Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 5
1.1 Формирование, развитие произносительной стороны речи в онтогенезе 5
1.2 Содержание понятия «стертая дизартрия» 9
1.3 Особенности развития произносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией 10
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 14
2.1 Организация и проведение исследования 14
2.2 Анализ результатов обследования произносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией 16
Заключение 31
Список литературы 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
Приложение 1 35
Методики обследования 35
Приложение 2 43
Методический материал для коррекции произносительной речи у детей со стертой дизартрией 43
Фрагмент для ознакомления
2
1.2 Содержание понятия «стертая дизартрия»
Вопросами изучения и коррекции дизартрии занимались многие отечественные ученые: Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарская, Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова, О.В. Правдина, К.А. Семенова, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Соботович, Г.В. Чиркина и другие.
Одно из первых определений дизартрии было дано авторами Л. С. Волкова и В. И. Селиверстова. Они придерживаются следующей концепции и рассматривают ее как нарушение просодической стороны речи, фонетической окраски звуков или речевой стороны речи, которая страдает от неправильного использования фонематических сигнальных характеристик стороны речи (недостатки, изменения звуков) [2].
Более широкое определение понятию «дизартрия» дано Е.М. Мастюковым, М.В. Ипполитовым. В нем авторы относят все нарушения артикуляции, фонации и речевого дыхания, возникающие в результате поражения различных уровней центральной нервной системы [14].
Е.Ф. Архипова определила дизартрию как нарушение звукообразования и просодики, вызванное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного [1]. Причиной данного расстройства является парез мышц этого аппарата, вызванный поражением проводящих путей черепно-мозговых нервов, отвечающих за двигательную область речи.
Причинами дизартрии являются органические поражения центральной нервной системы, вызванные воздействием различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития. Чаще всего это острые и хронические инфекции, токсикозы, родовые травмы, несоответствие резус-фактору.
Существуют разные подходы к классификации дизартрии. При классификации дизартрии по принципу локализации поражения головного мозга, согласно классификации О.В. Правдиной, выделяют псевдобульбарную, бульбарную, экстрапирамидную (подкорковую), мозжечковую, кортикальную формы дизартрии [2].
Классификация дизартрии по степени выраженности: анартрия, дизартрия, стертая дизартрия.
Стертая дизартрия – легкие расстройства фонетического и просодического компонентов речи, обусловленные негрубым нарушением иннервации артикуляторных органов.
В настоящем исследовании внимания уделено на особенности развития детей со стертой дизартрией.
1.3 Особенности развития произносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией
Е.Ф Архипова в своей работе выделила несколько общих особенностей нарушения произносительной речи у детей со стертой дизартрией, позволившие ей разделить эти признаки по группам:
Первая группа. Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения и просодики. Эта группа очень похожа на детей с дислалией. Эти дети имеют хороший уровень речевого развития, но многие из них испытывают трудности при усвоении, различении и воспроизведении предлогов. Дети путают сложные предлоги, испытывают проблемы в различении и использовании приставочных глаголов. Вместе с тем они владеют связной речью, имеют богатый словарь, но могут испытывать затруднения при произнесении слов сложной слоговой структуры.
Вторая группа. Это дети, у которых нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи сочетается с незаконченным процессом формирования фонематического слуха. В этом случае у детей в речи встречаются единичные лексико-грамматические ошибки. Дети допускают ошибки в специальных заданиях при восприятии на слух и повторении слогов и слов с оппозиционными звуками.
Третья группа. Это дети, у которых стойкое полиморфное нарушение звукопроизношения и недостаток просодической стороны речи сочетается с недоразвитием фонематического слуха. В результате при обследовании отмечается бедный словарь, выраженные ошибки в грамматическом строе, невозможность связного высказывания, значительные трудности при усвоении слов различной слоговой структуры [1].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно–логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – М.: ACT : Астрель, 2008. – 254 с.
2. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2007. – 250 с.
3. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2018. – 287 с.
4. Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова ; под ред. Л. И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.
5. Бородич, A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2014. – 189 с.
6. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития / Е.Н. Винарская. – М.: Просвещение, 1987. – 425с.
7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М. : Просвещение, 1973. – 320 с.
8. Карелина, И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии / И.Б. Карелина // Дефектология. – 1996. – №5. – С.10-13.
9. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г.А. Каше. – М. : Просвещение, 1991. – 230с.
10. Лазаренко, О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей : [методическое пособие] / О. И. Лазаренко. - Москва : Сфера, 2009. - 64 с
11. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М. : Учпедгиз, 1978. –180 с.
12. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / Л.В. Лопатина. – СПб : Союз, 2008. – 346 с.
13. Лопатина, Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения / Л.В. Лопатина // Материалы конференции "Реабилитация пациентов с расстройствами речи. – Спб., 2000. – С 177-182.
14. Мастюкова, Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / под ред. А. Г. Московкиной. – М. : Классик Стиль, 2020. – 320 с.
15. Нестерова, Т.В. Принципы логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей / Т. В. Нестерова, О.Ю. Федосова // Самарский научный вестник. – 2020. – № 1(6). – С. 110-113.
16. Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи: Практический курс. / Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина. – М.: АРКТИ, 2003. – 104 с.
17. Приходько, О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста / О.Г. Приходько. – Спб. : Каро, 2019. – 82 с.
18. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина. – М. : Владос, 2003. – 329 с. 6