Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
1.1. Сущность, содержание и формы эстетического воспитания
В разработку теории эстетического воспитания детей большой вклад внесли учёные Б.Т. Лихачев, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Педагоги практики отмечают, что недостатки в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста нередко оказываются невосполнимыми. Такое возникает в том случае, если к данной проблеме не подходить системно и комплексно.
В Концепции модернизации социально-экономического развития российской системы образования подчеркивается важность и значимость эстетического воспитания подрастающего поколения. Подобного рода процессы способствуют формированию и развитию творческих способностей дошкольников. Необходимо удовлетворять индивидуальные потребности каждого ребёнка, что касается интеллектуального, эстетического и нравственного воспитания [9].
Сущностью же эстетического воспитания является овладение каждой личностью эстетической культурой общества. Это подразумевает ориентацию в мире эстетических ценностей, развитие способности восприятия прекрасного и выразительного во всех сферах человеческого бытия. В процессе воспитания это непосредственно связано с формированием и развитием эстетического вкуса субъекта. Содержание эстетического воспитания дошкольников включает в себя следующие аспекты:
-изучение элементов теории эстетики;
-систематическое общение детей с художественной культурой;
-организованное участие в художественном творчестве.
Эстетическое воспитание дошкольников – это целенаправленный педагогический процесс, который способствует развитию эстетических чувств ребенка. Необходимо формировать эстетические представления детей и их отношение к прекрасному в природе, искусстве и окружающей жизни. К методам эстетического воспитания детей дошкольного возраста относят:
-личный пример родителей и воспитателей;
-беседы;
-занятия, проводимые в детском саду;
-посещение выставок и музеев.
В современном дошкольном образовании воспитательным процессам дошкольников отводят достаточно большое внимание. Все подобного рода требования регламентирует федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. К процессам воспитания в современной образовательной дошкольной организации сегодня предъявляют несколько иные требования, чем это было ранее. В каждой организации сегодня существует своя образовательная программа, которая регламентирует деятельность всего педагогического коллектива в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Педагоги ДОУ разрабатывают календарно-тематический план воспитательных мероприятий на весь год. Современная образовательная среда, разрабатываемая на комплексной основе, позволяет осуществлять многогранное воспитание детей. Эстетическое воспитание как целенаправленное формирование практической деятельности дошкольников является важнейшей составной частью педагогической деятельности ДОУ. Целью эстетического воспитания в образовании выступает становление эстетической воспитанности ребенка. Безусловно, никакой из существующих видов образования нельзя полностью вычленить из общего процесса воспитания, но по каждому из воспитательных направлений образовательной организации существует некий заданный комплекс мер.
Под эстетическим воспитанием в понимании Мамедовой И.М. является воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве [17]. Базовой составной частью эстетического воспитания являются воспитание и образование человека. В ее литературе часто упоминается о том, что, если речь идёт об образовании в целом, это означает, что процесс воспитания дошкольников там уже заложен. Безусловно, перед педагогами стоит вопрос, каким должно быть содержание эстетического воспитания детей дошкольного возраста, отвечающее всем современным требованиям.
В дошкольном возрасте у детей закладывается основа нравственного и эстетического сознания [3]. Происходит понимание существующих моральных норм поведения. У ребёнка начинает формироваться система устойчиво характеризующих ребенка побуждений. Проблема эстетического воспитания - это проблема современного мира вообще. Современным детям и молодежи сегодня бывает трудно оценить эстетическую красоту чего либо, поскольку само понятие эстетики в современном мире утратило свое значение, уступив место практичности и доступности. При этом главная задача, стоящая перед современной образовательной организацией, была и остаётся – воспитание гармонично развитой личности. Именно эстетическому воспитанию принадлежит здесь значительная роль. Многие специалисты считают, что такие виды искусства, как изобразительное, музыкальное, танцевальное и др., являются сегодня в современной образовательной среде сильно недооценёнными [15].
В таком случае можно сказать, что важнейшая задача образовательных организаций заключается в значительном улучшении художественного образования и эстетического воспитания дошкольников. Необходимо развивать у них чувство прекрасного, а также формировать у них высокие эстетические вкусы. Все люди должны уметь понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы и др. Опытные педагоги, такие, считают, что лучше использовать в этих целях возможности каждого занятия, или мероприятия. Они имеют достаточно большую познавательную и воспитательную силу.
Особенностью эстетического воспитания является то, что его можно формировать у дошкольника повсеместно. Дети с детства в любой образовательной организации начинают изучать художественную литературу, знакомятся с текстами, заниматься музыкой, танцами и др. В процессе всех этих видов работ дошкольники уже приобщены к творческим процессам. Но здесь очевидно, что эстетическое воспитание никак не может быть решено лишь средствами процессов ДОУ.
Вероятно, по этой причине, можно говорить о том, что ведущую роль в системе эстетического развития и образования ведущую роль будет занимать система дополнительного образования, которая в настоящее время имеет чрезвычайно важное значение для каждого ребёнка. Ресурсы совокупного образовательного потенциала здесь действительно велики. Особенно это заметно в том случае, когда родители заинтересованы в развитии собственных детей. В образовательной среде, которая всегда реализует триединую образовательную цель, обучение, воспитание и развитие, должно быть обеспечено воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов и др. С младшего возраста детей необходимо развивать способности и потребности участия в создании прекрасного в искусстве и в жизни.
«Прекрасное в действительности – это источник прекрасного в искусстве» пишет Мамедова И.М [17]. Эстетическое воспитание является частью идейно-нравственного, трудового и физического воспитания. Как любое иное воспитание – оно направлено на всестороннее развитие субъекта, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств. Психологи говорят об эстетическом отношении к миру. Это не только созерцание красоты. Прежде всего – это стремление к творчеству и к самореализации. Очевидно, что эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием.
Нельзя представить трудовое воспитание без познания прекрасного. Также, нельзя себе представить эстетическое воспитание, оторванное от активной творческой деятельности. Сформированный у человека эстетический вкус позволяет ему в течение всей последующей жизни выражать оценку действительности с позиции выработанных у человека представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом и др. это значит, что каждый человек должен стремиться к воспитанию, обогащению и совершенствованию личного эстетического вкуса.
Эстетическое воспитание предполагает формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, которое существует в творениях человека. Ещё К.Д. Ушинский писал, что в каждом предмете содержится эстетический элемент. Задача педагога заключается в том, чтобы суметь довести его до каждого ребенка. Именно по этим причинам главной задачей образовательной организации является формирование у дошкольников эстетического отношения к действительности. У человека должна существовать потребность в деятельности по законам прекрасного. Результатом эстетического воспитания у подрастающего поколения должно стать формирование эстетического идеала. Эстетический идеал и эстетический вкус представляют собой устойчивые свойства личности.
Они являются критериями эстетических оценок, и именно с точки зрения данных свойств человек эстетически оценивает собственную действительность. ДОУ закладывает основы формирования личности ребенка. Она воспитывает не только сознательных граждан и хороших специалистов, но и людей с развитым эстетическим вкусом. Перед ребёнком должен открываться чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце. Всё это в дальнейшем отразиться в стремлении делать добро людям.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Диагностика творческого развития личности [Текст] / Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования. - Авт.-сост.: И.В. Хромова, М.С. Коган. Новосибирск. - 2003. - 44 с.
2. Диагностика интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: НИИОПП. - 2006. -124 с.
3. Евдокимова И.Ю. Эстетическое воспитание детей в системе дошкольного образования [Текст] / И.Ю. Евдокимова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы VII Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 19 авг. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». - 2016. - С. 139 - 142.
4. Ежова Е.Ю. Художественная культура личности в дискурсе поликультурного пространства: монография [Текст] / Е.Ю. Ежова; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. Рязань. - 2010. - 260 с.
5. Зоблоцкая О.А. Образовательное пространство как педагогическая категория [Текст] / О.А. Зоблоцкая // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. - 2011. - No 2 (4). - С. 3-14.
6. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин // М.: ООО Издательство «Питер». - 2009. - 434 с.
7. Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании: учеб. -метод. пособие [Текст] / сост. О.А. Еник. Тольятти: Изд-во ТГУ. - 2013. - 127 с.
8. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] / Т.С. Комарова // М.: Мозаика-Синтез. - 2015. - 160 с.
9. Леонтьев А.Н. Эволюция, движение, деятельность [Текст] / А.Н. Леонтьев // Издание подготовлено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 04-06-00183а «Научное наследие А.Н. Леонтьева и его школы» Издание осуществлено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект No 12-06-16068д / ред. Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова. Издательство «Смысл». - 2012. - 950 с.
10. Любимова Ю.С. Диагностика эстетической воспитанности учащихся
начальных классов [Текст] / Ю.С. Любимова // Пачатковая школа. - 2007. - No 9. - С. 60-64.
11. Любимова, Ю.С Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей нач. кл. [Текст] / Ю.С. Любимова, В. В. Буткевич. Минск: Пачатковая школа. - 2008. - 114 с.
12. Любимова, Ю.С. Концептуальные основы организации эстетического воспитания младших школьников [Текст] / Ю.С. Любимова // Воспитание младших школьников: история и современность: сб. науч. ст. / редкол. В.В. Буткевич [и др.]; под общ. ред. В.В. Буткевич. Минск: БГПУ. - 2008. - С.103-111.
13. Маслова Л.П. Формы и методы контроля качества учебной
деятельности на уроках музыки и мировой художественной культуры: пособие для учителей [Текст] / Л.П. Маслова // Новосибирск. - 2010. - 47 с.
14. Матюхина М.В. Развитие личности и познавательных процессов в дошкольном и младшем школьном возрасте: Учеб. Пособие. Волгоград [Текст] / М.В. Матюхина // Перемена. - 2005. - 215 с.
15. Мелик-Пашаев А.А. Художник в каждом ребенке [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев // М.: Просвещение. - 2008. - 175 с.
16. Мелик-Пашаев А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественного развития [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев // М.: Феникс +, 2009. - 272 с.
17. Мамедова, И.М. Эстетическое воспитание дошкольников / И. М. Мамедова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 790-792. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9060/ (дата обращения: 31.10.2023).
18. Мочалова С.А. Развитие творческих способностей детей 5-10 лет на занятиях по изобразительному искусству [Текст] / С.А. Мочалова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - No 94. - С. 166-170.
19. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст] / Под руководством Б.М. Неменского, Изд. 5-е. М.: Просвещение. - 2009. - 144 с.
20. Селиванова Л.И. Саморазвитие личности: изучение и реализация идей П.Ф. Каптерева: практическое руководство для учителей и студентов университетов [Текст] / Л.И. Селиванова. Под науч. ред. Ф.В. Кадола; М-во образования РБ, Гомельский областной институт развития образования. Гомель. - 2011. - 81 с.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 2013 г. Приказ Минобр-науки России №1155 г. Москва.
22. Федеральный закон об образовании в Российской федерации №273-Ф3 от 29.12.2012 [Текст]. – Ростов н/д: Леги-он, 2013. – 208 с.