Белошистая. – М.: Владос, 2013. – 296 с.
9. Бурлакова, И. А. Развитие логического мышления у дошкольников / И. А. Бурлакова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – №4. –– С.33-37.
10. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник / Т.Г. Визель. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2015. – 384 с.
11. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский: Собрание сочинений. В 6 т. Т.2. – М.: Педагогика, 1992. – 361 с.
12. Гин, А.А. ТРИЗ-педагогика: книга для умных родителей и учителей / А.А. Гин. – М.: ТРИЗ-профи, 2018. – 76 с.
13. Дружинин, В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие / В.Н. Дружинин. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН, 2011. – 224 с.
14. Зак, А.С. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет / А.С. Зак. – М.: Аркти, 2011. – 144 с.
15. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1996. – 343 c.
16. Концевая, О.М. О формировании логического мышления у детей дошкольного возраста / О.М. Концевая. – М., 2017. – 126 с.
17. Миллер, С. Психология развития: методы исследования / С. Миллер. – СПб.: Питер, 2017. – 464 с. –
18. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников / З.А. Михайлова. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 142 с.
19. Николаева, А.В. Особенности мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста / А.В. Николаева, А.Н. Семенова // Stud Net. 2020. № 9. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-myslitelnyh-operatsiy-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta/viewer (дата обращения: 22.10.2023).
20. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: метод. рекомендации / С.Л. Новоселова. – Москва: Центр инноваций в педагогике, 2019. – 120 с.
21. Носова, Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников / Е.А. Носова. – СПб.: Детство-Пресс, 2018. – 434 с.
22. Петухов, В.В. Психология мышления: учеб.-метод. пособие / В.В. Петухов. – М.: Педагогика, 2017. – 198 с.
23. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования / С.Л. Рубинштейн. – М.: Приор, 2018. – 142 с.
24. Тележникова Т. Лучшие игры, развивающие интеллект и творческие способности / Т. Тележникова. – М.: ООО ПКФ «БАО», 2017. – 272 с.
25. Тихомиров, О.К. Психология мышления/ О.К. Тихомиров. – М.: МГУ, 2018. – 272 с.
26. Узнадзе, Д.Н. Общая психология / Д.Н. Узнадзе. – М.: Смысл, 2014. – 414 с.
27. Цой, Н. Современные игровые технологии как средство интеллектуального развития дошкольников / Н. Цой. – URL: detskijsad\didakticheskaja-igra-kak-sredstvo-intelektualnogo-razvitija.html (дата обращения: 22.10.2023).
28. Чернилевский, Д.В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие / Д.В. Чернилевский, А.В. Морозов. – М.: МГТА, 2011. – 302 с.
29. Чуприкова, Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации / Н.И. Чуприкова. – М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 2017. – 480 с.
30. Шагреева, О.А. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / О.А. Шагреева, Е.В. Родина, Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2012 – 208 с.
31. Шинкарева Н.А. Педагогические условия и особенности развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Шинкарева, Т.В. Дробязгина // Азимут научных исследователей: педагогика и психология. 2018. Т.7. №3. С.91-101. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-i-osobennosti-razvitiya-logicheskogo-myshleniya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta/viewer (дата обращения: 22.10.2023).
32. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2017. – 384 с.
33. Ярецкая, А.Ю. Развивающая игра как средство интеллектуального воспитания старших дошкольников: автореф. дис. …канд. пед. наук / А.Ю. Ярецкая. – Воронеж 2016. – 24 с.