Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность изучения проблемы «Особенности речевого развития дошкольников при ДЦП» мотивирована тем, что детский церебральный паралич (ДЦП) является самым распространенным и прогрессирующим по росту числа больных заболеванием в клинике детских нервных болезней. ДЦП является самой распространенной причиной детской инвалидности, среди которых на первом месте заболевания нервной системы. Церебральный паралич является вторым из наиболее распространенных неврологических нарушений в детстве; первым является задержка психического развития у детей. На третьем месте врожденные аномалии. логопедический дизартрия произносительный дошкольник
Эволюционная медицина и детская неврология и Научно-исследовательского Фонда Ассоциаций больных церебральным параличом (UCPA, США) дают представление о статистике рождения детей, страдающих ДЦП.
Среди детей с нормальным весом при рождении, ставшими инвалидами в связи с ДЦП: примерно 70% стали инвалидами вследствие факторов, имевших место до рождения (пренатальный период); около 20% благодаря факторам, проявившимся либо во время родов (перинатальный период), либо сразу после рождения (первые четыре недели жизни); 10% вследствие факторов, проявившихся в течение первых двух лет жизни (постнатальный период)[4].
Проблема речевого развития дошкольников с детским церебральным параличом достаточно широко освещена в научной литературе. В своем исследовании мы опирались на работы таких авторов, как: О.Н. Усанова [57], Н.А. Государев [17], Т.Б. Епифанцева [48], Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская [31], и др.
Проблема исследования: каковы особенности речевого развития дошкольников при ДЦП, а также методы и приемы логопедической работы по формированию произносительной стороны речи детей данной категории?
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования – произносительная сторона речи детей с ДЦП.
Предмет исследования – поиск путей совершенствования логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения, дыхания и голоса детей при ДЦП.
В связи с проблемой, объектом, предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования и определить научно – теоретические основы проблемы изучения особенностей речевого развития детей при ДЦП.
2. Выявить особенности речевого развития детей при ДЦП, отличающие их от детей с нормальным речевым развитием.
3. Провести экспериментальное обучение дошкольников при ДЦП по формированию произносительной стороны речи.
4. Проанализировать полученные результаты.
В данной работе были применены следующие методы:
- изучение и анализ литературных источников;
- метод наблюдения;
- метод лабораторного исследования;
- изучение медицинской и психолого-педагогической документации, беседы с детьми, их родителями;
- количественный и качественный анализ полученных данных.
Глава 1. Научно-теоретические основы проблемы изучения особенностей речевого развития дошкольников при ДЦП
1.1 Голосовые нарушения у детей
Расстройства в области голосовой функции называются нарушением голоса. Такое состояние может быть обусловлено возникновением патологий в голосообразующих органах. [10, с. 76-80]
Нарушения голоса вполне возможны в следующих проявлениях:
• высотой;
• утомлением голосовых связок;
• постоянным раздражением в горле;
• невысокой силой.
Что такое нарушения в голосе
В основном, коррекция и устранение препятствий, которые не дают развиваться голосу в полную силу, устраняются путем воздействия медицинских и клинических мероприятий. Комплексное лечение включает в себя следующие шаги:
1. хирургическое вмешательство;
2. приемы психотерапии;
3. ФТЛ;
4. медикаментозное воздействие.
А также воздействие в сфере логопедических мероприятий:
• дыхательная гимнастика;
• упражнения на артикуляцию;
• соблюдение режима, который помогает беречь связки.
Нарушения в голосе – это целая группа расстройств в области голосовых функций. Такие патологии характеризуются зачастую либо полным, либо частичным прекращением фонации. Патологии чаще всего проявляются у лиц, чьи профессиональные обязанности связаны с использованием голоса:
1. лекторы;
2. певцы;
3. актеры;
4. преподаватели.
То есть круг тех людей, кто постоянно испытывает сильную нагрузку на речевой аппарат. А также такие нарушения могу быть в следующих случаях:
• пубертатный период у юнцов;
• дети с нарушениями;
• нарушение речевых функций в связи с травмами.
Также у детей и взрослых встречается отсутствие фонации на фоне заболеваний таких, как:
1. алалия различных типов;
2. заикание;
3. афазия;
4. дизартрия различных типов;
5. ринолалия.
По статистическим данным, фонетическим патологиям подвержено:
• около 55 % людей, профессия которых связана с нагрузкой на речевой аппарат; [16, с. 251]
• около 15 % детей в период подростковой мутации;
• около 40 % детей с проблемами в речи.
Такая проблема, как голосовые нарушения, наносит следующие разрушительные последствия:
1. невозможно полноценно развить коммуникационные качества;
2. сдвиг в плане психоэмоционального фона;
3. существенные ограничения при выборе профессионального пути.
Рассматриваемая проблема – это медико-социальная проблематика, которая изучается и медицинскими, и педагогическими дисциплинами, а именно:
• отоларингологией, в том числе разделом узкой специализации, то есть фониатрией;
• либо дисциплиной, которая изучает психиатрию;
• либо логопедией.
Как классифицируются нарушения голоса
Голосовые нарушения классифицируются следующим образом:
1. Дисфония – это нарушение, но частичное, либо высоты, либо тембра или, например, силы голоса. Признаки такого проявления – это сиплость и глухость голоса, а также голосовые срывы.
2. Афония – отсутствие голоса. Здесь человек может говорить только шепотом.
Механизм расстройств фонации различается по следующим позициям:
• Нарушения могут быть функциональные:
o центральные. Афония на фоне психических расстройств и мутизм, связанный с истерией;
o периферические нарушения, а именно фонастения и т. д.
• Нарушения также могут быть органические.
Причины нарушений голоса – отнесенные к органическим и центральным связывают с парезами и параличами голосовых связок, что, в свою очередь, обусловлено стволовыми поражениями мозга или коры мозга, то есть тех участков, где проходят нервные пути. Детский церебральный паралич – одна из причин нарушения голосовых функций у детей. [7, с. 141]
Периферические нарушения органического порядка в ряде причин имеют воспалительный патогенез либо врожденные или приобретенные анатомические аномалии в речевом аппарате. В их число можно внести следующие:
1. ларингиты, перешедшие в разряд хронических;
2. парезы периферические;
3. ожоги и травмы гортани;
4. паралич, когда поражается возвратный нерв;
5. последствия ларингоэктомии или резекции самой гортани.
Функциональные нарушения голосовой деятельности человека встречаются также при отсутствии органических предпосылок. Такие нарушения относятся к психогенной афонии и встречаются после острой фазы ситуации, которую можно отнести к психологически травмирующей. В основном жертвами такого состояния становятся женщины, склонные к острым невротическим реакциям, и дети.
Функциональные патологии периферического характера в сфере нарушения голосовых функций могут возникнуть при следующих причинах:
• сильные нагрузки на голосовой аппарат;
• нарушение режима голосовой функции при респираторных заболеваниях.
Патологии в эндокринной сфере, курение в ра
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрашина, Н.А. Двигательные церебральные нарушения./ Н.А. Абрашина. – Саратов: Приволжской книжное издательство, 1997. – 244 с.
2. Адрущенко, Т.Ю., Карабекова, Н.В.. Коррекция психологического развития младших школьников на начальных этапах обучения/ Т.Ю. Адрущенко, Н.В. Карабекова //Вопросы психологии, 1991. № 1.
3. Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом./Е.Ф. Архипова. М.: Просвещение, 1999. – 244с.
4. Бабина, Г.В. Речевые нарушения при детском церебральном параличе/ Г.В. Бабина // Вопросы логопедии. М.: МГПИ, 1978. – 136 с.
5. Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи./ Л.О. Бадалян и др. – Киев, 1988. – 326 с.
6. Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи./ О.Л. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В.Тимонина. Киев, 1988. – 286 с.
7. Белова-Давид, Р.А. Нарушение речи у дошкольников./Р.А. Белова-Давид. – М.: Просвещение, 1972. – 242 с. Беккер, К.-П. Логопедия. /К.-П. Беккер, М. Совак./Пер. с нем. — М.: Медицина, 1981. — 288 с.
8. Блыскина, И.В. Массаж в коррекции артикуляционных расстройств./ И.В. Блыскина, В.А. Ковшиков. – СПб.: Сатис, 1995. – 136 с.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте./ Л.И. Божович. М.: Педагогика, 1968. 400 с.
10. Борякова, Н.Ю. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям./ Н.Ю. Борякова, А.В.Соболева, В.В. Ткачева. – М.: Наука, 1994. – 136 с.
11. Василенко, Н.А. Психопатологическая характеристика учащихся с церебральным параличом/ Н.А. Василенко // Дефектология. – 1980. № 1.
12. Винарская, Е.Н. Дизартрия и ее диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга / Е.Н. Винарская, А.М. Пулатов. Ташкент, 1973. – 264 с.
13. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи./Под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1968. – 142 с.
14. Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицина, И.И. Мамайчук. – СПб, 2003. – 562 с.
15. Ермакова, И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков./ И.И. Ермакова. – М.: Просвещение, 1996.143 с.
16. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение,1990. – 256с.
17. Зееман, М. Расстройство речи в детском возрасте./ М. Земан. / Пер. с чеш. Е.О. Соколовой. Под ред. В.К. Труткева, С.С. Ляпидовского – М.: Медгиз, 1992. – 299 с.
18. Ипполитова, А.Г. Открытая ринолалия./А.Г. Ипполитова./ Под ред. О.Н. Усановой. – М.: Просвещение, 1983. – 95 с.
19. Калижнюк, Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах./ Э.С. Калиэнюк. – Киев: Вища школа, 1987. – 286 с.
20. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация./ И.А. Коробейников. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 296 с.
21. Левина, Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей./ Р.Е. Левина. // Дефектология. – 1975. № 2.
22. Логопедическое обследование ребёнка. /Автор-составитель С.Е. Большакова.М.: АПО, 1995 – 30 с.