Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что долгосрочная эффективная работа любого предприятия, его экономический рост и развитие определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциал организации.
В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса.
Цель данной работы – рассмотреть методы изучения внешней среды организации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) Раскрыть понятие внешней среды организации;
2) Изучить методы анализа внешней среды;
3) Дать краткую характеристику организации;
4) Провести анализ внешней среды ООО «Дубки»;
5) Выделить направления развития организации ООО «Дубки».
Объект исследования – Общество с ограниченной ответственностью «Дубки». Предмет исследования – методы изучения внешней среды организации.
Информационной базой для написания данной работы послужили труды отечественных авторов по изучаемой проблематике исследования, наиболее известными из них являются: В.А. Агафонов, Б.Т. Кузнецов, М.М. Купцов и др.
Методы исследования: метод анализа, синтеза, сравнения, наблюдения.
Структура данной работы включает введение, две главы, заключение и список литературы.
В первой главе исследования рассмотрены теоретические основы изучения внешней среды организации: раскрыто понятие внешней среды организации; изучены методы анализа внешней среды.
Во второй главе проведено исследование внешней среды организации на примере ООО «Дубки»: дана краткая характеристика организации; проведен анализ внешней среды ООО «Дубки».
В третьей главе исследования выделены направления развития организации ООО «Дубки».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие внешней среды организации
Внешняя среда – это:
- сфера, в которой организация осуществляет свою жизнедеятельность;
- совокупность факторов влияния вне организации, на которые руководство организации не может влиять непосредственно [5].
Факторы внешней среды подразделяются на две основные группы: прямого (микросреда) и косвенного (макросреда) воздействия (рисунок 1) 7.
Рисунок 1 – Структура внешней среды организации
Среда прямого воздействия – это деловая среда организации, она включает факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации. К ним относят поставщиков, законы и учреждения государственного регулирования, профсоюзы, потребителей и конкурентов.
При проведении операций предприятие вынуждено в первую очередь учитывать требования внешней среды прямого воздей¬ствия.
Но, кроме факторов прямого воздействия, руководитель дол¬жен учитывать также внешнюю среду косвенного воздействия 9.
Под средой косвенного воздействия понимают факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но сказываются на ее функционировании. Речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах [1].
Влияние факторов косвенного воздей¬ствия опосредовано через изменение факторов среды прямого воздействия. Например, экономический спад приведет к сокра¬щению числа рабочих мест, а, следовательно, к уменьшению дохо¬дов населения и спроса на продукцию. Или, например, примене¬ние новой технологии конкурентами даст им выигрыш в качестве продукции, а, следовательно, укрепит их позиции на рынке. Поэ¬тому менеджер обязан предусматривать влияние факторов среды косвенного воздействия, реагировать на них вовремя [6].
Таким образом, внешняя среда – это сфера, в которой организация осуществляет свою жизнедеятельность; совокупность факторов влияния вне организации, на которые руководство организации не может влиять непосредственно.
1.2 Методы анализа внешней среды
Проведем обзор основных методов анализа внешней среды организации.
1. PEST-анализ компании.
С учетом классификации факторов внешней среды на факторы прямого и косвенного действия выделяется два типа окружения компании – макроокружение и микроокружение (рисунок 2).
Широко распространенный инструмент стратегического анализа макроокружения компании – PEST-анализ 10.
PEST – это аббревиатура, составленная из названий факторов внешней среды, подвергаемых анализу 4:
- «Political» – политические факторы;
- «Economic» – экономические факторы;
- «Social» – социальные факторы;
- «Technological» – технологические факторы.
2. Для анализа микроокружения чаще всего применяется модель пяти сил М. Портера (рисунок 2). М. Портер выделил 5 ключевых сил, оказывающих влияние на прибыльность компании любой отраслевой принадлежности 3:
- рыночная власть поставщиков;
- рыночная власть потребителей;
- угрозы со стороны новичков на рынке (потенциальных конкурентов);
- интенсивность конкуренции между существующими конкурентами;
- угроза возникновения субститутов (заменителей) услуг и товаров.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамов, В. С. Стратегический менеджмент в 2 ч. Часть 1. Сущность и содержание: учебник и практикум для вузов / В. С. Абрамов, С.В. Абрамов; под редакцией В. С. Абрамова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 270 с. – Текст: непосредственный.
2. Абрамов, В. С. Стратегический менеджмент в 2 ч. Часть 2. Функциональные стратегии: учебник и практикум для вузов / В. С. Абрамов, С. В. Абрамов; под редакцией В. С. Абрамова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 246 с. – Текст: непосредственный.
3. Агафонов, В. А. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры: монография / В. А. Агафонов. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 276 с. – Текст: непосредственный.
4. Акмаева, Р. И. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Р. И. Акмаева. – Москва: Русайнс, 2020. – 256 с. – Текст: непосредственный.
5. Басовский, Л. Е. Стратегический менеджмент: Уч. / Л. Е. Басовский и др. - Москва: Инфра-М, 2019. - 80 c. – Текст: непосредственный.
6. Гуськов, Ю. В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю. В. Гуськов. - Москва: Альфа-М, 2019. - 448 c. – Текст: непосредственный.
7. Кузнецов, Б. Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Б. Т. Кузнецов. - Москва: ЮНИТИ, 2019. - 623 c. – Текст: непосредственный.
8. Купцов, М. М. Стратегический менеджмент / М. М. Купцов. - Москва: Инфра-М, 2019. - 184 с. – Текст: непосредственный.
9. Курлыкова, А. В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / А. В. Курлыкова. - Москва: Риор, 2019. - 144 c. – Текст: непосредственный.
10. Лапыгин, Ю. Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю. Н. Лапыгин. - Москва: Инфра-М, 2019. - 400 c. – Текст: непосредственный.
11. Маркова, В. Д. Стратегический менеджмент. Курс лекций: Учебное пособие / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. - Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 288 c. – Текст: непосредственный.
12. Тебекин, А. В. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров/ А. В. Тебекин. - Москва: Юрайт, 2019. - 320 c. – Текст: непосредственный.
13. Котарев, А. В. Рынок колбасных изделий России: динамика, тенденции, перспективы Электронный ресурс / А. В. Котарев // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2020. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-kolbasnyh-izdeliy-rossii-dinamika-tendentsii-perspektivy (дата обращения: 25.10.2023). – Текст: электронный.
14. Официальный сайт ООО «Дубки» Электронный ресурс. – URL: dubki-rc.ru (Дата обращения: 29.10.2023). – Текст: электронный
15. Ягунова, Н. А. Оценка конкурентного окружения предприятия с использованием модели пяти сил Майкла Портера Электронный ресурс / Н. А. Ягунова, М. В. Смагина, Д. А. Иванов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-konkurentnogo-okruzheniya-predpriyatiya-s-ispolzovaniem-modeli-pyati-sil-maykla-portera (дата обращения: 29.10.2023). – Текст: электронный.